Дидактические и развивающие игры на развитие внимания дошкольников
Дидактические и развивающие игры
на развитие внимания дошкольников
1.Дидактическая игра «Угадай-ка».
Задача: Развивать внимание дошкольников посредством выделения характерных признаков из описания воспитателя.
Игровой замысел: Угадать, о какой игрушке говорит воспитатель.
Игровой материал: Несколько однородных игрушек, отличающихся по некоторым внешним особенностям (три мишки, куклы, машинки и т.д.)
Методика проведения: Воспитатель расставляет перед детьми несколько однородных игрушек, отличающихся некоторыми деталями, и описывает одну из них, стараясь при этом не акцентировать характерного для неё признака. Дети должны определить, какую игрушку описывает воспитатель.
Правило: Дослушать описание до конца, а затем назвать игрушку.
2. Дидактическая игра «Что одинаковое и что разное».
Задача: Развивать внимание детей посредством сравнения предметов и установления разных и одинаковых признаков.
Игровой замысел: Заметить одинаковое и разное.
Игровой материал: Набор игрушек, сходных и различных по внешнему виду.
Методика проведения: Перед детьми расставляются разные игрушки. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки: все ли разные или есть одинаковые, похожие. Затем вместе с детьми сравнивает пару похожих, но неодинаковых игрушек, давая образец для сравнения. После этого даётся задание детям попарно: «Таня и Маша буту сравнивать вот эти две куклы», «Миша и Петя рассмотрят два автомобиля» и т.д. После того, как дети рассмотрят игрушки, они всем рассказывают, что у этих игрушек одинаковое, а что разное.
Правило: Сначала сказать, что у игрушек разное, а что одинаковое.
3. Дидактическая игра «Что изменилось».
Задача: Развивать внимание детей.
Игровой замысел: Угадать, что изменилось на столе.
Игровой материал: Набор любых игрушек или предметов, настольная ширма.
Методика проведения: Перед детьми на столе расставляются 3-4 предмета (игрушки). Воспитатель предлагает детям рассмотреть их, затем отгораживает предметы от детей ширмой, убирает или добавляет один предмет. Ширма убирается, у детей спрашивают, что изменилось.
Правило: Не отвечать раньше времени, ждать, кого спросит воспитатель.
4. Развивающая игра «Раз, два, три – говори!».
Задача: Развивать целенаправленное внимание детей.
Игровой замысел: Узнать предмет на картинке и вспомнить, как он называется.
Игровой материал: Набор картинок, отражающих предметное окружение ребёнка (посуда, растения, одежда, мебель, животные и т.д.), кружки для поощрения.
Методика проведения: Воспитатель предлагает детям поиграть с картинками. «Я буду показывать картинки по одной, а вы – называть их. Только называть нужно после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Когда я скажу «Раз, два, три – говори!» - называйте, что изображено на картинке. Кто первый правильно назовёт – тот её получит». Сначала игра проводится со всей группой. Затем то же задание предлагается выполнить по 4 ребёнка. Ребёнок, давший первым верный ответ, получает картинку. Остальные, правильно назвавшие предмет, получают поощрительный кружок.
Правило: Не называть предмет раньше времени.
5. Развивающая игра «Пальчик».
Задача: Развивать целенаправленное внимание и умственную активность детей.
Игровой замысел: Найти и показать тот предмет, который назвал воспитатель.
Игровой материал: Набор парных предметных картинок, изображающих игрушки, фрукты, мебель, цветы, предметы домашнего обихода.
Методика проведения: На столе раскладываются картинки двумя рядами по 10-12 в каждом. Раскладывая картинки, воспитатель показывает их детям и предлагает назвать, что на них изображено. Затем внимание детей обращается на то, что у каждого на руке есть один палец, называющийся указательным. «Сегодня указательный палец нам будет помогать искать картинки, которые я буду называть. Кто первый правильно укажет на картинку (поставит на неё палец), то её и получит».
Далее воспитатель вызывает двух детей, предлагает им сесть друг против друга, при этом указательные пальцы находятся на краю стола и не поднимаются до тех пор, пока картинка не будет названа. «Кто из вас раньше найдёт и укажет пальчиком, где находитсяморковка?» дети показывают картинку, а воспитатель обращается к остальным: «Кто первым поставил свой пальчик на морковку?» Победитель получает картинку.
Правило: Держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.
6. Развивающая игра «Отзовись, не зевай!»
Задача: Развивать устойчивое, сосредоточенное внимание.
Игровой замысел: Вовремя откликнуться на зов партнёра.
Игровой материал: Парные картинки с изображением птиц (петух, курица, гусь, утка, ворона, воробей), животных (корова, коза, лошадь, собака, кошка).
Методика проведения: Дети рассаживаются на стульчики лицом друг к другу на некотором расстоянии. Воспитатель говорит, что сейчас всем раздаст по картинке, но предупреждает о том, что их нельзя показывать друг другу. Каждый должен хорошо рассмотреть, что изображено на его картинке.
Воспитатель объясняет детям, что картинки парные, и у каждого зверя или птицы есть дружок (точно такая же картинка). Каждая птица или животное будет звать своим голосом своего дружка. «Как позовёт свою подругу кошка?» - спрашивает воспитатель. – Правильно, она будет мяукать: «Мяу – мяу!» А другая кошка должна быстро ей ответить: «Мяу – мяу! Я слышу, иду!» Каждый, кого позвали, должен не пропустить, не прозевать, когда его позовут, и вовремя ответить на зов. Друзья должны подойти к столу, показать друг другу картинки и положить их в коробочку.
Правила: 1) Подаёт голос и вызывает пару тот, кого назвал воспитатель.
2) Нужно вовремя откликнуться на зов дружка.
3) Нельзя показывать полученную картинку раньше времени.
7. Развивающая игра «Волшебный столик».
Задача: Учить детей управлять своим вниманием.
Игровой замысел: Внимательно следить за происходящим и замечать изменения.
Игровой материал: Небольшой стол, накрытый с трёх сторон тканью до пола, под ним – ящик с игрушками; настольная ширма; набор сюжетных (образных) игрушек для сюжетных сценок.
Методика проведения: Воспитатель предлагает поиграть в театр, говоря, что представление будет показываться на столике. А помогут это сделать волшебные слова:
«Столик, столик, послужи,
Нам игрушки покажи.
Всё, что ты покажешь,
Мы потом расскажем.
Цоп-топ, тара-ра,
Начинается игра!
Цоп-топ, на-на-на,
Наступает ти-ши-на»
Последнее слово воспитатель произносит полушёпотом, с замедлением голоса.
Воспитатель садится за столик, ставит настольную ширму, затем расставляет игрушки для первой сценки (например, на коврике, положив голову на подушку, спит собачка, а рядом сидит кукла и на коленях у неё мячик), убирает ширму.
Детям задаются вопросы, помогающие понять содержание сценки и назвать её персонажи, их действия и предметы. После этого снова ставится ширма, сценка меняется (убираются коврик и подушка, кукла и собачка сидят друг напротив друга, будто перекатывают мячик). Ширма убирается, возникает новая сценка. Воспитатель, используя вопросы, помогает детям увидеть то, что изменилось в сценке. Дети отвечают, что было раньше, и что происходит сейчас, поменялось ли место игрушек на столе.
Игра повторяется с другими игрушками.
Правила: 1) Внимательно смотреть на сцену.
2) Прежде, чем ответить на вопрос, нужно вспомнить, что было в
предыдущей сценке.
3) соблюдать тишину после слов: «Наступает ти-ши-на».
8. Развивающая игра «Внимание».
Задача: Развивать внимание и зрительную память детей.
Игровая задача: Внимательно рассмотреть, запомнить и нарисовать увиденный рисунок.
Игровой материал: Набор из серий специальных карточек-рисунков, листы бумаги, простые карандаши.
Методика проведения: Дети рассаживаются за столы. Воспитатель на несколько секунд показывает какую-либо фигуру, знак или чёткий контур, затем карточку прячут? А детям предлагают нарисовать её.
Фигуры-задания разделены на серии по 6 фигур, сложность фигур возрастает от первой к последней в каждой серии.
Правило: 1) Внимательно рассмотреть картинку.
2) Начинать рисовать только тогда, когда картинка будет спрятана.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
9. Развивающая игра «Внимание – Угадайка».
Задача: Развивать внимание и детскую сообразительность.
Игровая задача: Рассмотреть 3 картинки, нарисовать их правильно и придумать ещё одну свою картинку.
Игровой материал: Набор из серий специальных карточек-рисунков, листы бумаги, простые карандаши.
Методика проведения: Игра является усложнённым продолжением игры «Внимание».
Проведение такое же, как в предыдущей игре, но появляются дополнения к заданиям: детям необходимо проследить изменения фигурок при переходе от одной к другой, выявить закономерность и дорисовать свою фигурку.
Правила: 1) Все фигуры должны быть расположены в один ряд или в колонку
(по договоренности).
2) Рисовать фигуры нужно последовательно, то есть, сначала- 1-ю,
затем рядом с ней – 2-ю, и т.д.
3) Начинать рисовать только тогда, когда картинки будут спрятаны.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
10. Игра-раскраска «Раскрась узор».
Задача: Развивать внимание детей.
Игровая задача: Правильно раскрасить фигурки в узорах.
Игровой материал: Набор серий для раскрашивания, цветные карандаши.
Методика проведения: Воспитатель предлагает раскрасить узоры определённым образом, например, все кружки – красные, квадраты – жёлтые.
Правило: Стараться раскрашивать аккуратно и правильно.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
15