Урок географии Факторы размещения производства 8 класс
Отдел образования, спорта и туризма Оршанского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №8 г. Орши»
Районный этап республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников
«Учитель года Республики Беларусь»
План-конспект открытого урока по учебному предмету «География»
в VIII классе
ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Ольга Владимировна Шкурдюк,
учитель географии, высшая
квалификационная категория
тел. +375 29 714 61 65
e-mail: shkurdyuk.olga@mail.ruОрша, 2016
Тема: Факторы размещения производства
Цель: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать основные факторы размещения производства, давать характеристику различным факторам, приводить примеры производств, тяготеющих к тому или иному фактору.
Задачи:
Образовательная: формирование понятия о факторах размещения производства;
Развивающая: развитие умений самостоятельной работы с учебным пособием, стремления к самостоятельному поиску знаний, через исследовательскую деятельность, интереса к предмету;
Воспитательная: воспитание понимания важности экологического фактора в размещении производства, коммуникативные качества, расширение кругозора.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование: экономическая карта, экономический словарь, раздаточный материал, мультимедийная презентация.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок с элементами исследования.
Ход урока
Организационный этап (1 мин).
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
-Каждая большая победа начинается с маленького успеха. Я желаю вам успешной работы, чтобы добиться своих больших побед в изучении географии. А начнем мы наш урок с географической разминки.
II. Этап актуализации знаний (до 6 мин).
Дифференцированная проверка домашнего задания
Карточка №1. (удовлетворительный уровень)
«Крестики-нолики». Правильный ответ отмечаем крестиком, неправильный – ноликом.
Первый этап развития хозяйства – аграрный.
Индустриальный этап в хозяйстве связан с развитием сельского хозяйства.
Постиндустриальный этап характеризуется развитием сферы услуг и новых технологий в промышленности.
В сфере услуг занято 42 % трудовых ресурсов
В развитых странах доля сельского хозяйства в экономике очень велика.
Ответ: + 0 + + 0
Карточка №2. (средний уровень)
Составьте схему «Этапы развития мирового хозяйства». И дайте её характеристику.
Карточка №3. (достаточный уровень)
Нанесите на контурную карту страны, находящиеся на разных этапах формирования хозяйства. Подчеркните примеры аграрных стран зелёным цветом, индустриальных – чёрным, постиндустриальных – синим цветом. Сделайте вывод о размещении.
Карточка №4. (высокий уровень)
Постройте СЛС «Хозяйственная деятельность населения в населённом пункте, где я живу»
Фронтальный опрос (работа с классом):
- сформулируйте понятия «мировое хозяйство», «специализация производства», «сфера услуг».
Проверка выполнения заданий, коррекция ошибок.
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (до 4 мин).
Вступительное слово учителя:
Каждое производство индивидуально, отличается своими технологическими особенностями и зависит от многих факторов. И часто по его «рисунку» можно определить «биографию» экономического развития страны. Одним из главных факторов для успешной работы производства и выпуска конкурентоспособной продукции, являются факторы размещения производства. Это и будет тема нашего урока. Запишем её в тетрадь (Слайд 1).
Проблемное задание:
— Представьте себе, что вы — предприниматели, которые начинают новое дело — производство определённой продукции. Вам необходимо разместить следующие предприятия по территории страны: цементный завод, ТЭС, льнокомбинат, швейная фабрика, молочный завод, нефтеперерабатывающий завод, завод химических волокон. (Слайд 2).
Можем ли мы разместить их в случайном порядке? Что нужно учесть, осуществляя выбор для размещения вашего предприятия? Достаточно ли у вас знаний, чтобы это объяснить?
Сегодня мы будем исследовать факторы размещения производства. Какую цель нашего исследования мы поставим перед собой?
Цель исследования – исследовать влияние факторов на размещение производства.
Что нужно сделать, чтобы достичь цели исследования? (изучить материал, установить какие факторы влияют на какие производства, сделать соответствующие выводы)
Какую гипотезу мы можем выдвинуть?
Гипотеза: возможно факторы размещения влияют на производство (Слайд 3).
IV. Этап изучения нового материала (25 мин).
Наши исследования мы будем проводить в группах: мини-научных лабораториях. Результаты своей работы необходимо представить на научной конференции. Каков будет план наших действий?
Понятие о факторах размещения (работа с текстом учебника, с. 78), экономическим словарём; (2 мин).
Виды факторов размещения производства (анализ рис.39, с. 79), деление на группы по количеству факторов (3 мин).
а) сырьевой
б) топливный
в) энергетический
г) трудовой
д) потребительский (рыночный)
е) транспортный
ж) экологический
3. Групповая работа (до 7 мин).
План (работа в группах) (Слайд 4).
Прочитать текст учебника с.79-80, ознакомиться с дополнительным материалом.
Определить технико-экономические особенности для своего фактора.
Привести примеры производств, подобрать примеры предприятий из предприятий, названных в начале урока.
Подготовить отчёт в виде таблицы
Факторы размещения Технико-экономические особенности Примеры производств
Физкультминутка (1 мин).
Поскольку работа предпринимателя связана с командировками и деловыми поездками, важно знать, как приветствуют люди друг друга в разных странах. Приветствуем друг друга как жители разных стран.
Россия: пожимают друг другу руки.
Италия: горячо обнимаются.
Бразилия: хлопают друг другу по плечу.
Зимбабве: трутся спинами.
Македония: здороваются локтями.
Никарагуа: касаются плечами.
4. Отчет мини-научных лабораторий о проделанной работе (до 10 мин).
5. Выводы:
-предприятия размещаются не сами по себе, а под влиянием определённых факторов. Таким образом наша гипотеза подтвердилась;
-чаще всего предприятия тяготеют не к одному, а к нескольким факторам;
-самым важным является экологический фактор, так как от него зависит наша будущая жизнь (Слайд 5).
6. Первичное закрепление знаний (работа в парах) (2 мин).
Отметить знаком «+» главные факторы для отраслей хозяйства.
Факторы размещения отраслей мирового хозяйства
Отрасли промышленности Факторы размещения
сырьевой топливный энергетический трудовой потребительский транспортный экологический
1. Нефтедобывающая 2. Нефтеперерабатывающая 3. Теплоэнергетика 4. Чёрная металлургия 5. Цветная металлургия 6.Тяжёлое машиностроение 7. Автомобилестроение 8. Электроника 9. Горно-химическая 10. Химия органического синтеза 11. Лесная 12. Лёгкая 13. Пищевая С целью экономии времени задания можно распределить по рядам, определив для каждого ряда по 4—5 заданий.
Результаты заполнения таблицы обсуждаются, при необходимости корректируются.
V. Этап закрепления знаний (6 мин).
Географический диктант.
а) сырьевой
б) топливный
в) энергетический
г) трудовой
д) потребительский (рыночный)
е) транспортный
ж) экологический
1. Влияет на размещение трудоёмких производств.
2. Предприятия размещаются у источников сырья для получения определённой продукции.
3. Влияет на размещение отраслей, производящих массовую продукцию, пользующуюся широким спросом у населения.
4. Ограничивает хозяйственную деятельность, если она может нанести вред окружающей среде;
5. Влияет на размещение материалоёмких и энергоёмких производств.
6. Имеет большое значение для отраслей, продукция которых не употребляется на месте, а поставляется в другие районы.
7. Размещение производства у (ГЭС, АЭС и ТЭС).
8. Производство: калийных удобрений, цемента, лесопиление, обогащения руд цветных и чёрных металлов.
9. Производства цветных металлов (алюминия, титана и др.), химических волокон, бумаги.
10. Производства: мясо-молочной продукции, овощная, кондитерская, хлебопекарная и др.
Взаимопроверка (Слайд 6).
1-г; 2-а; 3-д; 4-ж; 5-б; 6-е; 7-в; 8-а; 9-в; 10-д.
VI. Этап информирования о домашнем задании (1 мин).
§20, вопросы 1,2 (обязательное)
Вопрос 3* (по желанию)
VII. Этап подведения итогов урока. Рефлексия (1 мин).
Какую тему изучили сегодня? Что было не понятно?
Рефлексия «Светофор»
Зелёный - понял тему, могу объяснить другим.
Жёлтый – понял тему, могу выполнить домашнее задание.
Красный – тему не понял.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Слайды презентации
2829560342492 Слайд 1 Слайд 4
-591017111928
-545345297851 Слайд 2 Слайд 5
306705133985
Слайд 3 Слайд 6
-571272215157
24828521590