Формирование познавательных УУД на уроках обучения грамоте и русского языка, путем внедрения материалов писателей Сахалинской области.
Тема: Формирование познавательных УУД на уроках обучения грамоте и русского языка, путем внедрения материалов писателей Сахалинской области.
Введение
Данная тема является актуальной, потому что рамках ФГОС НОО, на первом месте стоит формирование УУД, в частности познавательных. Это значит, что обучающиеся должны научиться находить и выделять информацию, уметь ставить проблему и находить пути её решения, строить высказывания в устной и письменной форме, подводить под понятие, устанавливать причинно-следственные связи и тд. Также, в соответствии с ФГОС НОО один из личностных результатов освоения общей образовательной программы должен отражать « формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций». Поэтому внедрение материалов местных авторов играет большую роль в образовании современных младших школьников.
Уроки обучения грамоте для первоклассников должны быть особенными, ведь они только учатся быть учениками. Они воспринимают эти уроки очень серьезно, ведь именно на этих уроках они знакомятся с буквами и учатся читать. Чтобы уроки обучения грамоте были интересными, мною было принято решение о внедрении материалов местных авторов.
Познавательные УУД
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблемтворческого и поискового характера.
2) Региональная литература
Многообразен и ярок мир детской литературы Сахалина. Литература для детей и о детях — всегда была нелегким материалом, тем более теперь, когда детство переполнено самыми разнообразными занятиями. “Детские” писатели Сахалина — Наталья Капустюк, Иван Рогожкин, Анатолий Дешин, Елена Машукова, Олег Кузнецов.
3) Региональный компонент на уроках русского языка
Изучение русского языка на региональной основе предполагает последовательное и систематическое включение в общеобразовательную программу материала местных авторов. Введение регионального компонента ставит целью:
воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре, этнографии родного края;
обогащение пассивного словарного запаса учащихся за счёт местной лексики и фразеологии;
Региональный материал должен быть посильным для учащихся и тематически организованным. При этом нет необходимости использовать его на каждом уроке.
Включение в общеобразовательный курс русского языка регионального компонента расширяет требования к умениям и навыкам. Учащиеся должны:
уметь анализировать окружающую языковую среду с точки зрения разграничения в ней нормированного литературного языка и местной речи;
понимать значение местных слов, оборотов речи, пословиц, поговорок;
знать имена региональных авторов.
Работая над материалом регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:
Систематичность
Доступность
Наглядность
Разнообразность материала
Связь материала в учебной и воспитательной работе
Взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.
Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Интеграция элементов регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т.д.
Мотивацией учебной деятельности школьников является потребность в изучении истории, культуры родного края, своего народа, желание прочесть произведения, посвященные родным местам, сравнить свои впечатления с впечатлениями известных людей, высказать свои мысли и чувства.
Региональный компонент позволяет оживить урок, раздвинуть его рамки, вынести урок в семью, на улицу, в историко-краеведческий музей, архив, библиотеку, редакцию местной газеты.
Эффективность использования краеведческого материала на уроках и внеклассных занятиях бесспорна, так как помогает почувствовать и полюбить ещё сильнее свою малую родину – Сахалин.
4) Практическое применение
В самом начале года, когда мы еще не начали знакомство с буквами, детям была представлена книга Елены Намаконовой «Машина буква». Автор в очень интересной форме представляет несколько букв. Некоторые из детей эти буквы уже знали, называли слова, которые начинаются с этих букв. Затем вместе с главной героиней мы решили выяснить, а какие первые буквы имени у нас. Организовали игру, учитель называет букву – встают дети, чье имя называется на эту букву, одновременно с этим остальные подсчитывали, а сколько у нас имен на ту или иную букву. Игра была полезна тем, что мы закрепили знание алфавита, а также она помогла детям запомнить имена друг друга.
При изучении буквы О и гласного звука [о] для работы, мною предложено было стихотворение Елены Машуковой:
Боровик
Где прохлада и родник,
Спит в лесочке боровик.
А вокруг – трава, трава,
И тропа видна едва.
Боровик к траве приник.
Не найдёт его грибник!
Читаю стихотворение детям. О чем оно? Кто главный герой? Найдите и подчеркните новую букву. Кто попробует прочитать слова, в которых вы нашли и подчеркнули букву. Послушайте как они звучат, что особенного заметили?(Подчеркнули букву О, а слышим звук а). Какой вывод можем сделать? (Иногда буква о может давать не только гласный звук [о], но и звук [а])
При изучении темы «Буква Чч и мягкий согласный звук [ч]» используем стихотворения А.Дешина «Бычок».
БЫЧОК
Скок-скок!
Еще скачок!
Прыгал целый день бычок.
Утомился,
Из бачка
Он напился
Молочка,
Повалился на бочок
И – молчок!
Уснул бычок.
- Прочитайте, о чем стихотворение? Кто главный герой? Что интересного заметили? (слова одинаково заканчиваются). Подчеркните эти одинаковые окончания слов.( -ЧОК) Назовите эти слова. Что интересного в них? (Когда произносим концовки слов, то слышим гласную Ё, а пишем гласную О). Почему так происходит? (потому что звук Ч согласный и всегда мягкий, поэтому мы слышим Ё, а пишем О).
При изучении темы «Буква Ж и согласный твердый звук [ж]» используем стихотворения А.Дешина.
***
Уж ужа, увидев в луже,
На лужок на ужин звал.
Но ужу не нужен ужин,
Уж уже поужинал.
- Используем это стихотворение как скороговорку, на этапе речевой разминки в начале урока.
КАК ПОЛАДИТЬ С ЕЖОМ?
Я принес ежа из леса.
До чего ж он интересный!
Хлебом стал кормить ежа,
Под диван он убежал.
Я хотел его погладить,
Он взъерошился, шипит.
Как же мне с ежом поладить,
Чтобы стал со мной дружить?
- Прочитаем стихотворение, о ком оно, кто рассказывает (от чьего лица?), найдите две согласных, которые являются парными (ж и ш), подчеркните их, какие они дают звуки, дайте характеристику, найдите опасные места, связанные с этими согласными. Почему эти места являются опасными? (жи и ши, это правило, которое нужно запомнить)
ИЛИ
В местах жи и ши можно пропустить букву и использовать на уроках, связанных с этим правилом. Например, скажите, почему здесь пропуск? Какие звуки слышим на месте этих пропусков? А какие буквы напишем? Кто уже догадался? Выводим правило.
При изучении темы: «Буква Ё и гласные звуки, которые она даёт». Стихотворение А.Дешина «Может и дружили б…»
МОЖЕТ, И ДРУЖИЛИ Б…
Ёж в гости к зайцу не ходил,
Он далеко от зайца жил.
И заяц, по лесу кружа,
Ни разу не был у ежа.
Может, и дружили б,
Если б рядом жили!
- Прочитайте стихотворение, о ком оно, кто главные герои? Найдите слова, в которых есть «особенные» буквы, которые умеют давать два звука. Подчеркните их. Назовите те слова, которые вы подчеркнули. Во всех ли словах эти буквы дают два звука? А в каких именно? (ёж, заяц, ежа). Составим звуковые модели этих слов. А теперь вернемся к словам, в которых эти буквы не дают два звука (рядом, не, может). Составим звуковые модели этих слов. Почему у нас получилось две группы слов? В каких случаях гласные Е, Я, Ё будут давать два звука? (В начале слова и после гласной).
Проект «Живая Азбука». Стихотворения Н.К.Капустюк цикл «Веселая азбука на рисунки детей». Каждый ребенок выбрал букву, изобразил ее необычным образом на листе А4, подбирали к своей букве загадку. Также, каждый из детей выучил стихотворение о своей букве наизусть. И во время защиты своего проекта, каждый из них читал стихотворение.
Примеры стихотворений:
«А» сказала малышу,
Будь внимателен, прошу.
Не ходить на красный свет
Учат буквы с ранних лет.
В ведрах «В» водичка бьётся.
Солнце весело смеётся:
«В рукавичках, в Валенках,
«В», Ну, ты как Варенька!
Азбуку завершили. Переход к новому учебнику совершен. Теперь наш учебник называется «Русский язык».
При изучении темы «Что могут называть слова», которая готовит детей к разным частям речи в русском языке. Мы пока не называем эти части речи, а учим отличать слова по вопросам и называем их, как слова-названия предметов, признаков и действий. Для отработки этой темы используем стихотворение Елены Машуковой «Снимите трубку».
СНИМИТЕ ТРУБКУ!
Слонёнок зашёл в телефонную будку
И долго гудел в телефонную трубку.
Как грустно, что в городе этом большом
Никто не хотел говорить с малышом!
- Прочитайте стихотворение. О чем оно? Кто главный герой? Почему его называют слоненок, а не слон? (потому что дальше сказано, что он малыш). Найдите в этом стихотворении слова, которые будут отвечать на вопросы кто? что?, они должны называть предметы, явления или живых существ. Назовите эти слова. Подчеркнем их одной чертой. Теперь найдите слова, которые обозначают действие и отвечают на вопросы что делает? Что делают? Подчеркнем их двумя чертами. Последнее, что мы найдем, слова, обозначающие признак. Эти слова должны отвечать на вопрос Какой? Какая? Какую? Какие? Подчеркнем эти слова волнистой линией. Кто ответит, почему мы подчеркнули тремя разными способами? (потому что эти слова отвечали на разные вопросы). Теперь задание на закрепление, найдите и прочитайте предложение с восклицательной интонацией. Как вы его нашли? Прочитайте его с соответствующей интонацией. А другое предложение оканчивается каким знаком? Как мы его прочтем? Теперь, первый вариант записывают в тетрадь восклицательное предложение, а второй – повестовательное.
При изучении темы «Какие слова мы называем «вежливыми»?» используем стихотворение А.Дешина «Я вежливый».
Я ВЕЖЛИВЫЙ
– Я вежливый! –
Дружку хвалился Славка.
– Со мной такой
Сегодня случай был:
Вошла в автобус
Старенькая бабка,
И я ей сразу
Место уступил.
– И ты стоял? –
Спросил дружок у Славки.
– Ну что ты!
На руках сидел у бабки.
- Используем это стихотворение на этапе самоопределения к деятельности. Читаем вместе с детьми это стихотворение, затем выясняем, о чем оно? Прав ли главный герой? Можно ли его назвать вежливым? Почему? Какого человека можно назвать вежливым? А какие слова называются вежливыми? Назовите их.
Также, на уроках необходимо применение физминуток. Для этого используем стихотворение А.Дешина "Кто может сосчитать?".
КТО ПОМОЖЕТ СОСЧИТАТЬ?
Бью рукою по мячу,
Вместе с ним сама скачу:
Раз, два, три, четыре, пять!
И еще пять раз по пять.
И еще пять раз по пять.
Кто поможет сосчитать?
Так как встречу с автором – Н.К.Капустюк мы запланировали на 4 четверть, дети, заранее подготовили для нее вопросы и запечатали их в конвертики.