Рабочая программа по русс яз 1 класс Школа России


Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
С целью обеспечения реализации образовательных потребностей и запросов обучающихся, часы компонента образовательного учреждения переданы на изучение русского языка (2 часа).
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
– развитие коммуникативных умений;
– развитие нравственных и эстетических чувств;
– развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемики (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети
усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный)– повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
I класс II класс III класс IV класс
Примерное количество слов для словарных диктантов - 8 – 10 10 – 12 12 – 15
Количество слов в текстах,
предназначенных для
контрольных диктантов 15 – 17
25 – 30
35 – 45
1по 55 – 65
1 полугодие
65 – 70
2 полугодие
75 – 80
конец года
Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются соответственно на 15 – 20 слов.
Место курса в учебном плане.
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 414 ч. В 1 классе — 99 ч (3 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 69 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 30 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
На уроки обучения чтению в период обучения грамоте (2 ч в неделю) выделяются часы учебного плана по литературному чтению (46ч).
Во 2—3 классах на уроки русского языка отводится по 140 ч (4 ч в неделю, 35 учебных недель в каждом классе). В 4 классе на уроки русского языка отводится 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель).
Предметные области Учебные предметы Классы
1 2 3 4 Всего
Количество часов в год/неделю
Филология Русский язык 99/3 105/3 105/3 105/3 414/12
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Русский язык - 35/1 35/1 - 70/2
Итого 99/3 140/4 140/4 105/3 484/14
Ценностные ориентиры курса.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом
определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2.Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6.Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на
основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Тематическое планирование

п/п Разделы, темы Количество часов
Рабочая
программа
Рабочая программа по
классам
1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.
1 Обучение грамоте (письмо) 69 69 2 Повторение 13 - 1 8 4
3 Наша речь 5 1 2 2 -
4 Текст.Предложение.Словосочетание 31 1 14 10 6
5 Слово в языке 39 5 15 13 6
6 Звуки. Буквы 74 23 51 - -
7 Состав слова 35 - - 35 -
8 Части речи 188 - 51 62 75
9 Итоговое повторение 30 - 6 10 14
Итого: 484 99 140 140 105

1 КЛАСС (99 ч)
Обучение письму (69 ч)
Добукварный период (15 ч)
Букварный период (45 ч)
Послебукварный период (9 ч)
Проверочная работа по курсу обучения грамоте
Русский язык (30ч)
Наша речь (1 ч)
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог (1 ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова… (2 ч)
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.
Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.
Слово и слог. Ударение. (3 ч)
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Звуки и буквы (23 ч)
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.
Проверочный диктант. «Согласные звонкие и глухие»
Проект «Скороговорки. Составление сборника «Веселые скороговорки»,
Развитие речи. Наблюдение за изобразительными возможностями языка. Проверочный диктант. «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль»
Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения
Проект. «Сказочная страничка»(в названиях сказок-изученные правила письма)
Комплексная проверочная работа
2 КЛАСС (140 ч)
Повторение (1 ч)
Наша речь (2 ч)
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст (3 ч)
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.
Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.
Предложение (11ч)
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень»
Проверочная работа «Предложение»
Слова, слова, слова… (15 ч)
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам
Проверочная работа «Деление слова на слоги. Ударение»
Звуки и буквы (51 ч)
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.
Проверочная работа. «Звуки и буквы русского алфавита»
Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.
Проверочный диктант. «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».
Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку
Проект «Пишем письмо».
Проект «Рифма». Формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности.
Проверочный диктант. «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»
Проверочный диктант «Правописание гласных и согласных в корне слова»
Проверочная работа «Разделительный ъ и ь знаки»
Части речи (51 ч)
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.
Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.
Проверочная работа «Имя существительное»
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
Проверочная работа «Глагол»
Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения).
Проверочная работа «Имя прилагательное»
Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования.
Проверочная работа «Местоимение»
Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста.
Проверочная работа «Предлоги»
Проект «В словари — за частями речи!»
Контрольный диктант по пройденным во 2 классе темам.
Повторение (6ч)
Комплексная проверочная работа
3 КЛАСС (140 ч)
Повторение (8 ч)
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык.
Развитие речи. Составление текста по рисунку.
Текст. Предложение. Словосочетание (10ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а так- же по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рас- сказа по репродукции картины В. Д. Поле- нова «Золотая осень».
Проверочная работа «Предложение»
Слово в языке и речи (13ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Проверочная работа «Числительное»
Проверочный диктант «Правописание однокоренных слов»
Проект «Рассказ о слове»
Состав слова (35ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. Правописание частей слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Проверочная работа. «Значимые части речи»
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом текста
Проект «Семья слов».
Контрольный диктант «Состав слова»
Развитие речи. Составление текста по ре- продукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
ЧАСТИ РЕЧИ (62ч)
Имя существительное (24 ч)
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану
Проект «Тайна имени».
Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.
Проверочный диктант. «Род имени существительного»
Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Проект «„Зимняя“ страничка».
Проверочный диктант. «Склонение имени существительного»
Имя прилагательное (15 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.
Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.
Проект «Имена прилагательные в загадках»
Контрольный диктант «Имя прилагательное»
Местоимение (5 ч)
Лицо, число, род личных местоимений.
Проверочная работа. «Местоимение»
Глагол (18 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Развитие речи. Составление письма
Развитие речи. Выборочное подробное из- ложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно состав- ленному плану
Проверочная работа «Глагол»
Контрольный диктант «Части речи»
Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»
Повторение (10ч)
Комплексная проверочная работа
4 КЛАСС (105 Ч)
Повторение (4ч)
Наша речь и наш язык.
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.
Проверочная работа «Наша речь и наш язык»
Текст. Предложение. (6ч)
Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Проверочная работа «Предложение»
Развитие речи. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану
Слово в языке и речи (6ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.
Контрольный диктант. «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова»
Развитие речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста.
Части речи. (75ч)
Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие. (4ч)
Проверочная работа. «Части речи»
Имя существительное (23ч)
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.
Контрольный диктант. «Правописание окончаний имен существительных»
Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.
Проект «Говорите правильно!»
Имя прилагательное (25ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных. Изменение по падежам. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном (множественном) числе.
Развитие речи. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».
Проект «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке“ А. С. Пушкина».
Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания
Развитие речи. Составление сообщения о достопримечательностях своего города.
Контрольный диктант. «Имя прилагательное»
Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Местоимение (5 ч)
Лицо, число, род личных местоимений.
Проверочная работа. «Местоимение»
Глагол (18 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Развитие речи. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
Развитие речи. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.
Контрольный диктант. «Глагол. Правописание личных окончаний глаголов»
Повторение (14 ч)
Комплексная проверочная работа
Перечень обязательных контрольных и диктантов и других видов работ
Вид работы Iкл IIкл IIIкл IVкл
Входящая контрольная работа 1 1 1
Итоговый за 1 четв. 1 1 1
Итоговый за 2 четв. 1 1 1
Итоговый за 3 четв. 1 1 1
Итоговый за год 1 1 1
Контрольный диктант 1 3 4
Проверочный диктант 2 3 3 -
Проверочная работа - 9 5 4
Комплексная проверочная работа 1 1 1 1
Развитие речи 4 11 13 12
Проект 2 4 5 2
ИТОГО 6 12 9 9
1 класс
Четверть Раздел Тематические проверочные работы\ развитие речи Контрольные
работы Проектная деятельность
Первая-Третья
четверть
(69 ч) Обучение письму
Проверочная работа по курсу обучения грамоте Третья четверть
(7ч) Слова, слова, слова…
Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. Четвертая четверть (23ч) Звуки и буквы
Развитие речи. Наблюдение за изобразительными возможностями языка. Проверочный диктант. «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль»
Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения Комплексная проверочная работа
Проект «Скороговорки. Составление сборника «Веселые скороговорки»,
Проект. «Сказочная страничка»(в названиях сказок-изученные правила письма)
2 класс
Четверть Раздел Тематические проверочные работы\ развитие речи Контрольные
работы Проектная деятельность
Первая
четверть
(36 ч) Текст
Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. Входящая контрольная работа Предложение
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень»
Проверочная работа «Предложение» Слова, слова, слова…
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам
Проверочная работа «Деление слова на слоги. Ударение» Итоговый диктант за 1 четверть Вторая (28 ч) -Третья четверть (20 ч) Звуки и буквы Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.
Проверочная работа. «Звуки и буквы русского алфавита»
Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.
Проверочный диктант. «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Проверочный диктант. «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»
Проверочный диктант «Правописание гласных и согласных в корне слова»
Проверочная работа «Разделительный ъ и ь знаки» Итоговый диктант за 2 четверть Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку
Проект «Пишем письмо».
Проект «Рифма». Формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности.
Третья (21 ч) -Четвертая четверть (36 ч) Части речи Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.
Проверочная работа «Имя существительное»
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
Проверочная работа «Глагол»
Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения).
Проверочная работа «Имя прилагательное»
Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования.
Проверочная работа «Местоимение»
Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста.
Проверочная работа «Предлоги»
Итоговый диктант за 3 четверть
Контрольный диктант по пройденным во 2 классе темам.
Проект «В словари — за частями речи!»
Повторение
Комплексная проверочная работа 3 класс
Четверть Раздел Тематические проверочные работы\ развитие речи Контрольные
работы Проектная деятельность
Первая
четверть
(36 ч) Язык и речь
Развитие речи. Составление текста по рисунку. Входящая контрольная работа Текст. Предложение. Словосочетание Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а так- же по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рас- сказа по репродукции картины В. Д. Поле- нова «Золотая осень».
Проверочная работа «Предложение» Слово в языке и речи
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Проверочная работа «Числительное»
Проверочный диктант «Правописание однокоренных слов» Итоговый диктант за 1 четверть
Проект «Рассказ о слове»
Вторая четверть (28 ч) Состав слова
Проверочная работа. «Значимые части речи»
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом текста
Развитие речи. Составление текста по ре- продукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Контрольный диктант «Состав слова»
Итоговый диктант за 2 четверть
Проект «Семья слов».
Третья четверть (40 ч) ЧАСТИ РЕЧИ
Имя существительное
Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану
Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.
Проверочный диктант. «Род имени существительного»
Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Проверочный диктант. «Склонение имени существительного» Проект «Тайна имени».
Проект «„Зимняя“ страничка».
Имя прилагательное
Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. Контрольный диктант «Имя прилагательное»
Итоговый диктант за 3 четверть Проект «Имена прилагательные в загадках»
Четвертая четверть (36 ч) Местоимение
Проверочная работа. «Местоимение» Глагол
Развитие речи. Составление письма
Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно состав- ленному плану
Проверочная работа «Глагол»
Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке» Контрольный диктант «Части речи»
Повторение
Контрольный диктант по пройденным в 3 классе темам.
Комплексная проверочная работа 4 класс
Четверть Раздел Тематические проверочные работы\ развитие речи Контрольные
работы Проектная деятельность
Первая
четверть
(27 ч) Повторение
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.
Проверочная работа «Наша речь и наш язык» Входящая контрольная работа Текст. Предложение.
Проверочная работа «Предложение»
Развитие речи. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану Слово в языке и речи
Развитие речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста.
Контрольный диктант. «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова» Части речи.
Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие. Проверочная работа. «Части речи»
Имя существительное
Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). Итоговый диктант за 1 четверть
Проект «Говорите правильно!»
Вторая четверть (21 ч) Имя существительное
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Контрольный диктант. «Правописание окончаний имен существительных» Имя прилагательное
Развитие речи. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». Итоговый диктант за 2 четверть Третья четверть (30 ч) Имя прилагательное
Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания
Развитие речи. Составление сообщения о достопримечательностях своего города. Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» Контрольный диктант. «Имя прилагательное»
Проект «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке“ А. С. Пушкина».
Местоимение
Проверочная работа. «Местоимение» Глагол Развитие речи. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану Итоговый диктант за 3 четверть Четвертая четверть (40 ч) Глагол
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
Развитие речи. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся. Контрольный диктант. «Глагол. Правописание личных окончаний глаголов»
Повторение
Контрольный диктант по пройденным в 4 классе темам.
Комплексная проверочная работа Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Средства обучения по русскому языку для учащихся 1-4 классов
Литература Дидактический материал Информационно-компьютерная поддержка
Основная:1 Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1– 4 классы.
Учебники Обучение грамоте
2 Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник: 1 класс. Часть 1,2.
Русский язык
3Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.
4Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. Часть 1,2.
5 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. Часть 1,2.
6 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. Часть 1, 2.
Прописи (Обучение грамоте)
7 Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись. Части 1, 2, 3, 4.
Рабочие тетради (Русский язык)
8 Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.
9 Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 2 класс. Часть 1,2.
10 Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 3 класс. Часть 1,2.
11 Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть1,2. Методические пособия Обучение грамоте
12 Горецкий В.Г. И др. Обучение грамоте.
Русский язык
13 Канакина В.П., Горецкий В.Г.Русский язык. Методическое пособие. 1 класс.
14 Канакина В.П., Горецкий В.Г.Русский язык. Методическое пособие. 2 класс.
15 Канакина В.П., Фомичева Г.А. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс.
16 Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс.
17 Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы. Проверочные работы
18 Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 1 класс / Сост. И.В.Позолотина, Е.А.Тихонова. – М.: ВАКО, 2012.
Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ruДополнительная:
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.,1994.
Антонова Е.С. Тайна текста.Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и мышления школьников 5-6 классов.-М.,2000
Печатные пособия
1 Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы
письменных букв).
2 Касса букв и сочетаний (по возможности).
3 Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. Обучение грамоте. 1 класс. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.
4 Таблицы к основным разделам грамматического материала содержащегося в
программе по русскому языку.
5 Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой определенной в программе по русскому языку.
6 Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.
7 Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в
программе и методических пособиях по русскому языку.
8 Канакина В.П. Раздаточный материал. 2 класс.
9 Канакина В.П. Раздаточный материал. 3 класс.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.Русский язык.Раздаточные материалы.5 классю М.,2008.
Учебные таблицы по русскому языку 5-11 классы, Малюшкин А.Б.
Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П.Русский язык.
Тематические тестовые задания.- М.,2012.-(готовимся к ЕГЭ)
Дайкина А.Д., Новожилова Ф.А. тексты-миниатюры на уроках русского языка – М.,1998
Контрольно-измерительные материалы к урокам
Таблицы,граф-схемы
Репродукции картин:
-И.И.Шишкин «Корабельная роща»;
-В.Л.Боровиковский «Портрет Е.Н.Арсеньевой»;
-К.Ю.Юон «Русская зима»;
-В.М.Васнецов «Иван –царевич на Сером Волке»;
-И.Э.Грабарь «Ясный осенний вечер»;
-И.И.Левитан «Осенний день.Сокольники»;
-А.М.Герасимов «Натюрморт.Полевые цветы» и др. Технические средства обучения
1 Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц
2 Телевизор
3 Персональный компьютер

Экранно-звуковые пособия
1 Игнатьева Т.В. Обучение грамоте. Интерактивные демонстрационные таблицы.
2 Канакина В.П. и др. Русский язык 1 класс. Электронное приложение.
3 Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Игры и игрушки
1 Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам (дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).
2 Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.
3 Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр.
Русский язык.5 класс.
Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леакнта.- М.,2010
«Копилка» презентаций к урокам
Аудиофайлы
http://School-сollection.edu.ruСловарь лингвистических терминов
Справочник «Морфология»
Учебные словари. Морфология
http://foior.edu.ruhttp://eor.edu.ruhttp://festival.1september.ruwww.schooll2100.ruwww.alleng.ruМедиатека pedsovet.org
1С: Школа.Русский язык.Морфология и орфография.5-6 классы под редакцией О.И.Руденко-Моргун
Материалы диска «Страна Лингвиния»
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия