Урок внеклассного чтения. В. Сухомлинский Человек с Горячим сердцем (3 класс)


Урок внеклассного чтения в 3 классе
Подготовила учитель начальных классов
Харцызской ОШ № 2
Вершелис Т.Н.
К уроку внеклассного чтения учителем была разработана мини – тетрадь.
Тема: В.Сухомлинский. Человек с Горячим сердцем.
Цель: совершенствовать навыки чтения, поощрять обучающихся активно думать, составлять предвидения, контролировать собственное понимание текста, различать и синтезировать информацию, имеющуюся в тексте, побуждать обучающихся к размышлениям над тем, какое значение для них имеет материал, изложенный в тексте, как он повлиял на их мировоззрение, их чувства.
Задачи: развивать критическое мышление, воображение, совершенствовать умение правильно, выразительно и бегло читать, анализировать прочитанное, воспитывать чувство прекрасного.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.
Предметные: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному.
Метапредметные:
Познавательные УУД – расширение и обогащение словаря читателя;
Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Регулятивные УУД - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свои мысли.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Ход урока
Актуализация опорных знаний.
1. Работа в мини - тетрадях
- Как вы понимаете выражение «горячее сердце»?
- Подберите к нему синонимы, антонимы.
«Мы – фантазёры». По ключевым словам придумайте свою сказку.
Два путника;
искали Красоту;
серый камень.
«Нарушенная последовательность»
Подошли путники к серому камню. (3)
Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту. (6)
Узенькой тропинкой шли два путника. (1)
Да, камень, но там, внутри – цветок розы. (5)
Они искали Красоту. (2)
Это же серый камень. (4)
Усвоение нового материала.
Обучающиеся класса объединяются в группы методика «Джигсоу-1» (мозаика). Обучающиеся объединяются в постоянную группу по количеству частей в тексте. (1,2,3,4). Каждая часть текста изучается в экспертной группе, которая образовалась по одинаковым номерам.

Чтение по частям. Методика «Взаимные вопросы».
Чтение I части. «Взаимные вопросы»
Учащиеся читают I часть текста, работают в экспертных группах. Каждая группа готовит свои вопросы по содержанию прочитанного членам других групп.
Вопросы учителя:
- Почему, когда Человек с Горячим Сердцем взглянул на море, его глаза стали добрыми и ласковыми?
- Как вы понимаете выражение «могучее и вечное море»?
2. Чтение II части. «Взаимные вопросы»
(Учащиеся работают в экспертных группах)
Вопросы учителя:
- Как вы думаете, действительно ли Человек с горячим Сердцем увидел в камне цветок? Возможно ли это?
- Что на ваш взгляд, произойдет дальше?
3. Чтение III части. «Взаимные вопросы»
(Учащиеся работают в экспертных группах)
Вопросы учителя:
- Сможет ли Человек с Горячим Сердцем освободить цветок из каменного плена? Почему вы так думаете?
4. Чтение IV части. «Взаимные вопросы»
(Учащиеся работают в экспертных группах)
Вопросы учителя:
- Как вы думаете, согреет ли Сердце Человека с Каменным Сердцем, когда он увидит эту красоту? Что заставляет вас так думать?
Обучающиеся возвращаются в свои постоянные группы для взаимообучения.
Презентация текста.
Повторение и закрепление изученного.
Ответы на вопросы.
- Чьё предвидение сбылось?
- Что вы узнали нового о значении выражений «горячее сердце», «холодное сердце»?
2. Восстановление нарушенной последовательности с опорой на текст.
Работа в мини – тетрадях.
3. Обсуждение.
- Так ли это плохо – иметь «холодное сердце»?
- Может ли человек с «холодным сердцем» приносить людям пользу, созидать, создавать что-то прекрасное?
- Если бы на вашем пути встретился человек с «холодным сердцем», что бы вы сделали? Ваши действия?
- Почему у людей бывает холодное сердце?
- Таких людей надо осуждать, или, напротив, пожалеть их?
4. Составление «Т - схемы».
Холодное сердце заслуживает:
ОСУЖДЕНИЕ СОЧУВСТВИЯ
Доказательства
… Доказательства

5. «Интервью».
- Какие вопросы вы бы задали, беря интервью у человека с «горячим сердцем», и с «холодным сердцем»?
Итог урока.
1.Проверь себя! Работа в мини - тетрадях.
2. «Синквейн»
Что? Красота
Какая? Изумительная, ослепительная
Что делает? Удивляет, ослепляет, вдохновляет
Мое отношение (пословица). Красота – это обещание счастья.
(М.Пришвин) Синоним
V. Рефлексия.
- Чему научила вас сказка? Какой совет вы бы дали Человеку с холодным сердцем?
3. «Разноцветные мысли»
БЕЛЫЙ цвет - « Я узнал…»
СИНИЙ - «Важно то, что…»
КРАСНЫЙ - «Мне понравилось…»
ЧЕРНЫЙ - «Меня огорчило…»
( Дети высказывают свои мысли, подкрепляя аргументами.)
Домашнее задание.
У художника – сказочника должна быть фантазия! Чтобы нарисовать «горячее сердце» или цветок изумительной красоты, надо уметь мечтать.
Помечтайте и вы, создайте рисунок к сказке В. Сухомлинского «Челочек с Горячим сердцем». Расскажите сказку своим родителям.
Приложение 1
Василий Сухомлинский
ЧЕЛОВЕК С ГОРЯЧИМ СЕРДЦЕМ
I
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли седые горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был Человеком с Горячим сердцем, а другой – Человек с Холодным сердцем.
Человек с Горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумлёнными и ласковыми. Он сказал:
- Какое оно сильное, могучее, вечное море.
А человек с Холодным сердцем сказал:
- Да, много воды.
II
Подошли путники к серому камню. У Человека с Горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
- Смотри, какой прекрасный цветок. Да это же и есть Красота, которую мы ищем!
- Где ты видишь этот цветок? – удивился Человек с Холодным сердцем, – это же серый камень. Вот и трещины в нём, вот и пылью покрыт он, камень…
III
- Да, камень, но там внутри цветок розы, – возразил Человек с Горячим сердцем. – Надо только добраться, освободить его из каменного плена.
  Человек с Горячим сердцем много дней долбил и резал серый камень. А Человек с Холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
IV
Наконец из-под осколков камня показался цветок удивительной красоты. Казалось, весь мир притаился, всматриваясь в Красоту, которую освободил человека из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны затихли.
Только Человек с Холодным сердцем был равнодушен. Он притронулся пальцем к чудесному цветку, попробовал ногтём и сказал:
- Да, крепкий камушек…
Приложение 2
МИНИ – ТЕТРАДЬ
3 класс
ЧИТАЕМ! ПИШЕМ! РИСУЕМ!
«ЧЕЛОВЕК С ГОРЯЧИМ СЕРДЦЕМ»
В.Сухомлинский
1. Как вы понимаете выражение «горячее сердце»?
Подбери к нему синонимы, антонимы.


2. «Мы – фантазёры».
Это упражнение на развитие воображения.
В группе по ключевым словам придумайте свою сказку.
Два путника; Искали Красоту; Серый камень.
3.«Нарушенная последовательность».
□ Подошли путники к серому камню.
□ Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту.
□ Узенькой тропинкой шли два путника.
□ Да, камень, но там, внутри – цветок розы.
□ Они искали Красоту.
□ Это же серый камень.
4. Составить «Синквейн».
Что? ___________________________________________________________
Какая? _________________________________________________________
Что делает? _____________________________________________________
Мое отношение (пословица)
_______________________________________________________________
Синоним _______________________________________________________
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Текст «Человек с Горячим сердцем» □
а) легенда
б) рассказ
в) авторская сказка
2. Кто автор? □
а) К. Ушинский
б) В. Сухомлинский
в) Л. Толстой
3. Выпиши действующих лиц сказки. □
____________________________________________________________
4.Восстанови диалог
- Какое оно сильное, могучее и вечное – море.
- ___________________________________________________________
- Смотри, какой прекрасный цветок.
- ________________________________________________________□
5. Разгадай кроссворд и прочитай слово по вертикали.
1 2 3 4 5 6 1.Что искали путники?
2. Сильное, могучее и вечное…
3. Какой … цветок.
4. Что сказал Человек с холодным сердцем о море?
5. Внутри - …розы.
6. Кто освободил Красоту из каменного плена?
______________________________________________________□
Самооценка □ Отметка учителя □
Создай рисунок к сказке В. Сухомлинского
«Челочек с Горячим сердцем».
Добрый совет!
У художника – сказочника должна быть фантазия! Чтобы нарисовать «горячее сердце» или цветок изумительной красоты, надо уметь мечтать.

Фантазия, выдумка, мечта.
Литература
Богоявленская Д.Б., Пути к творчеству. М.: Просвещение- 1986.- с.234.
Гладкова Н.Г., Использование технологии критического мышления на уроках литературы. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» -2010.№ 5.- с.47.
Гузеев В.В., О скрытом контексте в технологии развития критического мышления. Педагогические технологии. - 2006. - №2. – с. 16 - 22.
Макаренко В.М., Туманцова О.А., Как овладеть технологией формирования критического мышления – Х.: «Основа»,2008.
Салатаева Р. В., Некоторые приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе. Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 7. - с. 56-58.
Соколова И.Б., Апробация проекта программы «Чтение и письмо для развития критического мышления». Начальная школа. - 1999. - №1. - с.79-84.
Шейко Г.К., Инновационные методы работы в начальной школе. – Х. : «Ранок» , 2008.
Ярош Г.А., Седова Н.Н., Современный урок в начальной школе. 33 урока с использованием технологии критического мышления. - Х.: «Основа», 2005. – 240с.