Урок по истории Коллективизация сельского хозяйства в СССР
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПОРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ « ШАТУРСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по дисциплине «История» по теме:
« Коллективизация сельского хозяйства в СССР ».
Разработал: преподаватель истории ГБПОУ МО «ШЭТ» Краса О.М.
Шатура 2016 г.
Дидактическое обоснование урока.Тема: Коллективизация сельского хозяйства в СССР.Технология, применяемая на уроке: технология проблемного образования.
Дидактическая цель:создать условия для изучения,
систематизации и обобщения знаний по данной теме.
Цель урока:
Образовательная: подвести к осознанию причин проведения коллективизации в СССР.
Помочь учащимся составить более точное знание о методах её проведения.
Выяснить^аким образом были ликвидированы ростки НЭПа.
Определить тенденции к оформлению тоталитарного политического режима в СССР.
Развивающее:развивать познавательный интерес,
оперировать деталями, событиями, понятиями, анализировать объекты, самостоятельно делать выводы по средствам обобщений.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению истории страны, развивать коммуникабельные навыки.
Тип урока:комбинированный урок, урок обобщения и
систематизации знаний и умений.
Методы и приёмы обучения:используются методы
проблемного обучения, исследовательский метод, метод контроля. Формы организации познавательной деятельности: индивидуально в парах.
Структура урока:
Актуализация знаний, получение их на других занятиях.
Формирование новых понятий и способов действий.
Комментирование и объяснение домашнего задания. Рефлексия.
Средства обучения: Презентация, видеофильм, наглядные материалы, справочные материалы, учебник.
В ходе проведения данного учебного занятия осуществляются различные познавательные действия, происходит введение ученика в структуру программного материала по теме: «Индустриализация страны и коллективизации сельского хозяйства? Введение ученика в структуру материала данного урока идет по направлению: «деталь» - «вопрос» - «проблема».
Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.
Методическая разработка урока по дисциплине «История» на тему «Коллективизация сельского хозяйства»
Образовательная цель урока:
Подвести учащихся к осознанию причин проведения коллективизации в СССР.
Помочь учащимся составить более полное представление о методах ее проведения.
Выяснить- каким образом были ликвидированы последние ростки НЭПа
Определить тенденции к оформлению тоталитарного политического режима в СССР.
Развивающие и воспитательные цели:
Развивать познавательный интерес, умения оперировать датами, событиями и понятиями.
Совершенствовать навыки работы с таблицами, схемами.
Совершенствовать коммуникативные навыки.
Наглядность:
Историческая карта: «Индустриальное развитие СССР в годы довоенных пятилеток", схемы: «Социальная структура СССР, вторая половина 20-х XX в.», «Социальный состав советского общества в конце 20-х - 30-х годах XX в,» «Голод в СССР. 1932-33 г.г.».
т.с.о. кинофрагмент «Раскулачивание» из учебного видеофильма «Политбюро». Новейшая история.
Учитывая сложность и большой объем изучаемого материала, опрос
проводится кратко, большую часть урока посвящается изучению нового материала, при этом широко используются знания учащихся.
Оргмомент.
План изучения нового материала.
Причины коллективизации.
«Великий перелом» в деревне.
Результаты коллективизации.
Ребята! Приступаем к повторению пройденного материала по теме: «Индустриализация страны». Приглашаю трёх учащихся для выполнения письменного задания. Время выполнения работы - 5 минут.
Сценарий. Стр.1
Остальным предстоит ответить на ряд вопросов.
Что означает термин «Индустриализация»?
Каковы были главные задачи индустриализации страны?
Показать по карте стройки первых пятилеток. Какие районы страны осваивались?
Преподаватель; Ставилась задача догнать и перегнать
капиталистические страны в промышленном развитии - очень трудная задача.
Каков же результат экономического соревнования СССР с капиталистическими странами. (СССР занял к 1937 году I место в Европе и II место в мире по промышленному производству).
Проверим, как учащиеся выполнили задание. Они должны были написать слова, которые могли охарактеризовать время первых пятилеток.
Оценка за работу.
Садитесь.
Индустриализация требовала колоссальных денежных ресурсов, ведь одновременно входили в строй тысячи предприятий, растущие города необходимо снабжать продовольствием, легкую промышленность сырьем. После сталинского лозунга «Пятилетку - в четыре года» - экономически обоснованные планы I пятилетки рухнули, началась гонка, форсированная индустриализация. Она потребовала дополнительных громадных капиталовложений. Встал вопрос, где взять деньги, много и очень быстро? Государство покупало у крестьян хлеб по твердым закупочным ценам и вдруг сразу их резко снизило. Мужик отреогировал мгновенно- начал бойкот государственных хлебозаготовок.
Вопрос к учащимся 1. Что означает термин «бойкот»?
В итоге в стране разразился глубокий хлебный кризис, который быстро перешел в общий экономический.
Срывался план индустриализации. Власть допустить этого не могла.
Ведущими экономистами страны был (например, профессор Тимирязевской сельскохозяйственной академии Чаянов (1888 - 1939гг.) проведен обстоятельный анализ кризиса. Он свидетельствовал, что аграрный сектор не выдерживает той нагрузки, которую на него взвалила экономическая политика сталинского руководства, требовалось серьезная корректировка взаимоотношений между городом и деревней.
Но Сталин осмеял науку, противопоставив ей обычную свою практику - силовое давление.
Работа стаблицей. Ребята! Посмотритесхему№1«Социальная
структура советскогообществаво второй
половине 20-х годов».
Какова доля крестьянства в составе советского общества?
Арабочих?
По экономическому развитию наша страна, какой была? (аграрной).
Какой вывод можно сделать?
Вывод:Громадный аграрный сектордастнеобходимые для
индустриализации средства.
Итак. Источник денежных ресурсов найден.
Вопрос - как взять их?
Сталин прекрасно понимая, что те коллективные хозяйства, которые возникли в стране еще в 1917-1918 годах.
Какие? Назовите. (ТОЗы. сельская артель, коммуны не смогут обеспечить страну хлебом (именно продажа хлеба за рубежом была главным источником получения дохода).
Они объединяли всего 1 % от числа всех крестьянских дворов и притом исключительно бедняцких, которые сами нуждались в государственной помощи.
Вопрос к учащимся :
Кто же был главным поставщиком хлеба в стране? (середняки и кулаки).
Что представляли собой их хозяйства?
Кулак - это сверхзажиточный крестьянин.
Запись на доске. Кулацкие хозяйства владели 15% всей пашни в
стране и 11% всего скота.
Кулаки - реальная сила в экономике.
А в политике - оппозиционная сила.
Вот эту силу и надо поставить на службу индустриализации. Как?
Кооперировать, лишить частника собственности и в первую очередь на землю.
Вопрос к учащимся: 1. Что означает термин «кооперация»? Кооперация - форма ведения коллективного хозяйства.
3
Преподаватель: И форма кооперации была выбрана не случайно -
колхоз. Она удобна для государства: обобществлялась (т.е. становилась собственностью колхозов) земля, сельхозинвентарь, тягловая сила - все это должно было укрепить материальную базу создающихся колхозов.
Процесс создания колхозов получил название «коллективизация».
Власть нашла решение. Машина заработала.
15 съезд ВКП(б) в 1927 г. опредилил курс на коллективизацию, эта задача становилась основной задачей партии в деревне.
В капиталистических странах сначала проходила техническая революция в аграрном секторе, а потом идустриализация.
У нас же оба эти процесса: индустриализация и коллективизация проходили одновременно, что требовало колосального напряжения сил народа.
Споки коллективизации были жесткие-три года.
В помощь колхозному строительству и для сплочения бедноты из города партия направила рабочих - активистов, на селе создавались МТС, что позволяло сконцентрировать тракторную силу для обработки земли, которые начала выпускать советская промышленность.
К июню 1929г. колхозы уже объединяли 4% крестьянских дворов, осенью 1929г. - уже 8% . Но это был количественный скачек, и не качественный, в колхозы шли только бедняки.
Зажиточные крестьяне в колхоз не записывались, потому что им было терять.
Коллективизация начала буксовать.
Ребята! Нам по 1 вопросу плана необходимо сформулировать вывод: «Была ли возможность по-другому решить проблему»?
Можно, развивая различные формы коллективных хозяйств, увеличивая доходы крестьян, строя отношения на личной заинтересованности, через развитие рыночных отношений.
Почему власть не сделала этого?
Политика силового давления — стала основой всей внутренней
политики государства.Переходим ко второму вопросу темы «Великий перелом в деревне».
В ноябре 1929 г. в газете «Правда» появились статья И.В. Сталина «Год великого перелома». В ней он заявлял, что партии удалось добиться перелома в настроении деревни и в колхозы добровольно пошли «крестьяне не отдельными группами, как это имело место раньше, и « целыми селами, волостями, районами, даже округами», в « колхозы пошел середняк».
А кулак в колхозы опять не идет. Но кулак в своем хозяйстве использовал наемную силу, и потому есть эксплуататор и рассматривался как классовый враг, а классового врага унижтожают.
В кулаки могли приписать и того, кто имел 2 лощади, 2 коровы или просто хороший дом.
В феврале 1930г. было принято 2 постановления, где провозглашалась политика «ликвидации кулачества как класса» - политика раскулачивания.
Демонстрация кинофрагмента о раскулачивании. Самостоятельная работа с учебником.Откройте с. 210 учебника. Выясним, каковы были последствия раскулачивания.
Преподаватель:Все вместе взятое, привело в 1932 - 33 году к
невиданному голоду.
Давайте докажем это.
Работа с таблицей: «Голод в 1932 - 33 году» 1. Какой делаем вывод?Ответ: в значительной мере голод был рукотворный. В стране под страхом смерти было запрещено говорить и писать об этом.
Каков же основной итог сказанного:В аграрном секторе рыночный механизм, как регулятор хозяйственной жизни был заменен на жесткий планово-
5
распределительный механизм. В деревне уничтожены последние ростки НЭПа и рыночных отношений.
Перестройка в сельском хозяйстве проводилась насильственным путем, экономические стимулы к труду были заменены грубым принуждением. Вот каким образом власть нашла средства для индустризации. Это и будет ответом на наш третий вопрос плана «Итоги колективизапии».
Вряд ли сегодня можно однозначно оценить деятельность всех участников этого периода нашей истории.
Власть полностью поставила под контроль промышленность и сельское хозяйство, утвердив политику силового давления. В стране утверждалась командно-мобилизационная хозяйственная модель, являющаяся экономической основой тоталитарного режима.
О нем вы будете говорить на следующем уроке истории.
Домашнее задание:
1- . fti- <£&
/г-^,
6
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СССР. Вторая половина 20-х гг. XX в.Крестьяне 73%
Рабочие 10,8%
Служащие 5,9%
Буржуазия города 1,8%
Кустари и ремесленники3,9%
Безработные 1,1%
Прочие 3,5%
4037330257048000
22580602490470008171180253301500
СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА в 20-30-е гг. XX в.80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Буржуазия
Крестьяне, кустари, ремесленники
Рабочие и служащие
Колхозники и кооперированные кустари
■ 1928 г. 152,4 млн Ш 1939 г. 170 млн
3663955499735004792345552704000375285605091500477075560636150032588206587490004279900663321000
ГОЛОД В СССР. 1932/33 гг.
Г
Резкое увеличение экспорта зерна: 1928 г.— 99 тыс.т;
г. — 10 млн т.;
г. — 10 млн т
Резкое увеличение государственных заготовок зерна, вплоть до изъятия семенных фондов
ПРИЧИНЫНасильственные
методы
коллективизации
Резкое сокращение поголовья скота (в 2—3 раза) и валового сбора зерна (1930 г. — 83,5 млн т,
г. — 69,9 млнт) J