Модульный урок по географии. 9 класс. Факторы размещения производства
Тема "Факторы размещения производства"
УЭ
Содержание деятельности
Время,
УЭ 0
Цели:
выяснить факторы размещения производства;
на основе полученных знаний выполнить практическую работу
УЭ 1
Цель: проверка домашнего задания
Какие производства называют грязными?
Установите соответствие между межотраслевым комплексом и одним из видов выпускаемой им продукции
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОМПЛЕКС
ВИД ПРОДУКЦИИ
1. топливно-энергетический комплекс
2.комплекс отраслей легкой промышленности
3. комплекс отраслей пищевой промышленности
4. машиностроительный комплекс
а. бытовая техника
б. одежда и обувь
в. Продукты питания
г. электроэнергия
Дополните таблицу
Предприятия
Отрасль хозяйства
Сектор хозяйства
Сбербанк
ОАО "Машиностроительный завод"
Маслозавод
Ферма
Мебельная фабрика
Используя рисунок отраслевая структура хозяйства определите какой сектор доминирует в хозяйственном комплексе России; какими отраслями он представлен. Какой сектор занимает второе место? Последнее место? Каковы причины, на ваш взгляд, причины сложившейся картины?
8
УЭ 2
Цель: выяснить что такое факторы размещения производства факторы производства, их характеристики.
Фактор размещения производства – условия, определяющие возможность возникновения и развития той или иной отрасли хозяйства на конкретной территории.
РАБОТАЕМ ИНДИВИДУАЛЬНО
Задание 1. Используя текст § 16 составьте сводную таблицу "Факторы размещения производства"
Фактор
Характеристика
Отрасли промышленности
15
УЭ 3
Цель: применение полученных знаний в конкретных ситуациях
Задание 2. Для каких отраслей промышленности главным фактором размещения предприятий является потребительский фактор. Ответ запишите в тетради.
РАБОТАЕМ В ПАРАХ
Задание 3. Используя материалы учебника и карты атласа, составьте таблицу.
Географические районы
Примеры центров химико-лесного комплекса, их специализация
Факторы размещения
Центральная Россия
Европейский Север
Северо-Запад
Урал
Поволжье
Юг европейской части России
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Задание 4. Почему в Воронеже развито производство горно-щахтного оборудования, экскаваторов и оборудования для металлургических производств? Назовите не менее двух причин.
Задание 5 (дополнительное). Определите отрасль промышленности по предложенному описанию.
На размещение предприятий данной отрасли промышленности воздействует многие факторы, но главное влияние оказывают сырьевой и топливный. Как правило предприятия данной отрасли располагаются либо в районах добычи железной руды, либо в районах добычи каменного угля. Одним из крупнейших районов развития данной отрасли промышленности является Урал.
Ответ ________________________________
Задание 6 (дополнительное).Определите субъект РФ по описанию
Этот субъект Российской Федерации входит в состав Европейского Юга России. В регионе преобладают отрасли первичного сектора экономики, в первую очередь сельское хозяйство и добывающая промышленность. Машиностроение субъекта РФ ориентировано главным образом на обеспечение техникой сельского хозяйства. Столица региона – единственный на Европейском Юге России город-миллионер.
10
УЭ 4
Цель: применение умений выявлять причинно-следственные связи
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
(Выполняется в тетрадях для практических работ)
Практическая работа № 6.
"Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства"
Цель: формирование умений приводить доказательства и называть примеры, подтверждающие возможность размещения предприятий отраслей хозяйства на основе знаний факторов размещения.
Ход работы
1. Найдите следующие центры в атласе Новолипецкий металлургический комбинат, Липецкий тракторный завод
2. Определите факторы размещения производства.
3. Обоснуйте своё решение, определив место размещения предприятий: целлюлозно-бумажного завода; швейной трикотажной фабрики, атомной электростанции на территории России..
Контроль. Оцените по 3-х больной шкале(0 баллов с зданием не справился, 1 балл – была попытка выполнить задание, 2 балла – допущены ошибки, 3 балла – задание выполнено правильно) задания № 3, 4, 5
10
УЭ 5
Цель: подведение итогов
Что узнали сегодня на уроке?
Оценить свои знания и умения следующим образом:
1. «Я все понял/а/, смогу объяснить этот материал другому» (3 балла).
2. «Я все понял/а/, смогу объяснить этот материал другому, но при некоторой помощи учителя» (2 балла).
3. «Я понял/а/ материал частично» (1 балл).
4. «Я ничего не понял/а/» (0 баллов).
1
УЭ 6
Домашнее задание.
1. § 16, ответить на вопросы
2. В учебнике рассмотрена одна из классификаций факторов размещения производства. Но есть и другая. Например, согласно одной из них факторы размещения производства делятся на три группы (они приведены в таблице). Совместите две классификации. Заполните таблицу, распределив по трем графам факторы размещения производства, известные вам после изучения текста учебника. Озаглавьте каждую из групп факторов.
Факторы, связанные с особенностями производства
Факторы, связанные с особенностями готовой продукции
Факторы, связанные с человеком
1
Используемая литература
Учебник: «Экономическая и социальная география России»: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2010.
Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2007.
Банников С. В. Поурочные методические разработки к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев «География. 9 класс» / С. В. Банников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 168 с
15