Презентация к тренингу для педагогов Занятие 5 Антистресс-профилактика часть 1 из цикла Я управляю стрессом
Тренинг навыков эмоциональной саморегуляции Автор: педагог-психологМБОУ «Новинская школа» Богородского района Нижегородской областиШирокова Ирина Капитоновна Людей расстраивают не события, а то, как они на них смотрятЭпиктет Физические Биохимические Физиологические Психологические Баня (все виды) Закаливание Водные процедуры (ванны, душ)Воздушные ванныПрогулки пешком ФармакотерапияФитотерапияАроматерапияИспользование БАДВитаминные комплексыНегативные методы (переедание, алкоголь, наркотические вещества) МассажАкупунктураМышечная релаксацияДыхательные техникиФизические упражнения (комплексы)Занятия спортомТанцы ВизуализацияКонцентрацияМедитацияПереключение вниманияРазвитие навыков целеполаганияНавыки уверенного поведенияИндивидуальная и групповая психотерапия Антистресс - профилактика Про себя и не только… Психогимнастика «Печатная машинка»Упражнение из «гимнастики мозга»«Помпа»« Зарядись энергией»« Думающий колпак » Мы рассмотрим и поработаем с таким явлением человеческой психики, как установки.Познакомимся с некоторыми психологическими механизмами искажающего восприятия и опробуем некоторые приемы преодоления данных воздействий. Много неприятных ощущений и переживаний мы испытываем в различных ситуациях общения. Мы освоим ряд техник «безопасного» общения.Сформируем конструктивны модели взаимодействия в команде, которые обеспечивают высокую результативность работы всего коллектива. Мини-тренинг командообразования. СОБЫТИЕ ЭМОЦИЯ РЕАКЦИЯ СОБЫТИЕ ВОСПРИЯТИЕ + АНАЛИЗ = ОЦЕНКА ЭМОЦИЯ РЕАКЦИЯ ОЦЕНКА – это совокупность мыслей, которые создают убеждения, определяющие положительную или отрицательную значимость того события, в момент восприятия которого они активизируются и формируют наше эмоциональное отношение к нему. Бернард Шоу Пример влияния отношения к стрессовой ситуации на состояние здоровья (история про подводников) Если Вы периодически оказываетесь в ситуациях, обозначаемых как стрессовые, или чаще чем хотелось бы, испытываете неприятные переживания, то Вам необходимо провести ревизию собственных мыслей по поводу этих событий.Вопрос: Насколько интенсивность переживаний соответствует действительности?Жизнеобеспечивающая потребность организма – переработка поступающей информации. Поэтому особое значение для выживания обретает адекватность оценки воспринятого.Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.В основе всех установок лежат НОРМАЛЬНЫЕ психологические механизмы, обеспечивающие наиболее рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нем.Иррациональные установки – это тенденции к использованию искаженной интерпретации ряда воспринимаемых событий, приводящих к развитию стрессовых реакций и снижению качества жизни. Рациональное Иррациональное УСТАНОВКА Биологические данные Генетические данные Какие –то еще данные Социокультурные данные Психические данные Первоначальное желание изменить то, что мешает качеству жизни.Выявление «негативных программ» и иррациональных установок, лежащих в основе развития наших негативных состояний и реакцийФормирование альтернативных мыслительных программ и полезных установок в мышлении и поведенииЗакрепление результата методом регулярного использования:В ходе тренингаВ реальной жизни 10% - 90% 50% - 50% 50% - 50% 50% - 50% 0% - 100% У каждого есть «когнитивная уязвимость» - то слабое место, которое предрасполагает его к психологическому стрессу.Наши установки формируются в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими.В основе наших поведенческих реакций лежат различные схемы восприятия действительностиДисфункциональные схемы отличаются от адаптивных наличием когнитивных искажений – систематических ошибок в мышлении.Иррациональные установки имеют абсолютистический характер предписаний или приказов. Отсутствие реализации действий, предписанных иррациональными установками, приводит к продолжительным эмоция, неадекватным ситуации. Тест. Характеризуется резким преувеличением негативных событий.Слова – маркеры: Катастрофа! Кошмар! Ужас! Конец света! ВСЕ пропало! Упражнение. «Шкала измерения событий»0100 Отсутствие неприятностей Индивидуальное глубинное значение слова «катастрофа» Центральная идея – идея ДОЛГА.Смысл слова «должен» - только ТАК и не иначе. Альтернативы нет.
То, что я должен другим Долженствование в отношении себя Долженствование в отношении других Долженствование в отношении мира То, что мне должны другие То, что мне должны природа, правительство и т.п. Слова – маркеры: должен (-на,-ны , не должен (-на, -ны), обязательно, во что бы то ни стало, кровь из носу и т.д. Заменяем данную установку на рациональную Это весьма комплексная характеристика. В нее входит ряд разрушительных установок:Установка предсказания негативного будущегоУстановка максимализмаУстановка персонализацииУстановка чтения мыслейУстановка сверхобобщенияУстановка оценочнаяПричем они могут работать как в целом комплексе, так и в различных сочетаниях Данная установка представляет собой тенденцию верить в то, что ожидания негативного развития событий оправдаются в любом случае.ПримерыСлова-маркеры: что, если, а вдруг, а ведь может быть… и т.п.Справиться помогает реальный анализ ситуации и выработка нескольких альтернативных вариантов развития ожидаемого события Переход речки по льду Сказка «Умная Эльза» Характеризуется выбором для себя и/или для других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, порой недостижимых и дальнейшее их использование в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности.Крайняя степень – перфекционизмСлова-маркеры:По максимому, только на отлично, на пятерку, на 100% и т.п.Помогает справляться с действием такой установки прогнозирование развития событий с меньшей степенью накала: «Что будет, если на 90%, 80%. Какого уровня выполнения будет достаточно? И т.п. Проявляется как склонность связывать события со своей личностью, когда нет никаких оснований для такого вывода, интерпретировать события в аспекте личных значений.Пример: «Они наверняка шепчутся обо мне» или «На меня все смотрят»Слова-маркеры:Частое использование местоимений я, меня, мною, мне и т.п.Коррекция: чуть позже Выведение общего правила или приход к общему выводу на основание одного или нескольких изолированных эпизодов. Например: «Если не получилось сразу, не получится никогда…»Слова-маркеры:Все, никто, всё, ничего, всюду, нигде, никогда, всегда, вечно, постоянно и т.п.Помогает корректировать эту установку конкретизация: никто – кто конкретно, всегда – когда именно и т.п. Так же хорошо работает усиление слов-маркеров: все – все-все-все? Никогда – совсем-совсем никогда? Ну и так далее.Потренируемся в парах. Установка чтения мыслей формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли.Слова-маркеры: он(она/они) думает(думают)Оценочная установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т.д. Т.о отдельный аспект личности отождествляется с личностью в целом.Слова-маркеры: плохой, хороший, никчемный, глупый, тупой и т.п. Проекция – сознательный или бессознательный перенос человеком собственных свойств, качеств или состояний на внешние объекты.Экспектация – система ожиданий, требований и предписаний. Так мы часто не замечаем опечаток, слышим то, что хотим услышать, а не то, что было сказано.Атрибуция – процесс приписывания объектам (человеку, группе людей и т.п.) характеристик, не представленных в поле восприятия. И наша психика достраивает завершенный образ самостоятельно с использованием своего имеющегося опыта. Нужно задать себе ряд вопросов:Что свидетельствует в мою пользу?Откуда у меня такая информация и какие объективные факты ее подтверждают?Что противоречит моей интерпретации?Существует ли альтернативное мнение? Как можно по-другому на это взглянуть?Какие преимущества и неудобства связаны с сохранением этого мнения? Какие могут быть последствия?Что я говорю или думаю сейчас, что заставляет меня переживать (тревожиться и т.п.)Что я могу сделать, чтобы изменить свое состояние?Что от меня зависит, а что нет?Каков план моих дальнейших действий? А - Отрицание 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94В - Подавление 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89,С - Регрессия 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95,D - Компенсация 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74,Е - Проекция 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96,F - Замещение 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97G - Интеллектуализация 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87,H – Реактивное образование5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79,