ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ кружок «Юный оформитель» (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №78»
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
заместитель директора приказом
по ВР от «___»_______ 20___г. №__
______________ Директор МБОУ «СОШ №78»
С.В. Тимофеева __________________
О.В. Королёва
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
кружок
«Юный оформитель»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-12 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 1 ГОД
Руководитель:
учитель
изобразительного искусства
Кузнецова Т.Е.
г.Северск
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования образовательной области «Искусство» направлен на достижение главной воспитательной цели: «воспитание художественной культуры как способности переживать нравственно-эстетическое содержание произведений изобразительного искусства и воплощать его в собственной художественной деятельности». Но собственная художественная деятельность, то есть детское творчество, должно опираться на познавательный интерес, развитием которого и обязан заниматься учитель.
Образовательная программа кружка «Оформитель» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
Закон российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».
Конвенция ООН о правах ребенка.
Устав школы.
Инструкции по технике безопасности.
Программа кружка «Оформитель» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – досуговой, учебно-познавательной, по форме организации – студийной, групповой, по времени реализации – годичной.
Программа «Оформитель» предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления обучающихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а так же на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
Комбинация различных подходов к структурированию содержания дополнительного образования может обеспечить разнообразие вариантов образовательного процесса, его учебных планов и программ в русле современных образов, тенденций, с учетом региональных традиций, индивидуальных потребностей детей и их родителей:
Обучающимся, обучающимся по данной образовательной программе, гарантируется полное образование, соответствующее государственному стандарту.
Возможностью обучаться по данной образовательной программе могут воспользоваться все желающие дети по соглашению с родителями.
В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности обучающихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего их системностью. Программа кружка «Оформитель» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни образовательную программу.
В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в школе, программа курса рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.
Основными задачами являются:
Обучение обучающихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления. Создание условий для проявления образовательных и творческих потребностей и интересов детей.
Развивать стремление к углублению знаний.
Формировать интерес к художественно-эстетической деятельности.
Развитие образного мышления и творческой активности обучающихся.
Формировать чувство коллективизма.
Расширение образовательного пространства за счет включения в образовательный процесс новых форм взаимодействия основного и дополнительного внутри образовательной программы и взаимодействие с другими образовательными программами (развивающее обучение, региональный компонент).
7. Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, честность, добросовестность, самостоятельность).
8. Создавать комфортную обстановку на занятиях и мероприятиях.
9. Развивать активную деятельность.
10. Развивать аккуратность, опрятность.
Структура программы состоит из 10 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии как и умение выражать свои мысли. Дети 11-12 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.
Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:
1. Многообразия.
разнообразие форм и содержания дополнительного образования;
разнообразие видов деятельности, доступных обучающимся образовательного пространства;
разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;
Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.
2. Открытости.
Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.
Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:
1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе, как ребенка, так и учителя.
4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса, построенная на добровольном выборе видов деятельности.
Кружковые занятия предназначены для учащихся 5-6-ых классов.
Учебно-тематический план
Кружка «Юный оформитель»
Дата
прове-
дения
№
п/п
Тема занятия
Кол-во занятий
Декоративный образ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Цвет. Основные и дополнительные цвета.
Линия. Силуэт. Пятно.
Форма и пропорции.
Композиция. Овощи, фрукты.
Декоративная тематическая композиция. Фрукты, ягоды.
Композиция декор натюрморта.
Формотворчество, создание декоративного образа.
Композиция из абстрактных форм.
Абстрактный силуэт и формат.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Орнамент
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Формы и мотивы.
Построение орнаментальной композиции.
Симметрия в орнаменте.
Линейный орнамент.
Орнаментальное изображение отдельного предмета.
Орнамент в круге.
Орнамент в квадрате.
1
1
1
1
1
1
1
Шрифты
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Шрифты. История развития.
Классификация шрифтов.
Начертание различных видов шрифтов и техника их написания.
Шрифт на эмоциональное восприятие.
Шрифтовая композиция текста.
Композиция афиши.
Стенная газета.
Пригласительный билет.
1
1
1
1
1
1
1
1
Графическое оформление книги
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Книжная графика.
Обложка книги.
Форзац.
Заставка.
Иллюстрация.
Экслибрис.
Буквица.
Концовка
1
1
1
1
1
1
1
1
Праздничное оформление
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Художественный плакат.
С днём рождения.
День Святого Валентина.
День Защитника Отечества.
8 Марта.
День юмора.
1
1
1
1
1
1
Художественное конструирование
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Краткие сведения о развитии художественного конструирования.
Основные законы формообразования.
Детская игрушка.
Карандашница.
Декор набора посуды.
Оформление упаковки для подарка.
Декор рамки для фото.
Роспись вазы.
1
1
1
1
1
1
1
1
Декорации
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Декоративная решётка.
Декоративные светильники.
Декоративная ваза.
Декоративная тарелка.
Оформление сцены.
Оформление сцены.
1
1
1
1
1
1
Оформление интерьера
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
История развития интерьера.
Основные принципы построение интерьера.
Оформление интерьера
Оформление интерьера.
Организация и оформление тематической выставки.
Основные принципы оформления интерьера.
Декор окна.
Цветы в интерьере.
Роспись предметов мебели.
Роспись ткани.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Оформление школы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Изготовление открыток.
Открытка с днём рождения.
Скрапбукинг.
Оформление для рекреаций школы.
Оформление для рекреаций школы.
Оформление пришкольного лагеря.
Оформление пришкольного лагеря.
Итоговое занятие. Выставка работ.
Всего часов:
.
1
1
1
1
1
1
1
1
70
Содержание изучаемого курса
Декоративный образ – 9 часов
Изучение основных и дополнительных цветов. Отличие линий от силуэта и пятна. Правильные формы и пропорции. Составление композиций из овощей и фруктов. Что значит декоративная композиция. Самостоятельное создание выразительного художественного образа. Геометрические фигуры. Абстрактный натюрморт. Понятие силуэта, его форматы.
Орнамент – 7 часов
Геометрические формы и декоративные мотив в орнаменте. Правильная компоновка предметов в натюрморте. Понятие симметричной фигуры, применение в орнаменте. Композиция линейного орнамента. Создание композиции в круге и квадрате. Симметричный узор в круге и квадрате.
Шрифты – 8 часов
История возникновения шрифтов. Деление шрифтов на группы. Рекламно-фигурный шрифт и техника его написания. Рисованные шрифты в оформлении обложки к сказке. Заглавная буквица. Цирковая афиша. Правильная компоновка рисунка в газете. Эскиз пригласительного билета.
Графическое оформление книги – 8 часов
Понятие графики. Оформление обложки книги А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». Понятие и оформление форзаца книги. Написание заглавных букв в заставке книги. Иллюстрация - рисунок к сказке. Знакомство с понятием экслибрис. Работа с заглавной буквой своего имени. Заключительная иллюстрация к концовке сказки.
Праздничное оформление – 6 часов
Что такое плакат. Сочетание рисунка и шрифта на плакате. Цветовое решение открытки. Композиция ко дню Защитника Отечества. Открытка-аппликация к празднику всех мам. Понятие карикатуры и выполнение плаката к 1 апреля.
Художественное конструирование – 8 часов
История развития конструирования из бумаги. Знакомство с основными законами формообразования. Лепка детской игрушки из соленого теста. Конструирование из картона. Работа с пластилином. Сочетание бумаги и картона. Декоративная рамка. Восточная ваза.
Декорации – 6 часов
Составление графической работы. Светильник как часть декора. Роспись напольной вазы. Оформление декоративной тарелки в технике папье-маше. Проект «Оформление сцены к школьным праздникам».
Оформление интерьера – 10 часов
Основные этапы развития интерьера. Основные принципы построения интерьера. Композиционное оформление интерьера. Понятие тематической выставки, организация и ее оформление. Декорация окон. Цветочные композиции в оформлении интерьера комнаты. Виды росписи. История возникновения росписи по ткани.
Оформление школы – 8 часов
Изготовление открыток к последнему звонку. Объемная открытка ко дню рождения. Понятие скрапбукинга. Оформление фойе школы. Оформление выставки к пришкольному лагерю. Отчетная выставка работ учащихся кружка.
Формы и режим занятий, ожидаемые результаты и способы проверки.
Работа с обучающимися в кружке проводится 2 раза в неделю: по вторникам и четвергам
Формы занятий:
беседы;
практические занятия;
создание проектов;
индивидуальные и групповые занятия;
коллективная работа;
экскурсии.
В результате работы по программе «Оформитель» обучающиеся должны знать:
понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике.
овладеть основами изобразительных техник (гуашь в монотипии, граттаж, коллаж) и декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, бисероплетение, техника изонить, шрифт) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
и изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;
должны уметь:
умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
видеть, анализировать и передавать красоту окружающей среды;
воплощать свои фантазии как и умение выражать свои мысли;
составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
пользоваться интуицией в поисках цветовой гармонии, симметрии, ассимметрии, ритма в решении работы;
навыки работы с бумагой (бумажная пластика);
навыки в оформительской деятельности;
первичные навыки работы пером и тушью;
оформление работ.
Ожидаемые результаты
Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.
Создавать прекрасное своими руками. Ценить свой труд, уважать чужой. Уметь применять теоретические знания на практике. Уметь пользоваться художественным материалом
Методическое обеспечение образовательной программы.
Методическое обеспечение образовательной программы дополнительного образования осуществляется за счет разработки методических пособий, программ, указаний, рекомендаций, подготовленных руководителем, мастерами-специалистами.
Учитель демонстрирует использование и результативность современных образовательных технологий в процессе преподавания предмета, так и в процессе воспитания. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Методы и формы работы
Методы и формы (беседы, викторины, интеллектуальные игры, тесты), по каждой теме способствуют сохранению атмосферы творчества, художественного познания, осознанию ценности и неповторимости национальной культуры и развитию художественных навыков.
Используются:
выставки;
конкурсы;
экскурсии;
экскурсии с элементами практических занятий;
просмотр видеофильмов, мультимедийных дисков;
встречи-беседы с народными умельцами,
практические занятия (индивидуальная работа учащегося),
коллективная изобразительная работа над единым замыслом (фронтальная, комплексная, коллективно – производственная формы).
Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор материала для изучения. Каждый последующий этап включает в себя какие-то новые, более сложные темы, задания. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному» придают объемность последовательному изложению материала в данной программе, что способствует лучшему ее усвоению.
Для того, чтобы занятия дали нужный результат, важно правильно организовать занятия, чередовать беседу с показом, рисование с беседой, помогать детям организовать рабочие места, чётко ставить цели и задачи перед учениками, нацеливать на выполнение работ последовательно и аккуратно, проводить сравнительный анализ работ профессионального и народного искусства.
Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознать саму логику их следования. поэтому важным методом обучения художественной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций. Например, в результате изучения шрифтов у школьников формируется эстетическое восприятие и оценка вещей и явлений. Благодаря смысловому содержанию формируется сознательное отношение к проблемам сегодняшнего дня. Шрифт играет важную роль в процессе популяризации культурных ценностей. Он обладает способностью формирования сознания, воспитания понимания и осмысления эстетической информации. Удачно скомпонованный плакат, со вкусом оформлена изящная упаковка играют более эффективную роль в формировании визуальной культуры, чем целая серия научно – популярных лекций. Прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения, мышления.
Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, разнообразие форм деятельности, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.
Значительно оживить занятие, придать ему характер творческого соревнования можно с помощью введения игровых ситуаций. Например: игра-головоломка по теме «Искусство». В основе игры – головоломки – занимательное задание, в которой умственная нагрузка замаскирована занимательным внешним сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания. Подсказка – справа слово – сюжетная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет.
Цели:
закрепление полученных раннее теоретических знаний;
развитие фантазии, мышления, зрительно-образной памяти;
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству.
В значительной мере интерес формируется под влиянием различных эстетических, художественных впечатлений. Поэтому важной задачей педагога остается консультирование ребенка, содействие в ознакомлении с творчеством работ худож-ников, в посещении театров, художественных выставок, в организации экскурсий, способствующих расширению кругозора.
Необходимо всячески поощрять активность учащихся, их участие в различных конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.
Создавать прекрасное своими руками. Ценить свой труд, уважать чужой. Уметь применять теоретические знания на практике. Уметь пользоваться художественным материалом
Результативность: высокий познавательный эффект занятий. Дети используют полученные знания на других уроках: истории, литературе, музыке. Коммуникативные способности детей значительно повысились, формируется эстетический вкус.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета. Из дидактического обеспечения необходимо наличие разноуровневых заданий, индивидуальных карточек, тестов, кроссвордов и др.
Условия выполнения программы.
Для занятий по программе «Оформитель» необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастеры, тушь, перья, гуашевые и акварельные краски, ауди-, видеозаписи, репродукции работ художников, иллюстрации, инвентарь, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы и др.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы «Оформитель».
Педагог, создавая условия для реализации творческого потенциала ребенка, использует новые формы отношений совместно с ребенком, выстраивая путь его развития в образовательном пространстве и в выбранной образовательной области.
В результате такой деятельности появились:
творческие работы (выставки);
участие в конкурсах, олимпиадах;
- участие в учебно-исследовательских конференциях
Таким образом, деятельность, выбранная самим ребенком, даже начатая в традиционных формах, порождает творчество самих детей, повышает мотивацию к освоению новых предметных областей, созданию собственных проектов, которые могут активно влиять на окружающую жизнь. В течение года возможны изменения в планировании в зависимости от различных обстоятельств: объявления конкурсов, помощь кружкам, участие в предметной неделе школы, творческого вдохновения, увлечения найденной нестандартной идеей.
Литература для учителя
Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2008
Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2009
А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2007.
Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2008.
Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
В.П.Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирование/ Ярославль: Академия Развития:: Академия Холдинг, 2001.
С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2007 год.
Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
А.А.Павлова, Е.И Корзинова . Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2007
10. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2010 год.
11. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2007
Литература для обучающихся
1. И.Д. Агеева. «Занимательные материалы по изобразительному искусству». М.: Творческий центр, 2006год.
2. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
3. С.С. Константинова «Техники изобразительного искусства», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 год.
4. Н.К. Костерин «Учебное рисование» М.: Просвещение2004 год.
5. Т.М. Логунова Рабочая тетрадь по основам дизайна «Первые уроки дизайна», М.: «Мозаика – Синтез», 2004 год.
6. Н.М.Сокольникова «Основы рисунка», «Основы живописи», «Основы композиции» 5 – 8 кл. Обнинск, «Титул», 2002 год.
13PAGE 15
13PAGE 141015
Заголовок 1Заголовок 215