Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени начального образования (по уровням достижения)
Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени начального образования
(по уровням достижения)
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Способ достижения – достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях
Второй уровень результатов получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Способ достижения – достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
На втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.
Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Способ достижения – достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
На третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни
Требования к результатам деятельности
Содержание деятельности
Результаты по уровням
1 уровень
2 уровень
3 уровень
(повышенный)
1. Сформированность мотивации к обучению и познанию
Я хочу, я могу
1.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося;
Знает, кто такой ученик; понимает важность исполнения роли «хорошего ученика»; важность учебы и познания.
- Положительно относится к школе, ориентируется на содержательные моменты школьной действительности;
- Способен к самооценке на основе критериев успешной деятельности, определенных в коллективно-распределенной деятельности или самостоятельно;
- Стремится к приобретению новых знаний;
Понимает причины успеха и неудач
- Любознательный, интересую-щийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться, навыками созидательного труда.
- Может выступать в роли модера-тора на уроках и во внеурочной деятельности;
- Способен к самооценке на основе самостоятельно определенных критериев
- Способен адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием
1.2. Сопровождение процессов развития мотивов учебной деятельности;
Понимает важность исполнения роли «хорошего ученика», важность учёбы и познания нового.
В совместной деятельности стремится к открытию новых знаний
Ориентируется на содержательные моменты школьной действитель-ности, принимает образец «хоро-шего ученика»; осознанно стремится к открытию новых знаний.
1.3. Формирование личностного смысла учения.
Знает, что знания необходимы для жизни
Ценностно и творчески относится к учебному труду;
- Устанавливает связь между учением и будущей профессией;
- Объясняет смысл своих оценок, мотивов, целей
2. Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие индивидуально-личностные позиции
2.1. Становление ценностного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
«Я – часть природы»
- Имеет элементарные знания о традициях нравственно-этиче-ского отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- Ценит природный мир;
-Имеет элементарный опыт природоохранительной деятельности в школе, на пришкольном участке; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
- Ценит природный мир, следует нормам природоохранного поведения;
- Имеет первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности по месту жительства; личный опыт участия в экологиче-ских инициативах, проектах
2.2. Становление ценностного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов
«Я – часть народа»
- Знает традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относится к ним.
-Имеет элементарные представления об этнических традициях и культурном достоянии своего края.
- Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традиции-ям, старшему поколению;
- имеет опыт ролевого взаимодей-ствия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- Имеет опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- Уважительно относится к родителям (законным представителям), к старшим и младшим, проявляет уважительное отношение в поступках;
Выстраивает отношения, общение несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов.
2.3. Становление ценностного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур; «Я – часть культуры»
Становление и развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств
«Я в мире прекрасного»
- Умеет видеть красоту в поведе-нии, поступках людей, в окружающем мире;
- Имеет элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- Имеет первоначальный опыт эмоционального постижения народ-ного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; самореализации в различных видах творческой деятельности,
- Сформирована потребность к чтению, различным видам искусства, потребность и умения выражать себя в доступных видах творчества;
2.4. Становление ценностного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии религий
«Я – часть религии»
Имеет первоначальные представления о традиционных религиях народов РФ
Уважительно относится к традиционным религиям;
Имеет самостоятельный опыт социально и межкультурной коммуникации.
3 Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их социальные компетенции
3.1. Освоение начальных навыков адаптации и в динамично изменяющемся и развивающемся мире
- Знает, что является частью динамично изменяющегося и развивающегося мира;
- Знает элементарные навыки поведения и моральные нормы.
- Объясняет, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил
Умеет адаптироваться к сложным ситуациям
-Умеет адаптироваться к сложным ситуациям, делает личностный выбор на основе норм морали.
-Умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования, во временных творческих группах
3.2. Освоение навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
- Понимает необходимость общения со взрослыми, сверстниками;
- В сотрудничестве с учителем учится совместно договаривает-ся о правилах общения и поведения в школе
- Взаимодействует со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми через участие в совместной деятельности в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- Имеет первоначальные навыки работы в группе: распределяет роли, обязанности, выполняет работу, осуществляет контроль деятельности, представляет работу, осуществляет рефлексию
- Уважительно относится к родите-лям (законным представителям), к старшим; с заботой относится к младшим;
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; планирует и организует совместную деятельность;
- Ориентируется в социальных ролях
3.3. Освоение умения не создавать конфликты, находить выходы из спорных ситуаций
Знает правила поведения, способствующие ненасильственному преодолению конфликта
- Под руководством взрослого умеет обсуждать возникшие проблемы, находить выходы из спорных ситуаций.
- Способен эмоционально реагиро-вать на негативные проявления в детском обществе и обществе в це-лом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступ-ков других людей.
·
Умеет обсуждать возникшие проблемы, находить выходы из спорных ситуаций, владеет способами разрешения конфликтов на основе учета интересов и позиций всех его участников.
3.4. Мотивация к творческому труду; развитие навыка работы на результат
- Знает традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относится к ним;
- Имеет элементарные представления о различных профессиях; их социальной значимости и содержании.
- Ценностно относится к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
- Осознаёт приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- Имеет начальные умения выражать себя в различных доступных и наи-более привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности.
- Имеет самостоятельный опыт участия в различных видах общественно полезной и лично-стно значимой деятельности;
- Владеет основами умения учиться, навыками созидательного труда.
3.6. Бережное отношение к материальным и духовным ценностям
Имеет представления о необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям
Бережно относится к материальным и духовным ценностям; уважает и принимает ценности семьи и общества.
Ответственен за благосостояние общества
4. Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные качества
4.1. Развитие уважительного отношения к другому мнению
Знает о необходимости умения слушать собеседника, понимает, что возможна иная точка зрения.
- Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою, сдерживать эмоции; с уважением относится к другому мнению.
4.2. Развитие толерантности, доброжелательности, чувства эмпатии
- Доброжелательно относится к окружающим
Сопереживает чувствам других людей, бедам всех живых существ; неравнодушен к жизненным проблемам других людей, сочувствует человеку, находящемуся в трудной ситуации;
Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзывается на чувства других людей, умеет сопереживать
4.3. Развитие самостоятельности в делах
Понимает необходимость самостоятельности в делах
Первоначальный опыт участия в различных видах совместной деятельности
Готов самостоятельно действовать
4.4. Развитие ответственности за поступки.
- Оценивает как «хорошие» и «плохие» собственные поступки, поступков окружающих людей
- Способен анализировать нравствен-ную сторону своих поступков и поступков других людей, соотносит их с моральными нормами;
- Осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами;
- осуществляет добрые дела, полезные другим людям;
-умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.
4.5. Развитие этических чувств
- Знает правил вежливого поведения, культуры речи, умеет пользоваться «волшебными» словами.
Выполняет нормы и требования школьной жизни, пользуется правами и выполняет обязанности ученика.
- Отрицательно относится к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям
Способен эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
4.6. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
- Имеет первоначальные пред-ставления о роли физкультуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; об оздоровительном влиянии природы на человека;
- Знает о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье;
Имеет первоначальный личностный опыт здоровьесберегающей деятельности: соблюдает правила гигиены и ухода за телом, выполняет элементарные приёмы закаливания, охраны своей жизни;
Имеет элементарные представления о взаимной обусловленности физии-ческого, социального и психологи-ческого здоровья
Следует нормам здоровьесберегающего поведения;
Занимается в спортивных секциях, участвует в спортивных соревнованиях.
5. Сформированность основ гражданской идентичности
5.1. Формирование основ гражданской идентичности
Имеет первоначальные представления о территории и границах России, ее географии-ческих особенностях, об основ-ных исторических событиях развития государственности и общества, об истории и географии края, его достижениях и культурных традициях;
Проявляет ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историче-скому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
Осознает себя как гражданина России, гордится за свою Родину, народ и историю, осознает ответственность человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
5.2. Формирование чувства гордости за свою Родину, за российский народ и историю России.
Знает наиболее значимые страницы истории страны
-Испытывает чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживает им в радостях и бедах;
-имеет первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры
Испытывает чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживает им в радостях и бедах и проявляет эти чувства в добрых поступках;
5.3. Формирование ценностей многона-ционального российского общества; осознание своей этнической и национальной принадлежности
- Имеет представления о много национальном составе населе-ния, этнических традициях, культурных достоинствах страны, края;
-Имеет первоначальный опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- уважает историю и культуру других народов и стран;
- уважает другие народы, имеет межэтническую толерантность; не допускает их оскорбления, высмеивания лиц других националь-ностей;
- Стремится к взаимопониманию с представителями иных культур, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;
- осуществляет добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказывается ради них от каких-то своих желаний;
- уважает историю и культуру других народов, не допускает оскорбления людей другой национальности в том числе.
5.4. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Имеет элементарные представ-ления о социально-политическом устройстве России, ее государст-венной организации, наиболее значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о правах и обязанностях человека, гражданина, семьяни-на, товарища;
- Знает государственную символику (герб, флаг, гимн) страны, края, города; основные права и обязанности гражданина, соответствующие возрастному статусу учащегося в обществе; (право на получение бесплатного образования и обязанность
учиться; право на медицинскую помощь и обязанность вести здоровый образ жизни; право на принятие решения и обязанность нести ответственность за после-дствия решения и поступка в пределах, определяемых норма-ми государства и общества)
Имеет первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры, опыт ролевого взаимодей-ствия и реализации гражданской, патриотической позиции;
Отстаивает (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствует их нарушению;
Виды и формы деятельности
Урочная
Внеурочная
Семейная
Общественно полезная
Анализ содержания учебного материала, накопление личного опыта на основе создания ситуации «проживания»;
Различные формы проведения уроков «Православной культуры» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России»;
применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике.;
Тематические классные часы;
КТД;
социальные проекты;
организация и проведение праздников конкурсов, выставок;
организация работа детских объединений;
экскурсии;
ролевые игры;
просмотр и обсуждение учебных фильмов;
туристические походы по изучению природы;
экологические практикумы;
КТД;
организация совместных мероприятий;
родительские собрания, лектории;
встречи с интересными людьми;
мастер-классы;
совместная организация и проведение праздников, мероприятий, туристических походов;
организация выставок, экскурсий, ярмарок;
сюжетно-ролевые игры;
участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства;
Волонтёрство;
социальные проекты;
акции и операции;
занятие народными промыслами;
природоохранительная деятельность;
работа творческих и учебно-производственных мастерских;
трудовые акции;
деятельность трудовых и творческих общественных объединений;
работа детских общественных объединений;
участие в акциях и операциях в рамках дня здоровья
сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
15