Организация дополнительной образовательной деятельности в МБДОУ «Чуораанчык» с.Кюсюр
Организация дополнительной образовательной деятельности в МБДОУ «Чуораанчык» с.Кюсюр
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный стандарт дошкольного образования. На основании приказа «О внедрении федерального государственного образовательного стандарта к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», (№ 46-од) от 30.01.2014 года в детском саду началась целенаправленная работа по подготовке к внедрению ФГОС дошкольного образования. Это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.
В нашем ДОУ «Чуораанчык» по внедрению ФГОС разработан план мероприятий по созданию условий для введения и реализации ФГОС дошкольного образования. Ведется работа по подготовке к проектированию и разработке основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
В МБДОУ реализуется комплексная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, основанную на личностно-ориентированном подходе к развитию и воспитанию дошкольника.
В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность педагогов ДОУ. Каждый воспитатель работает по выбранной теме самообразования. Для этого воспитателями подбирают парциальные программы и методики, например: Л.А. Венгер, Н.Б.Венгер, Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. О.Л.Князева, М.Д.Маханева . Приобщение детей к истокам русской народной культуры, региональная экологическая программа Н.Н. Лебедева «Северное сияние», Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду, Н.А.Рыжова «Наш дом – природа» . Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. «Игралочка». Г.А.Янушко, «Развитие мелкой моторики рук». Поделки из бросового материала. .Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги идр.
В учебный процесс 2013-2014 учебного года была включена кружковая работа, которая проводилась с целью всестороннего развития личности и максимального раскрытия творческого потенциала воспитанников:
Деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для этого мы в соответствии с задачами, определенными Уставом МБДОУ реализовываем дополнительное образование, которое осуществляется на бесплатной основе. Наш ДОУ обеспечивает развитие творческих способностей детей с учетом их интересов и склонностей, создаем соответствующую предметно - развивающую среду.
Программа кружковой работы составлена для работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста. Курс занятий рассчитан на 7 месяцев (с октября по апрель). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 - 25 минут, во 2 половине дня. Посещаемость кружков от 6 до14 детей. Организуя кружковую работу, руководители проводят индивидуальные беседы с детьми, с родителями по выявлению интересов и пожеланий по данному вопросу.
Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы педагоги не навязывают своего мнения детям, а участвуют в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.
Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей построено на основе:
-понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;
-наличия умного, творческого руководителя, который организует совместную деятельность, умело распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;
-чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;
-демонстрирования воспитателем образца (эталона) взаимодействия человека с миром природы, искусства, людей, фольклора;
-добровольного участия на занятиях кружка;
-контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;
-возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;
-понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром “большого искусства”;
-игрового характера подачи любого материала;
-создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.
В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых, талантов и бесталанных – все мы, как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, рисуем, лепим, играем, помогаем, друг другу, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах.
развивающие услуги в ДОУ:
- Познавательно-речевое развитие: «Сонор», руководитель кружка Корякина Т.П.
педагоги отводят игре детей дошкольного возраста значительную роль в процессе формирования личности.
Интеллектуальная динамическая игра преследования «Сонор» интересна тем, что открывает новые пути к использованию творческого подхода в воспитательном процессе, каждому дает возможность работать творчески.
Игра «Сонор» развивает у детей речевую активность, умение мыслить, самостоятельно ставить перед собой определенные цели. Определять пути и способы их достижения и добиваться определенного результата, глубже знакомиться с бытом, фольклором и искусством своего народа. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения в различных ситуациях; умение общения и взаимодействия, как со сверстниками, так и с людьми другого возраста, а также правильное полоролевое поведение.
- Познавательно-речевое развитие :«АБВГДейка», руководитель кружка Андросова Е.Е.
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношение звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи. В нашем ДОУ, второй год Евдокия Егоровна работает с детьми нуждающимися в коррекции речи в логопедическом кружке «АБВГДейка». дети, которые неправильно произносят отдельные звуки речи, то следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда возникают трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. Чем раньше мы примем необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее и будет его общение развития.
· Есть и маленькие успехи у детей, которые посещают кружок «АБВГДейка».
Социально-личностное, познавательно-речевое развитие: «Почемучка», руководитель кружка Шамаева А.И.
С 2011 года для детей старших групп Антонина Ивановна ведет кружок «Почемучка», где собрала с помощью родителей необходимые оборудования и материалы для проведения игр – экспериментирования для несложных опытов. Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, мы считаем, что необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. Для этого мы окружаем детей красотой, искусством, природой, рассказываем им об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставить равнодушными, даем доступные возрасту средства выражения и непременно все делаем и проживаем вместе.
Вместе с детьми проводят различные опыты: с шарами «Чья ракета быстрее летит», «Парашют с игрушкой» - чтобы определить как с помощью воздуха двигается шар. «Снег снежок», «Что такое вода» - дети знакомятся о свойствах и делают опыты.
У детей очень много вопросов, и не торопится с ответом Антонина Ивановна, а способствует тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. И в этот интересный мир наблюдений включаются и родители, у них появляется общая тема для рассуждения с ребенком. Дети знают правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в быту, бережного отношения к вещам, об их вторичном использовании. Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
- Художественно-эстетическое развитие: «Чудесный карандаш», руководитель Жиркова Л.П.
ТЕМА: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМИ СПОСОБАМИ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Обучение нетрадиционным приемам рисования раскрывает широкие возможности эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и имеет большое воспитательное значение.
В процессе занятий по рисованию с использованием нетрадиционных приемов у детей развивается умение видеть гармоничные цветовые сочетания, колорит, красоту ярких – пастельных тонов; используя краски, дети познают цветовые богатство окружающего мира.
Результаты работы кружка мы видим в участии наших воспитанников в конкурсах, выставках , концертах различных уровней: так наши воспитанники занимают призовые места в акции «Марш парков», наши воспитанницы заняли 1-2 места в республиканской выставке детских рисунков «Великая Отечественная война глазами детей», призеры российского конкурса «Мир дикой природы», «Мир сказок».
- Кружок художественно-эстетическое развитие: кружок «Веселые нотки», руководитель Каженкина Е.Е. занималась с детьми по вокальному жанру и по игре на муз.инструменте.
ТЕМА: «Развитие песенных способностей у детей дошкольного возраста»
При этом решаются следующие задачи: развитие и совершенствование специальных качеств и умений, развитие выразительности и артистичности, развитие способностей к самовыражению, творчеству, приобретение опыта выступлений на праздниках, концертах, конкурсах, выставках. Детям предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность.
Для своих возрастных групп воспитатели Корякина Т.А. и Шубина Я.Н. организовали кружки:
Художественно-эстетическое развитие: «Волшебная бумага», 2 младшая группа, воспитатель Корякина Т.А.
Художественно-эстетическое развитие: «Ойуу-бичик», средняя группа, воспитатель Шубина Я.Н.
Основные задачи кружков: развитие мелкой моторики, формирование художественного вкуса, практических трудовых навыков, углубление интереса к культуре своего народа, воспитание творческой активности.
Педагоги ДОУ используют разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности. В зависимости от поставленных задач используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические
Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.
В течение года организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки. С большим успехом всегда проходят “Дни открытых дверей”, где родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, вызывающих огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми.
Проблемы, препятствующие достижению современного качества дошкольного образования
1. Недостаточность финансирования учреждения, выделяемого на укрепление и развитие материально-технической базы ДОУ.
2. Несоответствие имеющихся условий ДОУ виду образовательного учреждения.
3. Инертность части педагогических работников в повышении собственной профессиональной компетентности, влияющей на качество образования воспитанников.
4. Необходимость расширения сферы дополнительного образования, как одной из форм проявления социальной активности дошкольников.
5. Недостаточность развития информационно-коммуникативных технологий ДОУ (отсутствие необходимого кол-ва компьютеров).
6. Недостаточная готовность и включенность родителей в управление качеством образования детей.
Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.
Таким образом, коллективом МБДОУ «Чуораанчык» созданы традиции, полноценное пространство и система комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка. Насыщенное и безопасное развитие и существование детей, взаимодействие взрослого и ребенка в образовательном пространстве, приоритет развивающих и воспитательных задач способствуют успешной социализации детей и закладывают у них основы общечеловеческих знаний.
15