Разработка коррекционного занятия «Метод «Мандала» в коррекции процессов внимания младших школьников»


Коммунальное государственное учреждение «Рудненская специальная школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» управления образования акимата Костанайской области
«Метод «Мандала» в коррекции процессов внимания младших школьников»
Разработка коррекционного занятия
Методическое объединение воспитателей
Анисеня Светлана Сергеевна воспитатель группы №3
МЕТОД « МАНДАЛА» В КОРРЕКЦИИ ПРОЦЕССОВ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГИПЕРАКТИВНЫЕ И НЕРВОЗНЫЕ ДЕТИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ФЕНОМЕНОМ В НАШЕ ВРЕМЯ,
ЭТО НЕ ЧУДО, ЧТО НАШ МИР СТАЛ ШУМНЫМ И ХАОТИЧНЫМ. НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ СОСРЕДОТО- ЧИВАТЬСЯ, УСПОКАИВАТЬСЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РАСКРАШИВАНИЕ МАНДАЛ, А. ЦАЙРИ
Современные психологи трактуют внимание как концентрацию сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов. Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, мышления, памяти, воображения. Более того, сами эти психические процессы « включаются» только тогда, когда возникло внимание.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство у педагогов и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.
Предлагается метод «МАНДАЛА» как способ коррекции внимания у младших школьников.
Слово «Мандала» имеет санскритское происхождение и означает «магический круг». Рисунок её симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Круг является символом планеты Земля, а также символом защищённости материнского лона. Таким образом, при создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.
Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью с помощью изображений в круге. Благодаря своей уникальной концентрической форме мандала является идеальной моделью, которая помогает расслабиться. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение, помогают успокоиться и сосредоточиться.
Мандалы могут быть в виде картинок, их можно нарисовать на ткани или бумаге, вышить с помощью цветных ниток на ткани, создать из песка и цветных круп (рис, фасоль, чечевица). При раскрашивании можно использовать следующие материалы: гуашь, акварель, пастельные мелки, цветные карандаши. Из опыта практической деятельности можно сделать вывод, что использование фломастеров при работе с мандалами нецелесообразно, так как фломастеры не несут терапевтического эффекта.
При применении метода «МАНДАЛА» в направлении коррекции процессов внимания необходимо придерживаться следующего алгоритма, который позволит поэтапно подготовить ребёнка для работы.
Ребёнку предлагается выбрать себе «волшебный круг», который ему больше всего понравится. Предварительно подготавливаются чёрно- белые наборы мандал. Целесообразнее использовать наборы мандал, которые предлагают Джон Келлог и Грин Шиа, а также наборы из научно - популярного издания «Лечебные и магические мандалы». Диаметр напечатанной окружности должен быть не менее 18 см. Рисунок мандалы желательно предъявлять на квадратном листе, так как это создаст двойные границы, что оказывает непосредственное влияние на концентрацию внимания.
Затем предлагается материал на выбор – акварель, гуашь, пастель, карандаши. На первых этапах можно ограничиться пастелью и карандашами. Выбор цветов ребёнок осуществляет самостоятельно в зависимости от желания и своего настроения. В процессе работы можно включить фоном лёгкую музыку. В конце работы по желанию ребёнка можно:
Придумать название для мандалыПодобрать для неё фон
Вырезать мандалу и повесить её на стену
В заключение, после завершения работы, у ребёнка спрашивается, что он хочет сделать со своим рисунком: забрать себе, оставить воспитателю, подарить кому-то из ребят или близких.
Выполнение такой деятельности способствует развитию и коррекции внимания у младших школьников, так как в процессе работы происходит гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие внутренней тревожности. Такая деятельность является источником активизации всех психических процессов.

24390353365500
7493025908000
70294516637000