Конспект урока по чтению на тему К. Ушинский Наше Отечество (1 класс)


Конспект урока
обучения грамоте (чтение)
в 1 классе
по программе для начальных классов «Школа России». Автор В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова, Москва: Просвещение, 2011
Учебник «Азбука», 2 часть, стр.86-87. Автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Москва: Просвещение, 2011
Тема урока:
«Одна у человека мать, одна и Родина. К. Ушинский «Наше Отечество»
Цель урока: Создание условий для формирования у первоклассников личностного смысла в понятии «Родина», осознания значимости родины для каждого человека через анализ и определение главной мысли текста К. Ушинского «Наше Отечество» в ходе совместной деятельности под руководством учителя.
Задачи урока:
1) - актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России, её символах;
- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине;
- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей.
2) - развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;
- учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого.
- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
3) - способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине;
- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине.
- развивать самооценку учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: ценностное отношение к Родине, к России, осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося; учебно-познавательный интерес и мотивация к теме «Родина».
Метапредметные:
регулятивные – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определяют границы знания и незнания по теме «Родина», принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя;
познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания художественного текста, строить ответы на вопросы учителя;
коммуникативные – слушать и слышать других, допускать возможность существования различных точек зрения, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
чтение: работа с информацией: под руководством учителя
- работать с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;
- работать с толковым словарём;
- определять главную мысль текста и соотносить её с пословицей;
- использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта.
Предметные: познакомиться с текстом К.Д. Ушинского «Наше Отечество», определить главную мысль произведения; подбирать слова, близкие по смыслу к слову Отечество, повторить пословицы и поговорки о Родине.
Технология достижения цели: деятельностный метод обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Необходимое оборудование и материально-техническое обеспечение:
«Азбука» 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России», автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, - М.: Просвещение, 2011
карточки с пословицами для работы в группах;
презентация к уроку;
компьютер, проектор.
План-конспект урока
К.Д. Ушинский «Наше Отечество»
I. Мотивация к учебной деятельности 
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
- подготовка артикуляционного аппарата к чтению.
 
1. Приветствие обучающихся:
- Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.Тихо девочки за парту сели,Тихо мальчики за парту сели,На меня все посмотрели.
- А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок? Проверка готовности.
- Все сумели мы собраться,За работу нужно дружно взяться.Будем думать, рассуждать,Можем мы урок начать. 
2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай» (Слайд № 2)
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 
Цели:
- организовать актуализацию умений составлять слоги в слово; умение точно выражать свою мысль;
-организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
Задание для пробного действия
- Ребята, вы знаете, сегодня утром со мной произошла удивительная история: под дверью нашего класса я нашла конверт, но в суматохе не успела посмотреть, что в нём. Давайте вместе посмотрим? (Учитель достаёт из конверта и прикрепляет на доску листы)
- Ничего не понимаю, что нужно делать? (Дети предлагают выполнить задание)
- Правильно, для того чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке, вам нужно выполнить задания.
1. Отгадайте ребус.
2. Соберите рассыпавшиеся слоги, и вы узнаете слово, которое подскажет тему нашего урока. (Слайд № 3)
Первый вариант отгадывает ребус Р1а, второй собирает слово из перепутанных слогов (РО, НА, ДИ). Отгадывают (Родина, родина) (Слайд № 4)
2.Выполнение пробного действия
- Какое простое и непростое слово. Так что же такое Родина? (мозг. штурм – ученики выдают ответы)
Вывод: Родина – это то место, где мы родились и живем.
- Посмотрите на экран (Слайд № 4): родина, Родина
- На что вы обратили внимание? Что вы заметили? (Одно и то же слово, а написано то со строчной, то с заглавной буквы)- Догадались, почему? - Когда мы будем говорить о малой родине (о том месте, где родились), будем писать со строчной буквы. Когда мы будем говорить о нашем государстве, общей Родине, то слово будем писать с заглавной буквы.
- Что же такое Родина? ( Место рождения – малая родина; страна, в которой мы живём, - Россия, Русь.)
- Как называется наша малая родина? (Рязань) (Слайд № 5)
-Что вы знаете о Родине? Что узнали на уроках в этом году? (Слайд № 6)
Ответы учеников. (Наша Родина большая (карта страны), столица - Москва, символы - герб, флаг, гимн) (Слайд № 7, 8, 9, 10)
- Как называют нашу Родину?
- Как вы думаете, у человека одна родина или несколько?
- У вас разные мнения. Узнаем мнение мудрого писателя. Обратимся к учебнику стр. 86-87. Откройте учебники.
- Вы уже много знаете о Родине, но у нас возникли вопросы. Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом великого русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского «Наше Отечество». (Слайд № 11)
- Мы узнаем как, по его мнению, и почему, называют нашу Родину, одна ли у человека Родина и, что значит Родина для каждого из нас.
- Назовите тему урока. 
- А чему вы сегодня будете учиться на уроке?
- Давайте составим задачи нашего урока:
ПОЗНАКОМИМСЯ с произведением Ушинского «Наше Отечество» 
НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ текст
УЗНАЕМ что такое Родина, Отечество
- Есть ли у вас, глядя на заголовок текста, предположения для ответа на первый вопрос? (Как называют Родину? - Отечество) Почему вы так решили? Проверим свою догадку.
III. Выявление места и причины затруднения
Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Фиксация индивидуального затруднения.
- Сегодня на уроке мы будем читать рассказ великого русского педагога и писателя К.Д. Ушинского, который очень любил свою Родину, восхищался красотой природы, с интересом наблюдал за жизнью животного мира, и всё это передавал в рассказах, которые писал для детей.
- Прочитайте название рассказа в учебнике. («НАШЕ ОТЕЧЕСТВО»)
- Мы говорили, что урок наш будет о Родине, а здесь написано слово «Отечество»? Может быть, мы что-то перепутали? (Предположения) Разрешить наши сомнения нам поможет текст.
IV. Построение проекта выхода из затруднения 
Цели: - организовать постановку цели урока;
- организовать совместный план действий;
- определить средства.
1. - Где мы можем найти информацию об этом? (в словаре)
2. Работа со словарем Ожегова.
-Найдем значения слов Родина и Отечество.
ОТЕЧЕСТВО, -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам к-рой он принадлежит.
РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения.
3. - На какой вопрос мы должны ответить на уроке? Что нам в этом поможет? (текст)
V. Реализация построенного проекта 
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
1. Первичное чтение произведения учителем
- А теперь я прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно и ответьте на вопрос: "Почему К. Ушинский назвал свой рассказ «Наше Отечество»?
Чтение текста учителем.
- Понравился вам рассказ? Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это произведение?
Ответы детей. (Гордость, любовь к родному краю.)
- Почему Ушинский назвал рассказ «Наше отечество»? (Потому что про Родину, про Отечество, про Россию…)
Как иначе можно озаглавить этот рассказ? (Наша Родина, наша Россия…)
 
Словарная работа
- Перед чтением произведения прочитаем слова, которые могут вызвать трудность:
Го-су-дар-ство – что такое государство? (страна, ….)
О-те-чест-во – что мы называем отечеством?
- Ребята, нам встретилось выражение “испокон веку”. Как вы его понимаете? (В “Словаре” Ожегова – издавна, с давних времён.)
ИСПОКОН: испокон веку, испокон веков (разг.) - издавна, с давних времен. 
2. Вторичное чтение произведения учащимися
(Повторное чтение рассказа хорошо читающими детьми (по выбору учителя, остальные дети следят при чтении за текстом).VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 
Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
1. Групповая дискуссия 
Беседа по прочитанному и анализ произведения.
1 группа. – Почему автор называет Россию Отечеством? 
2 группа. – Почему автор называет Россию Родиной?
3 группа. – Почему автор называет Россию матерью?
Ответы: - Почему мы зовём Россию Отечеством?
(Отечеством мы зовём нашу Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды).
- Почему мы зовём нашу страну Родиной?
(Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке и всё в ней для нас родное).
- Как ещё К. Д. Ушинский называет Россию? (Матерью).
(Матерью мы зовём страну потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и бережёт нас от врагов).
- А есть ли на земле другие государства?
- Кто из вас ездил в гости, отдыхать в другое село, город или страну?
- Вы скучали по дому? Почему?
- Как все это можно назвать? (Любовь к Родине)
2. Чтение рассказа по цепочке
- Читаем последний абзац хором. (Читаем)
- Может ли быть у человека две или три родины?
- Почему?
- Прочитайте, что об этом сказано в тексте.
- Почему у человека только одна Родина?
(У человека одна Родина потому, что и мама у человека тоже одна. Как и мама, Родина – самое дорогое для человека).- Какая же главная мысль передана автором в тексте? Подтвердите словами текста. (Одна у человека родная мать – одна у него и родина.)
- И если Родина у нас одна, как и мама, то как к ней надо относиться?
(Её надо любить, беречь, защищать, охранять; маму свою любят, заботятся о ней, так же надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).
3. Фиксируем новое знание в речи и знаках
 Беседа по иллюстрации.
- Рассмотрите, иллюстрации в учебнике на странице 86 - 87.
- Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)
- А кто изображен на иллюстрации слева?
- Как зовут этого всадника? Что он делает? (Слайд № 12)
- Где или на чем вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На гербе России, в Рязани есть памятник).
- Георгий-Победоносец изображен на гербе России, это говорит о силе и могуществе, бесстрашии пред врагами, способности защитить свою Родину.
Летописец. Так в прошлом называли человека, который записывал всё происходящее, все исторические события.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 
Цели:
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
-организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Игра «Собери пословицу».  Работа в парах. (Слайд № 13)
1) - Сейчас в парах вы будете собирать пословицы. Обсудите, что означает каждая из них.
Всякому мила / своя сторона.
С родной земли / умри – не сходи.
Родина-мать, / умей за неё постоять.
Своя земля / и в горсти мила.
Любовь к Родине / сильнее смерти.
Родина краше солнца, / дороже золота.
Каждому свой / край сладок.
Эталон для самопроверки - Проверим вашу работу. (Слайд № 14)
- Можно ли сказать, что эти пословицы на одну тему?
- Выразите её своими словами (Любовь к Родине)
VIII. Включение в систему знаний и повторение 
Цель:
- организовать включение новое знание в систему знаний;
- организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
- Многие музыканты, писатели и поэты, художники в своих работах воспевали Родину. Есть много песен о Родине.
IX. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке 
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит:
Знать ее историю,
Сохранять ее богатства.
Беречь природу.
Всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками. 
- В феврале наша страна отмечает государственный праздник. Назовите его. Почему он так назван? Кого вы поздравите этот день? (23 февраля – День защитника Отечества) А можно ли сказать, что это и ваш праздник? Конечно, ведь вы - будущие защитники нашей Родины.
- Просмотрите на слайд, подумайте, что нового узнали на уроке? Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы? (Слайд № 15)
- Назовите автора и название произведения, с которым мы познакомились. Согласны ли вы с мнением автора?
- Что больше всего понравилось, запомнилось?
Дома текст читать выразительно и пересказывать.
По желанию:
подобрать о Родине или стихотворение, или песню, или рисунки.