ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Сопровождение грузов и спецвагонов


государственное образовательное БЮДЖЕТНОЕ учреждение среднего профессионального образования ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«лискинский промышленно-транспортный
техникум им. а. к. лысенко»
235839086995
примерная ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Сопровождение грузов и спецвагонов
название профессионального модуля
ЛИСКИ 2013 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО)
100120.04 Проводник на железнодорожном транспорте
наименование специальности (профессии)
Организация-разработчик: ГОБУ СПО ВО «Лискинский промышленно-транспортный техникум им. А.К. Лысенко»
Разработчики:

Бердников А.И., преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение ___________________ № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
©
©
©
©
©

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
7
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
12
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
14
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Сопровождение грузов и спецвагонов
название профессионального модуля
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО
100120.04 Проводник на железнодорожном транспорте
кодназвание
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
1. Сопровождение грузов и спецвагонов.
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1. Принимать грузы и сдавать их заказчикам в установленном порядке.
ПК 2. Обеспечивать установленные условия перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования.
ПК 3. Обслуживать служебный вагон рефрижераторного поезда.
Программа профессионального модуля может быть использована в обучении на базе основного общего образования, среднего (полного) общего образования, и профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации работников в области сферы обслуживания на железнодорожном транспорте.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- приемки грузов и сдачи их заказчикам в установленном порядке;
- обеспечения установленных условий перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования;
- обслуживания служебного вагона рефрижераторного поезда;
уметь:
- принимать грузы и осуществлять их погрузку и размещение;
- обеспечивать сохранность грузов спецвагонов в пути следования поезда;
- осуществлять контроль технического состояния оборудования, автоматических средств охраны и сигнализации;
- обнаруживать неисправности спецвагона и принимать меры по их устранению;
- обеспечивать бригаду рефрижераторного поезда пищей, создавать условия для положенных им инструкцией периодов отдыха;
- обеспечивать безопасные условия эксплуатации спецвагона и сопровождения грузов;
знать:
- порядок сопровождения грузов, правила приемки, погрузки, размещения и условия обеспечения их сохранности;
- устройство спецвагона, расположение оборудования, автоматических средств охраны и сигнализации, электрооборудования;
- инструкцию по обслуживанию служебного вагона рефрижераторного поезда;
- технологию приготовления пищи и правила дежурства в период отдыха бригады;
- требования безопасности труда при эксплуатации спецвагона и сопровождении грузов;
- порядок контроля технического состояния вагона и порядок подачи заявок на устранение возникших неисправностей;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 138 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 84 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 54 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов;
консультаций – 14 часов
учебной и производственной практики – 54 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности: обслуживание пассажиров в пути следования, обслуживание вагона и его оборудования в пути следования, сопровождение грузов и спецвагонов, выполнение работ кассира билетного, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1 Принимать грузы и сдавать их заказчикам в установленном порядке.
ПК 2 Обеспечивать установленные условия перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования.
ПК 3 Обслуживать служебный вагон рефрижераторного поезда.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7 Проводить мероприятия по защите пассажиров и работников в чрезвычайных ситуациях и предупреждать их возникновение.
ОК 8 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
Сопровождение грузов и спецвагонов
3.1. Тематический план профессионального модуля:
Коды профес-сиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Консуль-тация Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося,
часов Учебная,
часов Производстве-
нная,
часов
(рассредото-
ченная)
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов 1 2 3 4 5 6 7 8
ОК 1-8
ПК 1 Раздел 1 Приемка грузов и их сдача заказчикам в установленном порядке. 20 4 12 8 4 0 0
ОК 1-8
ПК 2 Раздел 2 Обеспечение выполнения установленных условий перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования 39 6 25 19 8 0 0
ОК 1-8
ПК 3 Раздел 3 Обслуживание служебного вагона рефрижераторного поезда 21 4 13 8 4 0 0
Итоговая контрольная работа 2 2 2 Зачет 2 2 2 Итого 84 14 54 39 16 Производственное обучение
(концентрированное) 24 24 Производственная практика
(концентрированная) 30 30
Всего по профессиональному модулю: 138 14 54 39 16 24 30

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
Сопровождение грузов и спецвагонов
Наименование разделов
профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения*
1 2 3 4
ИТОГО ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ 89 Раздел 1
Приемка грузов и их сдача заказчикам в установленном порядке.
20 МДК
Технология сопровождения грузов и спецвагонов
Тема 1.1
Прием, погрузка, размещение и сдача груза Содержание 4 1. Правила приемки груза 2 2-3
2. Правила погрузки и размещения груза 1 2-3
3. Сдача груза в установленном порядке. 1 2-3
Практические занятия 8 1. Сдача груза в установленном порядке 8 Самостоятельная работа 4 Доклад «Различные типы вагонов для перевозки грузов» Консультация 4 Раздел 2
Обеспечение выполнения установленных условий перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования
39 МДК
Технология сопровождения грузов и спецвагонов
Тема 1.1
Эксплуатация спецвагона и сопровождение грузов Содержание 6 1. Требования безопасности труда при эксплуатации спецвагона 3 2-3
2.Требования безопасности труда при сопровождении грузов 3 2-3
Практические занятия 19 1. Порядок сопровождения грузов и условия обеспечения их сохранности 5 2. Устройство спецвагона, расположение оборудования, автоматических средств охраны и сигнализации, электрооборудования 8 4. Порядок контроля технического состояния вагона и порядок подачи заявок на устранение возникших неисправностей 6 Самостоятельная работа 8 Доклад «Спецвагоны нового поколения» Консультация 6 Раздел 3
Обслуживание служебного вагона рефрижераторного поезда
21 МДК
Технология сопровождения грузов и спецвагонов
Тема 1.1
Обслуживание служебного вагона Содержание 5 1. Инструкция по обслуживанию служебного вагона рефрижераторного поезда 4 2-3
2. Порядок обслуживания служебного вагона рефрижераторного поезда 1 2-3
Практические занятия 8 1. Технология приготовления пищи и правила дежурства в период отдыха бригады 8 Самостоятельная работа 4 Доклад «Ассортимент пищевых продуктов для приготовления пищи в пути следования и рецепты основных блюд» Консультация 4 Итоговая контрольная работа 2 Зачет 2 Итого 84 Наименование разделов профессионального модуля и тем Содержание практических работ Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Учебная практика
(производственное обучение) 24 Раздел 1
Приемка грузов и их сдача заказчикам в установленном порядке 6 Тема 1.1
Прием, погрузка, размещение и сдача груза Содержание 6 Инструктаж по технике безопасности 6 3
1. Правила приемки, погрузки, размещения груза 3
2. Сдача груза установленном порядке 3
Раздел 2
Обеспечение выполнения установленных условий перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования 12 Тема 2.1
Устройство спецвагона Содержание 6 Инструктаж по технике безопасности 6 3
1. Устройство спецвагона, расположение оборудования, автоматических средств охраны и сигнализации, электрооборудования 3
Тема 2.2
Обеспечение сохранности грузов при сопровождении и контроль технического состояния вагона Содержание 6 1.Порядок сопровождения грузов и условия обеспечения их сохранности 6 3
2. Требования безопасности труда при эксплуатации спецвагона и сопровождении грузов 3
3. Порядок контроля технического состояния вагона и порядок подачи заявок на устранение возникших неисправностей 3
Раздел 3
Обслуживание служебного вагона рефрижераторного поезда 6 Тема 3.1
Обслуживание служебного вагона рефрижераторного поезда Содержание 6 Инструктаж по технике безопасности 6 3
1. Инструкция по обслуживанию служебного вагона рефрижераторного поезда 3
2. Технология приготовления пищи и правила дежурства в период отдыха бригады 3
Производственная практика 30 Раздел 1
Приемка грузов и их сдача заказчикам в установленном порядке. 6 Тема 1.1
Прием, погрузка, размещение и сдача груза Содержание 6 Инструктаж по технике безопасности 6 3
1. Прием груза и осуществление погрузки и размещение 3
2. Сдача груза заказчикам 3
Раздел 2
Обеспечение выполнения установленных условий перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования 18 Тема 2.1
Сохранность грузов, спецвагонов Содержание 6 Инструктаж по технике безопасности 6 3
1. Обеспечение сохранности грузов, спецвагонов в пути следования поезда 3
Тема 2.2
Контроль технического состояния оборудования, обнаружение неисправности Содержание 6 1. Осуществление контроля технического состояния оборудования, автоматических средств охраны и сигнализации 6 3
2. Обнаружение неисправности спецвагона и принятие мер по их устранению 3
Тема 2.3
Условия эксплуатации спецвагона и сопровождение грузов Содержание 6 3. Обеспечение безопасных условий эксплуатации спецвагона и сопровождения грузов 6 3
Раздел 3
Обслуживание служебного вагона рефрижераторного поезда 6 Тема 3.1
Обслуживание служебного вагона Содержание 6 Инструктаж по технике безопасности 6 3
1. Обслуживание служебного вагона рефрижераторного поезда 3
2. Обеспечение бригады рефрижераторного поезда пищей, создание условия для положенных им инструкцией периодов отдыха 3
Всего по профессиональному модулю 138 4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета:
«Устройства и оборудования пассажирских вагонов и спецвагонов»
Основное оборудование:
Компьютер с источником бесперебойного питания, мультимедиа проектор с экраном, компьютерные программы по предмету «Устройство пассажирского вагона», стеллажи для узлов, деталей макетов, ученическая доска, макет автосцепного оборудования, макеты колесных пар, макет тележки типа 18-100, макет рессорного комплекта, образец роликового буксового узла грузового вагона с разрезом корпуса буксы, образец роликового буксового узла пассажирского вагона с разрезом корпуса буксы, комплект деталей роликового буксового узла
Плакаты:
Компьютеры и безопасность, первая реанимационная и первая медицинская помощь, 35 плакатов по грузовым и пассажирским перевозкам, схема системы отопления пассажирского вагона открытого типа, привод подвагонного генератора типа ТРКП, текстропно-редукторно-карданный привод (ТРКП), внутреннее оборудование пассажирского вагона открытого типа, бескулисный регулятор тормозной рычажной передачи усл№536, надбуксовое рессорное подвешивание, центральное рессорное подвешивание, гидравлический гаситель колебаний, тормозная рычажная передача, электропневматический тормоз пассажирского поезда с локомотивной тягой, водогрейный котёл комбинированный, схема отопления вагона 47Д, схема соединения нагревательных элементов котла отопления, комплект чертежей выпускных квалификационных работ.
Стенды:
Схема системы отопления вагона типа 61-425, схема системы отопления вагона типа 47Д, схема системы водоснабжения вагона типа 61-425, схема системы водоснабжения вагона типа 47Д, комбинированный отопительный котёл, комбинированный кипятильник, роликовый буксовый узел колёсной пары пассажирского вагона, тележка грузового вагона модели 18-100, панель управления вагона типа 61-425, панель управления вагона типа 47Д, тележка ТВЗ-ЦНИИ-М, схема системы вентиляции, центральное рессорное подвешивание тележки типа КВЗ-ЦНИИ-Тип1.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Оказание первой доврачебной помощи: МКОП по охране труда (СД №13), 2006.
2.Конструкция пассажирских вагонов(Учебно- иллюстрированное пособие)- Москва: УМК МПС России,2002
3.Конструкция тележек грузовых и пассажирских вагонов (Иллюстративно-учебное пособие)- Москва: Маршрут,2004
4.Электрические аппараты и цепи пассажирских вагонов (Учебно-иллюстрированное пособие)-Москва: Маршрут,2003
Дополнительные источники:
1. Нефелов Т.П. Электротехника(постоянный ток) (КПСД- RОМ),2003
2.Клачкова Е.А. Охрана труда на ж-д транспорте (Электронный учебник СД), 2004.
3.Блохина Е.В. Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах типа 47КК( КПСД- RОМ),2003
4.Кошкалда Р.О. и др. Внутреннее оборудование пассажирского вагона (КПСД- RОМ),2003
5.Организация пассажирских перевозок и правила обслуживания пассажиров (КПСД- RОМ),2007
6.Осипов С.А. Сигнализация(КПСД- ОМ)
7.Барановский Н.Д. Движение поездов при телефонных средствах связи (КПСД- RОМ),2003
8Мамона В.Я. Меры пожарной безопасности в вагонах ПП (КПСД- RОМ), 2003
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к учебной практике (производственное обучение) и производственной практике является освоение профессионального модуля «Сопровождение грузов и спецвагонов» для получения первичных профессиональных навыков.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины «Сопровождение грузов и спецвагонов».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты по профилю специальности.
Мастера производственного обучения: должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Принимать грузы и сдавать их заказчикам в установленном порядке. 1. Правильность приема груза и осуществления погрузки и размещения Практические занятия
Зачет
2. Правильность сдачи груза заказчикам Обеспечивать установленные условия перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования. 1. Правильность обеспечения сохранности грузов спецвагонов в пути следования поезда Практические занятия
Зачет
2. Правильность осуществления контроля технического состояния оборудования, автоматических средств охраны и сигнализации 3. Правильность обнаружения неисправности спецвагона и принятие мер по их устранению 4. Правильность обеспечения безопасных условий эксплуатации спецвагона и сопровождения грузов Обслуживать служебный вагон рефрижераторного поезда. 1. Правильность обслуживания служебного вагона рефрижераторного поезда Практические занятия
Зачет
2. Правильность обеспечения бригады рефрижераторного поезда пищей, создания условия для положенных им инструкцией периодов отдыха Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес 1. Демонстрация интереса к будущей профессии Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. 1. Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области обслуживания пассажиров в пути следования, обслуживания вагона и его оборудование в пути следования, сопровождения грузов и спецвагонов, выполнения работ кассира билетного;
2. Оценка эффективности и качества выполнения; Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. 1.Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области обслуживания пассажиров в пути следования, обслуживания вагона и его оборудование в пути следования, сопровождения грузов и спецвагонов, выполнения работ кассира билетного Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. 1. Эффективный поиск необходимой информации;
2. Использование различных источников, включая электронные Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 1. Работа с компьютером, видеотерминалом и другими счетно-суммирующими машинами Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. 1. Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения Проводить мероприятия по защите пассажиров и работников в чрезвычайных ситуациях и предупреждать их возникновение. 1. Принятие правильного решения в нестандартной ситуации
2. Проявление бдительности
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 1. Развитая физическая подготовка
2. Быстрая реакция в принятии решений
3. Четкое выполнение поставленной задачи