Рабочая программа по обучению грамоте 1 кл ФГОС Школа России

Содержание

1. Пояснительная записка..2

2. Общая характеристика учебного предмета.....3

3. Описание места учебного предмета в учебном плане....6

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета....6

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета....7

6. Содержание учебного предмета...10

7. Тематическое планирование..12-20

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.....21







1. Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной М: Просвещение,2011г. и авторской программы по «Литературному чтению» под редакцией Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, издательство «Просвещение», 2011г.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Цели и задачи курса
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Литературное чтение» в первом классе начинается с обучения грамоте. Его продолжительность (23 учебные недели, 4 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Основные задачи курса обучения грамоте :
овладение грамотой (чтением как видами речевой деятельности);
развитие умений слушания и говорения;
расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
приобретение и систематизация знаний о русском языке;
раскрытие для детей красоты и богатства русского, языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
формирование у детей чувства языка.
Период обучения грамоте включает три этапа:
подготовительный (добукварный);
основной (букварный);
послебукварный.
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю). Послебукварный (заключительный) повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел « Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности и работу с разными видами текстов.
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение:
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного – и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Раздел «Круг детского чтения». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Раздел «Творческая деятельность учащихся» (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.
Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс литературного чтения изучается в 1 классе по 4 часа в неделю, 33 учебные недели. Общий объём – 132 часа ( 92ч – обучение грамоте и 40 часов литературного чтения).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
воспринимать на слух различные виды текстов,
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах;  мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
различать понятие  «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
принимать участие в коллективных беседах  по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
анализировать  с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить  содержание произведения с пословицей и поговоркой.
 Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула и собственным интересом к чтению;
читать  целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать  настроение автора читаемого текста;
ориентироваться в информационном аппарате учебной  книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
читать, соблюдая  орфоэпические и интонационные нормы чтения;
пересказывать текст  подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются).
Учащиеся получат возможность научиться:
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания  со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
сочинять  свои загадки в соответствии с представленными тематическими  группами.
Учащиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика:
различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);
отличать прозаический текст от поэтического;
отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.
называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
Учащиеся получат возможность научиться:
Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами.
Находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД
Осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя,   толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя).
Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).
Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Познавательные УУД
Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.).
Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений. Понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя.  Сопоставлять  эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради». Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.
Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему. 
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.
Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.
Коммуникативные УУД
Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять  инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
Строить связное высказывание из  3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).
Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения.
Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. Оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта.
Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Личностные
Иметь ценностные представления о своей семье  и своей малой Родине.
Использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины, её писателей и поэтов, произведений о родной природе.
Осознавать свою принадлежность к определённому народу.
Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям УНТ своего народа.
Выявлять схожесть нравственных идеалов в произведениях отечественных и зарубежных авторов, уважительно отзываться о  произведениях  искусства разных народов дальнего и ближнего зарубежья;
Проявлять гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике  читаемых произведений.
Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.
Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к уроку литературного чтения (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради, проявлять высокий уровень учебной мотивации.
Пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.
Осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки.
Проявлять  в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
Проявлять стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения («травка пить хочет», «солнышко спать ушло»), словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.
Проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно.
Проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
Называть простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения.
Оформлять их в этическое суждение из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.
Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
Соблюдать правила работы в группе, проявлять  доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм при чтении, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.
6. Содержание учебного предмета.
1. Добукварный период (19ч)
Речь устная и письменная. Предложение. Слово и предложение. Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения.
Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Графическое изображение слова в составе предложения.
Пословицы о труде и трудолюбии. Слог как минимальная произносительная единица языка. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Графическое изображение слова, разделённого на слоги. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Ударный слог. Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы). Ударный слог. Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы). Интонационное выделение звука на фоне слова. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Гласные и согласные звуки, их особенности. Слогообразующая функция гласных звуков. Моделирование звукового состава слова. Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния. Графическое изображение слога-слияния. Работа с моделями слов, содержащими слог-слияние, согласный звук за пределами слияния.
2. Букварный период. (61 ч)
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.
3. Послебукварный период. (12ч)
Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина. К. Д. Ушинский. Наше Отечество. В. Крупин. Первоучители словенские. Первый букварь. Л. Н. Толстой о детях. К. Д. Ушинский – великий педагог и писатель. Творчество
К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница»). Творчество С. Я. Маршака. Б. В. Заходер. Два и три. Творчество В. Д. Берестова
Жили-были буквы (6 ч)
      Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы (6ч)
      Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч)
      Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез (7 ч)
      Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья (7 ч)
      Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших (9 ч)
      Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.



7. Тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока
Кол-во
часов
Календарные
сроки

Формы контроля




план
факт


Добукварный период ( 19 ч)

1
«Азбука»  первая учебная книга.
1


фронтальный

2
Речь устная и письменная.
1


фронтальный

3
Предложение.
1


фронтальный

4
Слово и предложение.
1


фронтальный

5
Слово и слог.
1


фронтальный
индивидуальный

6
Слог, ударение
1


практическая работа

7
Слог, ударение
1




8
Деление слов на слоги
1


практическая работа

9
Звуки речи: гласные и согласные
1


практическая работа

10
Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным
1


фронтальный
индивидуальный

11
Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков
1


фронтальный
индивидуальный

12
Гласный звук [а], буквы А, а
1


фронтальный
индивидуальный

13
Гласный звук [о], буквы О, о
1


фронтальный
индивидуальный

14
Гласный звук [о], буквы О, о
1


фронтальный
индивидуальный

15
Гласный звук [и], буквы И, и
1


фронтальный
индивидуальный

16
Гласный звук [ы], буква ы
1


фронтальный
индивидуальный

17
Гласный звук [ы], буква ы
1


фронтальный
индивидуальный

18
Гласный звук [у], буквы У, у
1


фронтальный
индивидуальный

19
Гласный звук [у], буквы У, у
1


фронтальный
индивидуальный

Букварный период (60 ч.)



20
Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н
1


фронтальный
индивидуальный

21
Согласные звуки [с], [c’], буквы С, с
1


фронтальный
индивидуальный

22
Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к
1


фронтальный
индивидуальный

23
Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к
1


фронтальный
индивидуальный

24
Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т
1


фронтальный
индивидуальный

25
Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т
1


работа в парах

26
Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л
1


фронтальный
индивидуальный

27
Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л
1


фронтальный
индивидуальный

28
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р
1


фронтальный
индивидуальный

29
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р
1


фронтальный
индивидуальный

30
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в
1


фронтальный
индивидуальный

31
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в
1


фронтальный
индивидуальный

32
Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]
1


фронтальный
индивидуальный

33
Буква Е – показатель мягкости согласных
1


работа в парах

34
Чтение слов с буквой Е
1


фронтальный
индивидуальный

35
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п
1


фронтальный
индивидуальный

36
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п
1


фронтальный
индивидуальный

37
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м
1


работа в парах

38
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м
1


фронтальный
индивидуальный

39
Чтение слов и текстов с буквами М, м.
1


работа в парах

40
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з
1


фронтальный
индивидуальный

41
Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з.
1


работа в парах

42
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б
1


фронтальный
индивидуальный

43
Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п
1


фронтальный
индивидуальный

44
Чтение слов с изученными буквами
1


фронтальный
индивидуальный

45
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д
1


фронтальный
индивидуальный

46
Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т
1


фронтальный
индивидуальный

47
Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]
1


фронтальный
индивидуальный

48
Буква Я – показатель мягкости согласного
1


работа в парах

49
Чтение слов и текстов с буквой я
1


работа в парах

50
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г
1


фронтальный
индивидуальный

51
Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами к и г
1


работа в парах

52
Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч
1


фронтальный
индивидуальный

53
Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч
1


фронтальный
индивидуальный

54
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
1


фронтальный
индивидуальный

55
Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного
1


работа в парах

56
Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков
1


фронтальный
индивидуальный

57
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши
1


фронтальный
индивидуальный

58
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши
1


фронтальный
индивидуальный

61
Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж
1


фронтальный
индивидуальный

60
Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж
1


фронтальный
индивидуальный

61
Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о]
1


работа в парах

62
Буква Ё, ё – показатель мягкости
1


фронтальный
индивидуальный

63
Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й
1


фронтальный
индивидуальный

64
Чтение слов с буквой й
1


фронтальный
индивидуальный

65
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х
1


фронтальный
индивидуальный

66
Чтение слов с буквой х
1


работа в парах

67
Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]
1


фронтальный
индивидуальный

68
Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии
1


работа в парах

69
Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц
1


фронтальный
индивидуальный

70
Чтение слов с буквами Ц, ц
1


фронтальный
индивидуальный

71
Гласный звук[э]. Буквы Э, э
1


фронтальный
индивидуальный

72
Чтение слов с буквами Э, э
1


работа в парах

73
Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу
1


фронтальный
индивидуальный

74
Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ
1


фронтальный
индивидуальный

75
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф
1


фронтальный
индивидуальный

76
Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф
1


Фронтальная/
индивидуальная работа в парах

77
Мягкий и твердый разделительные знаки
1


фронтальный
индивидуальный

78
Мягкий и твердый разделительные знаки
1


Фронтальная/
индивидуальная работа в парах

79
Русский алфавит
1


Фронтальная/
индивидуальная работа в парах

Послебукварный период (12 ч)


80
Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина
1


фронтальный
индивидуальный

81
К. Д. Ушинский. Наше Отечество
1


фронтальный
индивидуальный

82
В. Крупин. Первоучители словенские
1


фронтальный
индивидуальный

83
Творчество А. С. Пушкина – сказки
1


Фронтальная/
индивидуальная творческая работа- иллюстрация

84
Л. Н. Толстой о детях .К. Д. Ушинский о детях
1


Фронтальная/
индивидуальная составлять вопросы, работа в парах

85
Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница»)
1


Фронтальная/
индивидуальная

86
В. В. Бианки. Первая охота

1


Фронтальная/
индивидуальная пересказ текста

87
Творчество А. Л. Барто
1


выразительное чтение

88
Творчество М. М. Пришвина
1


Фронтальная/
индивидуальная

89
Творчество С. В. Михалкова
1


Фронтальная/
индивидуальная выразительное чтение

90
Б. В. Заходер. Два и три
1


Фронтальная/
индивидуальная инсценирование

91
Творчество В. Д. Берестова
1


выразительное чтение

92
Прощание с Азбукой. Проверим свои знания
1


Фронтальная/
индивидуальная

Жили-были буквы (6 ч)

93
Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». В. Данько «Загадочные буквы»
1


Фронтальная/
индивидуальная выразительное чтение

94
И. Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”»
1


Фронтальная/
индивидуальная картинный план

95
Cаша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»
1


Фронтальная/
индивидуальная чтение по ролям

96
Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?»

1


Фронтальная/
индивидуальная выразительное чтение

97
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

1


Фронтальная/
индивидуальная выразительное чтение

98
Из старинных книг. Урок-обобщение «Жили-были буквы»
Проект «Город букв»
1


Проект «Город букв»

Сказки, загадки, небылицы ( 6 ч)

99
Е. Чарушин «Теремок»
1


Фронтальная/
индивидуальная инсценирование

100
Русская народная сказка «Рукавичка»
1


Фронтальная/
индивидуальная чтение по ролям

101
Загадки, песенки, потешки. Небылицы.
1


Фронтальная/
индивидуальная работа в парах

102
А. С. Пушкин «Ветер, ветер», «Ветер по морю гуляет», «Белка песенки поёт»
1


Фронтальная/
индивидуальная выразительное чтение

103
Русская народная сказка «Петух и собака»
1


Фронтальная/
индивидуальная

104
Урок-обобщение «Cказки, загадки, небылицы»
1


Фронтальная/
индивидуальная работа в парах

Апрель, апрель. Звенит капель! ( 5 ч )

105
А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась»
1


Фронтальная/
индивидуальная выразительное чтение

106
Т. Белозёров «Подснежник».С. Маршак «Апрель»
1


Фронтальная/
индивидуальная выразительное чтение

107
И. Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?»
1




108
Проект «Азбука загадок»
1


Проект «Азбука загадок»

109
Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!».
Урок-обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель»
1


Фронтальная/
индивидуальная

И в шутку и всерьёз ( 7 ч )

110
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк».Г. Кружков «Ррры!»
1


Фронтальная/
индивидуальная выразительное чтение

111
Н. Артюхова «Саша-дразнилка»
1


Фронтальная/
индивидуальная картинный план

112
К. Чуковский «Федотка».О. Дриз «Привет»
1


Фронтальная/
индивидуальная

113
И. Пивоварова «Кулина-ки-пулинаки» О. Григорьев «Стук», И. Токмакова
«Разговор Лютика и Жучка»
1


Фронтальная/
индивидуальная чтение по ролям

114
К. И. Чуковский «Телефон»
1


Фронтальная/
индивидуальная выразительное чтение

115
М. Пляцковский «Помощник».
Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»
1


Фронтальная/
индивидуальная работа в парах

116
Комплексная контрольная работа
1


Комплексная контрольная работа индивидуальный

Я и мои друзья ( 7 ч )

117
Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок»
1


Фронтальная/
индивидуальная парная пересказ текста

118
В. Орлов «Кто первый?».С. Михалков «Бараны»
1


Фронтальная/
индивидуальная парная читать выразительно по ролям,

119
Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить»
1


Фронтальная/
индивидуальная парная

120
Проект-альбом «Наш класс- дружная семья»
И. Пивоварова «Вежливый ослик»
1


фронтальный
индивидуальный

121
Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день»
1


фронтальный
индивидуальный

121
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».
1


фронтальный
индивидуальный

122
Ю. Энтин «Про дружбу»
1


фронтальный
индивидуальный

123
Из старинных книг. Урок-обобщение «Я и мои друзья»
1


фронтальный
индивидуальный

О братьях наших меньших ( 9 ч )

124
С. Михалков «Трезор».Р. Сеф «Кто любит собак»
1


фронтальный
индивидуальный

125
В. Осеева «Собака яростно лаяла»
1


фронтальный
индивидуальный

126
И. Токмакова «Купите собаку»
1


фронтальный
индивидуальный

127
М. Пляцковский «Цап Царапыч».Г. Сапгир «Кошка»
1


фронтальный
индивидуальный

129
В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай»
1


Фронтальная/ индивидуальная отвечать на вопросы; работа в парах

130
С. Михалков «Важный совет».Д. Хармс «Храбрый ёж».Н. Сладков «Лисица и ёж»

1


фронтальный
индивидуальный

131
Из старинных книг. Обобщение по теме «О братьях наших меньших»

1


фронтальный
индивидуальный

132
КВН по прочитанным произведениям
1


фронтальный
индивидуальный, работа в группах





8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
портреты писателей, изучаемых по программе;
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок;
иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.);
средства фиксации достижений учащихся (фото-, видеокамера);
набор кукол для кукольного театра;
видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме);
аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме);
цифровые образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы;
оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, DVD-проигрыватель, аудио-проигрыватель).
Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч./ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2011
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011
Канакина В. П. [и др.]. Русский язык. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011
13)Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобраз. учреждений. В 2ч./ЛФ Климанова, ВГ Горецкий, МВ Голованова- М: Просвещение, 2011





















Практическая часть программы по предмету 1 класс 


Вид контроля

1 класс


1 полуг
2 полуг

Проверка техники чтения
-
30- 35 слов

1 класс  2 четверть: меньше 10 слов - "2", 10-15 слов - "3", 16-20 слов "4", больше 20 слов - "5".  3 четверть: меньше 20 слов "2", 20-25 слов "3", 26-35 слов "4", больше 35 слов "5".  4 четверть: меньше 25 слов "2", 25-30 слов "3", 31-40 слов "4", больше 40 слов "5". 

Комплексная проверочная работа (отметку ставим на чтение)

Вид контроля
(контрольные работы)
1 класс


1 полуг
2 полуг

Комплексная контрольная работа
-
1


Перечень тем проектов (мини-проектов), групповых проектов


п/п

Перечень тем проектов

1
Проект «Город букв»

2
Проект «Азбука загадок»


Проект-альбом «Наш класс- дружная семья»







Групповой проект для оценки метапредметных результатов - обучающие
(отметка в журнал не ставится)


Вид контроля
1 класс


1 полуг
2 полуг

Групповой проект
-
-













13PAGE 15


13PAGE 141215




15