Презентация по истории Санкт-Петербурга Городская скульптура как текст культуры
Городская скульптура как текст культурыПамятники ПетруI в Санкт-Петербурге
Медный всадник Установлен 7 августа 1782 года на Сенатской площади по инициативе Екатерины II, автор памятника – скульптор Э.М. Фальконе. Впервые о Медном всаднике написал в своей поэме А. Пушкин, но очень скоро именно это имя становится почти официальным названием памятника.
Идея величия, но в тоже время, идея мудрого, просвещённого правления. Величие человека, в данном случае конкретного, актуальна для эпохи Просвещения. Пётр подчиняет природу, которую здесь олицетворяет конь.
Пётр может всем управлять и всё предвидеть: противоречивое российское общество – его олицетворением может быть сам постамент(огромный камень не создаёт впечатления монументальности, а кажется чем-то зыбким), недруги, готовые использовать любую оплошность(ползущая змея)
Напомнила ЕкатеринаII и о своих «скромных» заслугах. Надпись на постаменте не даёт повода усомниться в том, кто же истинный приемник ПетраI. Скромно, но очень доходчиво.
Этот памятник требует большого открытого пространства и всё последующее строительство проводилось в достаточном удалении. В данный момент вокруг памятника нет ограждения – это, наверное, более логично.
Памятник ПетруI у Михайловского замка Этот памятник ПетруI мог стать первым, установленным российскому императору ещё при жизни. Восковую модель изготовил Б. Растрелли в 1717 г. Потом, уже Елизавета повелела выполнить скульптуру в полную величину из бронзы. ПавелI подарил памятнику жизнь: он был отреставрирован и дополнен постаментом с барельефами «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте». Открытие в 1800 году было приурочено к торжественному въезду императора в новую резиденцию.
Главными идеями становятся мощь и стабильность. Детство Павла пошло в атмосфере дворцовых интриг и заговоров. Вступив на престол, новый император стремился навести порядок, каким он его себе представлял.
Очень высокой , надёжный пьедестал. Фигура царя находится в абсолютной недосягаемости для зрителя. Безопасность была очень важна и для самого Павла. Также император радел за законную власть – вернул прежний закон престолонаследования, а надпись на постаменте подтверждает кровное родство .
Герб Павловской эпохи - мальтийский крест и корона дают возможность совершенно точно определить время установки памятника.
Памятник находится на своём прежнем месте, но сейчас пространство не выглядит таким парадным и открытым. Скульптура, конечно, не потерялась, но лишилась излишней торжественности, став доминантой маленького регулярного парка перед Михайловским замком.
Царь- плотник Эту скульптуру на Английской набережной открывали дважды в 1910 и в 1996 годах. Оригинал памятника был уничтожен в 1919 г. Но ещё в 1911 году копия была подарена голландскому Заандаму, где Пётр инкогнито побывал в 1697 году, обучаясь кораблестроительному ремеслу. Автор памятника – скульптор Л.А. Бернштам
Это памятник молодому царю-созидателю. В начале ХХ века императорской власти было необходимо лишний раз показать что царь не только не забывает свой народ, но и полностью разделяет его заботы, что царь – это земной человек, который знает что такое тяжёлый труд и не боится физической работы.
Небольшой размер скульптуры, низкий постамент, простая одежда, сосредоточенное лицо, умелое «владение» инструментами, абсолютно естественная, не пафосная поза – всё это призвано подчеркнуть основную идею памятника.
Место памятника выбрано очень символично: с одной стороны на берегу Невы, с другой - здание бывшего главного морского ведомства. Но зрителям памятник открывается неожиданно, особенно летом, он несколько «затерян» среди деревьев.
Памятник ПетруI в Петропавловской крепостиПамятник установлен в 1991г. Автор - М. Шемякин, использовал для достоверности прижизненную маску Петра, изготовленную Б.К. Растрелли в 1719 году. Самый противоречивый памятник, вызвал серьёзные дискуссии в обществе. Скульптура появилась в очень сложный период – смена эпох, распад СССР. Люди чувствовали себя очень неуютно, была утеряна вера в будущее, в свои силы, это касалось и власти.
Напряжённая поза, нервные «паучьи» пальцы. Сама фигура получилась гротескной, несоответствующей и эпохе, и тому, что мы привыкли знать о первом российском императоре. Человек словно сидит не на троне, а на раскалённых углях. Но какая-то неведомая сила не даёт ему подняться…
Памятник установлен на низком постаменте, что ещё больше усиливает ощущение неестественности. Установлен в самом проходимом месте, его невозможно не заметит, но люди, пришедшие в первый раз не сразу понимают, что это тот самый Пётр Великий.