Статья Опорные конспекты, алгоритмы, схемы на уроках русского языка
Опорные конспекты, алгоритмы, схемы на уроках русского языка
Ракитина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы
В настоящее время в условиях ориентации на максимум усвоения учебного материала педагоги усиливают поиски наиболее эффективных приемов обучения. Важно обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению на повышенном уровне.
Трудно добиться результатов при изучении русского языка и литературы, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.
Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике
Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – достичь этой цели помогают опорные схемы.
Опорные схемы, или опоры, – это оформленные в виде таблиц, комплекта карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка выводы, которые рождаются в момент объяснения по теме. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, они читают ее, работают с ней. Ни один ученик не чувствует себя беспомощным. Исчезает скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавляются от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме – опоре, выполняя практическое задание. Опорные карточки по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же на уроке) допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщенное повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Причем все действенно и оперативно. Опорную наглядность нельзя после объяснения сегодня на уроке передать в другой класс или отнести в хранилище. Работа с опорами требует наличия их в комплекте у каждого учителя.
Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее время западают у большинства учащихся. Самое важное достоинство схем в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических умений, развития речи учащихся. Схемы не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.
Пять лет назад я по-новому, переосмыслив многие моменты, взглянула на данную технологию. Цель её отвечает всем современным требованиям:
• Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
• Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.
• Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
• Повышение интереса к изучаемому материалу.
.
В своей практике я чаще всего отдаю предпочтение методу наглядного обучения в сочетании с другими.
Начиная с 5 класса, рекомендую детям завести особую папку, которую для себя мы называем «Папочка-выручалочка». Она состоит из нескольких разделов, постепенно заполняющихся таблицами, схемами, примерами и алгоритмами.
Эти средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному.
Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно обдуманная работа, которую лучше всего начинать не с пятого класса, в нашей школе их вводят по договорённости с нами и учителя начальной школы, когда одно за другим идут чередой орфографические правила, грамматические понятия, которые вроде бы и не новы для учащихся (раздел «Повторение изученного в начальных классах»), но недостаточно усвоены ими и требуют очень серьёзной работы ещё длительное время. Чтобы облегчить эту работу, предлагаю школьникам записывать в специальной тетради, содержащей теоретические сведения, схему. Она отдалённо напоминает алгоритм, но в отличие от него представляет собой предельно упрощённую, лаконичную запись, которую даже пятиклассники, не умеющие писать быстро, перепишут за две-три минуты.
При работе со схемой необходимо учитывать то, что она должна содержать минимальное количество слов, записанных в лаконичной форме, знакомые для учеников графические обозначения, которые они моментально "расшифровывают” (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложения и т.п.) и быть интересной по своей структуре.
Работая со схемой на уроке русского языка, приходится учитывать и этапы обучения, степень подготовленности учащихся к полноценному восприятию и анализу схемы, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в виде схемы, и их способность и умение пользоваться ею в процессе языкового анализа. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа. Какая же схема наилучшим образом соответствует обучающим задачам урока?
Прежде всего, использование средств графики должно показать логические связи явлений, которые существуют в языке, но для учащихся обычно остаются не выявленными и непонятными. При этом лучше всего придерживаться графического единообразия в противопоставлении смешиваемых фактов письма, хотя схема может оформляться различными способами.
Второе требование - стараться употреблять в схеме минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми и сталкиваются обучающиеся при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык учащийся и которые он моментально «расшифровывает» (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложения и т.п.). Схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала. Способность обучающихся правильно «читать» схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий. Приведу некоторые из них.
1.Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.
2.Подкрепите примерами каждое положение схемы.
3.Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического правила.
4.Какие сведения являются главным и для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?
В период обучения темы «Словообразование» использую схему «Состав слова». Сама схема дается как определенное задание по закреплению. Состав слова:
Лексическая единица приставка корень суффикс окончание
отварить от вар- -и- -ть
исторический
исходный
красивее
подай
разбитый
С опорными схемами и конспектами можно работать с 5 по 9 классы приизучении нового материала;
повторении и систематизации изученного;
подготовке к ГИА;
на уроке и дома при выполнении домашних заданий;
с целым классом и при индивидуальном обучении.
В целях изучения, повторения и систематизации знаний учащихся в своей практике я использую следующие виды опор: схемы, сводные таблицы, конспекты.
Теоретический материал, систематизированный по разделам и темам, на таких уроках вначале подаётся учащимся небольшими блоками – схемами. Например, 5 класс, тема «Буквы Ё-О после шипящих в корне», орфограмма №14 , а в дальнейшем этот блок дополняется следующими темами:
5 класс, тема «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных», орфограмма №18;
5 класс, тема «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных», орфограмма №18;
6 класс, тема «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных, орфограмма №35;
6 класс, тема «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, орфограмма №37;
7 класс, «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий», орфограмма № 60
И в итоге все эти темы обобщаются в сводной таблице по теме «О-Е после шипящих и Ц в существительных, прилагательных, наречиях на –о и -е» .
После изучения тем:
5 класс, тема «Правописание безударных гласных в корне , проверяемых ударением» ;
5 класс, тема «Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением» ;5 класс, тема «Правописание чередующих гласных в корне» ;5 класс, тема «Правописание согласных в корне ;5 класс, тема «Правописание букв И, У, А после шипящих» ;5 класс, тема «Правописание Ъ и Ь знака» ;5 класс, тема «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением» ;«И и Ы после Ц».
Создается опорный конспект, где обобщен учебный материал по теме «Правописание гласных и согласных в корне».
Учащиеся при применении правил пользуются алгоритмами. Алгоритм - это совокупность действий для решения орфографической задачи. Это развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнять, чтобы применить правило. Нередко ученик, хорошо запоминающий правила, не может применить его на практике. Алгоритм помогает осмыслить это правило. Он фиксирует ход рассуждения, заставляет анализировать каждую выполняемую операцию. Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит, и более эффективными.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет практическая работа на уроке. Формами проверки и контроля знаний, выявляющими подготовку учащегося по русскому языку служат тренировочные упражнения, письменные работы типа диктант с грамматическим заданием, тесты.
Обучение по опорным конспектам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её с ранее усвоенной, умением выделять главное, видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание.
Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память. Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым, мотивируя учащегося, делая его успешным. Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность. Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый преподаватель и простой учащийся) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.
Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала. При выполнении тренировочных заданий дома и в аудитории учащиеся по мере необходимости обращаются к схеме. Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные учащиеся, затем инициативу проявляют и более слабые.
Для меня лично ценность технологии заключается ещё и в следующем:
лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);
структурность (один блок содержит несколько тем. Например, раздел «Морфология», раздел «Словообразование» и т.д.
удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);
занимательность, парадоксальность имеет большое значение в опорных конспектах . цветовое оформление - важная деталь опорного конспекта. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.
Опорные конспекты, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.
Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.. Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учеников, умения в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность. Основная задача схем - обеспечение логически последовательного раскрытия темы и при изложении материала учителем, и при подготовке учащихся к урокам, и при всех видах устных ответов. Опорные сигналы стимулируют развитие творческого мышления учащихся. Схема представляет собой свернутую в пружину схему знаний, готовую развернуться в объемное знание. Двукратное изложение нового материала, домашняя подготовка, многократное вариативное повторение способствуют прочному усвоению учебной информации.
Объяснение нового материала с использованием схем я провожу в несколько этапов. На первом этапе и работа с учебником, и слово учителя, и эвристическая беседа, и лингвистические наблюдения, и исследования. Схема полная, на моих уроках она создается на доске или компьютере. Во время объяснения я делаю записи на доске, учащиеся - в тетради. Затем повторное изложение материала - рассказ по схеме. Особо выделяем теорию, новые понятия, связь между блоками. Цель повторного объяснения -проговаривание правила, развитие речи, опора на материал. На одном из этапов находим тему в учебнике, вместе читаем материал и проверяем соответствие со схемой. Ребята убеждаются, что без учебника схема «молчит». Учащиеся проговаривают теоретический материал , наполнив его содержанием учебника. Каждый сигнал схемы вызывает определенные ассоциации, что позволяет быстро запомнить учебный материал. Этому способствует и неоднократное изложение нового.
Использование данной методики при изучении русского языка и литературы, несомненно, даёт определённые результаты.
Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.
Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила.
Литература.
Аркин И.И. Словесность по стрелкам и компасам. //Русский язык и литература в средних учебных заведениях. УССР. - 1990. - N 12.
Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского языка в 5-9 классах. - М., Просвещение, 1985.
Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. - М., Просвещение, 1984.
Короткова Т.Г. “Инновации в преподавании русского языка и литературы”
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М., Просвещение, 1991.
Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку.-М., Педагогика, 1992.
Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М., Просвещение, 1983.
Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., Просвещение, 1987.
Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. - М., Педагогика, 1988.