Доклад на тему: Воспитание правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей и подростков
КГУ «Мичуринский детский дом»
Доклад на тему:
«Воспитание правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей и подростков»
Воспитатель Адамова С.Ш.
с. Мичурино, 2015 год
Проблема правового воспитания ребёнка является актуальной. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста, так как в 14 – 17 лет активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей, происходит становление его интересов и ценностных ориентаций. Этот факт подтверждает и статистика: в совершаемые преступления чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
Из анализа особенностей социальной адаптации выпускников Мичуринского детского дома, можно сделать вывод, что, есть выпускники, которые не способны делать выбор, принимать решение и нести за него ответственность, тяжело привыкают к трудовой дисциплине, сложно ориентируются в нормативно – законодательной базе. Исходя из этого, возникла необходимость в создании программы, работа которой направлена на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни через правовое просвещение.
(Слайд 1. титулка, портреты детей)
Настоящая программа правового воспитания учитывает особенности развития личности каждого ребенка. 14 воспитанников семей «ЖеSіс» и «Жалын», в возрасте от 7 до 17 лет. Из них: 6 девочек и 8 мальчиков. Все воспитанники имеют статус «Оставшиеся без попечения родителей» из них трое сирот. На внутреннем учете из этих детей никто не состоит. Но межконфликтные ситуации в семье среди детей иногда бывают. Программа рассчитана на 3 года. Сроки реализации программы 2012-2015гг.
(Слайд 2. Цели задачи на 3 года)
Целями правового воспитания являются, прежде всего:
Создание условий для формирования правовой культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, успешной адаптации и самореализации воспитанников в социуме.
Цели и задачи ставились на каждый год.
(Слайд 3. Принципы)
Основные принципы реализации программы: включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка.
(Слайд 4. Направления)
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществляется воспитательная работа:
Содержательное направление включает разработку социальных, воспитательных технологий, форм и методов.
(Слайд 5. Формы, методы, технологии)
В работе с подростками по изучению прав человека мы применяем разнообразные методы, но наиболее эффективным считаем следующие: метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков).
Социально – педагогическое направление включает социальный мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в воспитании и личностном развитии ребенка.
(Слайд 6. Мониторинг)
Для выявления знаний воспитанников в правовых вопросах по правовому образованию и правовой культуре в начале и в конце каждого учебного года проводился мониторинг.
Информационно – просветительская деятельность предполагает проведение цикла мероприятий: лекции, беседы, консультации информационного характера.
(Слайд 7. Цикл мероприятий)
Проведены семейные часы, беседы, викторины, игры по изучению прав и обязанностей детей. В ходе игр воспитанники учатся применять теоретические знания в конкретных ситуациях. Данные формы активной деятельности формируют гражданскую активность, ответственность, воспитывают правовую культуру.
Диагностическая работа предполагает использование ряда специальных методов, проведение социологических опросов, тестов.
(Слайд 8. Анкеты)
Для выявления знаний детей в правовых вопросах проведены анкеты, опросники среди детей.
Анкета «Семья глазами ребенка» проводилась в 2012 году. Опрос проводился индивидуально с каждым ребенком. Результаты позволяют определить способы контроля за поведением ребенка в семье.
Анкета «Я - ребенок, я - человек» (2013 год) включала в себя ряд вопросов, на которые дети должны были ответить «Да могу» или «Нет, не могу». Итоги анкеты показали, что дети владеют терминологией по правовому воспитанию, понимают права и обязанности свои и других.
Тест «Уровень агрессивности детей» (2014 год) для воспитателей, который позволяет по критериям и схеме наблюдения за ребенком выявить уровень его агрессии. Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Практическая деятельность - проведение круглых столов, конкурсы рисунков, показ и обсуждение фильмов, организация встреч, дискуссий для воспитанников с привлечением общественных организаций, правоохранительных органов, прокуратуры, Центра занятости населения.
(Слайд 9)
Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении детей, в том числе: осознание своих прав, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о своих правах, обязанностях, приобретают практические навыки выходов из трудных, жизненных ситуаций. Дети учатся оценивать свои поступки и поступки других людей, знакомятся с законами страны, применяют знания в повседневной жизни. Знакомство детей, с правовыми нормами, начиная с младшего школьного возраста, станет хорошим стартом для развития законопослушного гражданина нашей страны.
15