Урок русского языка в 3 классе «Непроизносимые согласные»


Урок русского языка в 3 классе (дидактическая система Л. В. Занкова)
Тема: Непроизносимые согласные
Цель: 1. Закрепить знания учащихся по изученной теме;
2.развивать орфографическую зоркость;
3.формировать адекватную самооценку.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Чистописание
На доске записаны буквы: Л, Д, И, Т, Е, У, В, Э, А
На какие две группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные)
-Назовите согласные.
-Дайте характеристику звукам, которые обозначают эти буквы.
-Когда буквами Д и В могут обозначаться парные глухие согласные?
-Запишите, продолжив закономерность:
Лдтв Дтвл Твлд Влдт- В какой орфограмме можно встретить эти буквы?
- Прочтите пословицу: Сердце матери лучше солнца греет.
-Почему так говорят? Какие опасные места есть в этом предложении?
- Так над какой темой мы продолжим работу на сегодняшнем уроке?
-Запишите пословицу в тетрадь. Подчеркните буквы, которыми обозначены непроизносимые согласные звуки. Докажите, что их действительно нужно писать.
3. Блиц-опрос
-В каких сочетаниях согласных звуков один из них не произносится? (стн, здн, лнц, ств)
-Почему исчезают отдельные звуки? (Три согласных подряд тяжело произносить)
4.Словарно-орфографическая работа
–Расшифруйте слова ПМЩЬ. ПЧТЛЬН, ПРЗДНК, (Помощь, почтальон, праздник)
- Запишите слова в тетрадь. Что вы можете о них сказать?
- Какое слово лишнее? Почему?
Физкультминутка
Солнце глянуло в окошко,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать,
Раз присесть, достать до пятки
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать,
Руки вытянуть поширеИ на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Физкультминутка, как зарядка.
5. Закрепление изученного- Всегда ли в словах, где есть несколько согласных звуков, стоящих рядом, один не произносится?
- Помните об этом, выполняя упр. 240. (Ученики по цепочке выходят к доске, записывают слова, называя проверочные)
- А что общего у этих слов? (Являются одной частью речи – именем прилагательным. Отвечают на вопрос «какой».)- Обратите внимание на состав слов. Можно ли составить общую для большинства слов схему? Запишите её.
-Какое слово не будет соответствовать схеме?
-Испытывали ли вы трудности при выполнении этого упражнения? Какие/
-Сейчас вам придётся выполнить подобное упражнение, распределив слова в две группы. (Упр. 243)
- Что за группы у вас образуются? (Слова, где есть непроизносимые согласные, и слова, где их нет)
- Оцените свои возможности по выполнению этого задания знаками +, -, ? .
Далее работа проводится по вариантам: 1в. выписывает слова с непроизносимыми согласными, 2 в. – слова, где непроизносимых согласных нет. Затем следует проверка и ретроспективная самооценка
- У кого прогноз и результат совпали?
-Какие слова из обеих групп соответствуют схеме: корень, суффикс, суффикс?
-А сейчас попробуйте на слух определить, в каких словах ест непроизносимый согласный звук.
Выборочный диктант: Местность, известный, опасный, совестно, праздник, интересный, ужасный, счастливый.
Проверка производится устно.
- Далее вам придётся выполнить довольно большой объём работы:
-определит орфограмму,
-устно подобрать проверочное слово,
-вставить пропущенные буквы.
-Как вы думаете, такую работу лучше выполнять в одиночку или группой?
Групповая работа. (Учащимся выдаются листы с текстами, где в словах пропущены безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные)
-Итак, с какими орфограммами встретились?
-Что их объединяет? (Они находятся в корне слова)
-Попробуйте составить модель проверки этих орфограмм. (Дети продолжают работу в группах, затем представители каждой группы защищают проекты)
6. Итог урока
- Так какое же открытие мы сделали на уроке? (Составили модель проверки безударных гласных, парных и непроизносимых согласных)
7. Домашнее задание
Упр. 249. Слова нужно распределить в группы в зависимости от орфограмм. Можно написать грамматическую сказку об этих орфограммах.