Исследовательская работа Учитель!Перед именем твоим…(Учительская династия семьи Златорунских из села Арзгир Ставропольского края

Движение «Отечество-2013»


История образования
Тема
“Учитель! Перед именем твоим”(Учительская династия семьи Златорунских из села Арзгир Ставропольского края)
Автор:
Ищенко Виктория Александровна
ученица 6 А класса
МБОУ СОШ №3 с. Арзгир

Руководитель:
Коновалова Сарра Васильевна,
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №3 с.Арзгир
Адрес:
356570, Ставропольский край,
Арзгирский район
с. Арзгир, ул. Горького, 31а







Содержание

Введение
4-5

1.Обзор литературы
5-6

2. Материал и методика исследования
6

3. Краткая физико-географическая характеристика (название региона исследования)
6-7

4. Результаты исследования
7-16

4.1. Златорунская Антонина Ивановна-выпускница Ставропольского Епархиального Училища, основательница учительской династии.
7-10

4.2. История Ставропольского Епархиального Училища
10-12

4.3. Первые учителя нашей школы
13-15

4.4. Представители династии Златорунских.
16

4.5.Возвращение к истокам.
5. Выводы


6. Литература
Приложения














“Вам, памятник, учителя, я высек бы из красного гранита
Установил бы на просторе большое человеческое сердце”
А. Дусенбиев.
Введение.
Всё начинается с учителя. Вот поэтому, я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, рабочего-новатора производства, колхозника, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд, сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Когда произносим слово “учитель”, каждому вспоминается конкретный образ человека, но обязательно в этом образе есть и тепло, и уважение, и благодарность.
Тема нашей исследовательской работы “Учитель! Перед именем твоим” посвящена истории школы, ее первым учителям. Тема близка нам, так как у МБОУ СОШ №3 двойной юбилей: ей исполняется 85 лет от начала основания, самых истоков и 20 лет со времени переезда в новое красивое здание. Это самая молодая школа Арзгира. А кто они - пионеры просвещения, оставившие богатейшее наследие современному учительству?
Цель исследования - изучить историю педагогической династии Златорунских. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Изучить материал краевого архива по истории Ставропольского Епархиального училища;
Собрать материал о педагогической династии Златорунских. Работа с архивом семьи Златорунских и архивом школьного музея;
Сравнить архивный материал с документами семьи Златорунских и Интернетом;
Уметь формировать свою точку зрения.

Объект исследования - педагогическая династия; предмет исследования-судьбы людей, генеалогическое древо. Гипотеза - история педагогической династии интересна и в ней немало загадочных страниц, которые мне удастся разгадать. Для меня работа представляет особый интерес, т.к. во время исследований я надеюсь, что узнаю много нового из истории школы и то, что моя работа будет интересна не только мне и семье Златорунских, но и всем, кто продолжает работать в современной школе.
1. Обзор литературы.
В работе использовались архивные документы Государственного Архивного Казенного Учреждения “Государственного архива Ставропольского края”. В фонде 77, опись 1, дело 1390 в списке фамилий воспитанниц Епархиального училища 5-го параллельного класса значится «Златорунская Антонина, родившаяся 1897 года 9 июня, дочь умершего священника Ивана Алексеевича Златорунского. Поступила в училище в 1 класс в 1909 году, на полном епархиальном содержании». Фонд 77, опись 1, дело 1331 на странице 30 и 56 содержит “Ведомости о поведении воспитанниц Ставропольского Епархиального женского училища, 6-го параллельного класса за 1915 год”. В списке воспитанниц на 9 строчке записана Златорунская Антонина (оценка “отлично”). Фонд 77, опись 1, дело 1322 содержит “Ведомости об успеваемости воспитанниц Ставропольского Епархиального женского училища, 6-го параллельного класса за 1915 год”. В Фонде 77, опись 1, дело 1319 хранятся аттестаты воспитанниц женской гимназии. Среди них не оказалось аттестата Златорунской Антонины, но мы взяли для сравнения аттестат ее одноклассницы Серафимы Лисициной, который включает правила и обязанности домашних наставниц и учительниц.
Интернет – ресурсы помогли раскрыть историю создания Епархиального женского училища (сайты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Диссертация кандидата педагогических наук Андреевой Елены Анатольевны «Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России, середина XIX- начало XXв (сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) помогла раскрыть процесс развития и деятельности епархиальных женских училищ как одного из типов среднего учебного заведения в дореволюционной России. В работе на основе архивных фондов - Государственного архива РФ, Исторического архива Москвы, Тульского областного государственного архива, Тверского областного государственного архива раскрыты цели и задачи воспитания и образования в епархиальных женских училищах и основные этапы развития. Проанализировано содержание и формы и методы учебно -воспитательной работы в епархиальных женских училищах в урочное и внеурочное время. В музее Ставропольского Государственного Аграрного Университета ( сайт. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) мы нашли фотографию выпускников Ставропольского епархиального училища 1917 года. О педагогической деятельности Златорунских Юрия Григорьевича и Александры Изотовны мы узнали из архивных материалов школьного музея “Истоки”. Посетили семью Саранцевой Валентины Юрьевны, которая предоставила аттестат об окончании Епархиального женского училища, полученный ее бабушкой Златорунской Антониной Ивановной в 1916 году. Также мы использовали другие документы семейного архива Златорунских, материалы периодической печати, фотографии.
2. Материал и методика исследования.
Методика, применяемая при проведении исследовательской работы: подбор и изучение содержания архивных источников, периодической печати, обработка фотоматериалов. А также интервью, анкетирование, беседы с представителями педагогической династии, проживающих в нашем селе. В исследовании применялся сравнительно-исторический анализ литературных и архивных источников с документами из семейного архива; обобщение и систематизация изучаемых фактов.
3.Краткая физико-географическая характеристика (название региона исследования).
Исследование проводилось в селе Арзгир Ставропольского края, расположенном в северо-восточной части края. Географические координаты: 45' с. ш., 44' в.д. в умеренном климатическом поясе. Территория района граничит на юге с Будённовским, на юго-западе с Благодарненским, на востоке с Левокумским, на северо-западе с Туркменским районами, на севере с Калмыкией. Рельеф благоприятен для жизни и хозяйственной деятельности человека, преобладают равнины – низменности и возвышенности. Село основано в 1876 году переселенцами с Украины и южных губерний России. В настоящее время в селе проживает около 15 тыс. человек.
4. Результаты исследования.
4 .1. Златорунская Антонина Ивановна-выпускница Ставропольского епархиального училища, основательница учительской династии.
Идея провести наше исследование появилась, когда Покотило Раиса Алексеевна - ветеран педагогического труда - рассказала об одном уникальном документе, хранящемся в семье Саранцевой Валентины Юрьевны. Это аттестат ее бабушки, которая окончила Ставропольское епархиальное училище в 1916 году (См. Приложение №1). Документ нас очень заинтересовал. Старомодный почерк, выцветшие чернила, содержание текста – всё это привлекло наше внимание. Как готовили учителей в дореволюционной России? Что такое епархиальное училище? Чему учили первые учителя? Эта информация была для нас интересной, и мы выбрали предметом исследования историю педагогической династии Златорунских. В архиве школьного музея “Истоки” мы нашли информацию о трудовых династиях улицы Партизанской. (См. Приложение №2-3 материалы музея “Истоки”). На этой улице много династий: военных, милицейских, учительских. Самая известная учительская династия – это династия Златорунских, история которой отражена в нижеследующей таблице:
(Златорунская) Замараева Антонина Ивановна 1897-1948


Златорунская Александра Изотовна 1924-2008
Златорунский Юрий Григорьевич 1921-1997




Панченко Антонина Юрьевна 1952


Саранцева Валентина
Юрьевна 1950




Основательница педагогической династии - Златорунская Антонина Ивановна окончила епархиальное училище в городе Ставрополе в 1916 году. Копия аттестата теперь есть в нашем школьном музее. В аттестате написано: “Воспитанница Ставропольского Епархиального, находящегося под покровительством Ея Императорского Величества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны женского Училища, дочь священника Иоанна Алексеева Златорунского девица – Антонина Ивановна Златорунская, родившаяся 9 июня 1897 года, поступила в училище в августе 1909, окончила полный курс в оном училище при отличном поведении, оказала успехи:
по Священной Истории В. и Н. Заветов – очень хорошо(4)
- Церковному Богослужению – отлично(5)
- Православному катихизису - хорошо(3)
- Церковной Истории общей русской – отлично(5)
- Русскому языку с церковно- славянским – хорошо (3)
- Теории словесности – хорошо (3)
- Истории русской литературы – хорошо(3)
- Гражданской истории общей и русской - очень хорошо(4)
Географии общей и русской - очень хорошо(4)
Математической географии - очень хорошо(4)
Природоведение – хорошо (3)
Арифметике – хорошо (3)
Алгебре - очень хорошо (4)
- Геометрии - хорошо(3)
- Дидактике - хорошо(3)
- Физике - хорошо(3)
- Церковному пению - очень хорошо(4)
- Письменным работам - хорошо(3)
- Практическим урокам в школе - хорошо(3)
- Чистописанию и черчению - отлично(5)
- Музыке – не обучалась
- Французскому языку – не обучалась
- Немецкому – не обучалась
- Рукоделию - отлично(5)
В следствии сего, на основании 111 Высочайше утвержденного Уставов епархиальных женских училищ, она, воспитанница Антонина Златорунская , по определению Совета Ставропольского Епархиального, находящегося под покровительством Ея Императорского Величества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, Женского училища, утвержденного Его Преосвященством Преосвященнейшим Михаилом, Епископом Александровским 11 июня 1916, удостоена права на звание учительницы тех предметов, в коих оказала хорошие успехи, без особого испытаниях в сих предметах.
В удостоверение чего и дан воспитаннице Антонине Златорунской, сей аттестат за надлежащим подписом и приложением училищной печати. 11 июня 1916 года”.
Члены Советов Председателем Совета,
Начальница училища,
Инспектор классов и законоучитель,
Члены от духовенства,
Делопроизводитель Совета.
А где она училась? Что такое епархиальные училища?
4.2 История епархиального училища.
Перед нами появилась следующая проблема: отсутствие у нас сведений о том, что собой представляют епархиальные училища. Мы приняли решение выяснить это в процессе нашего исследования. Интернет – ресурсы помогли раскрыть историю создания епархиального женского училища (сайты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Согласно Исторической справке об основании епархиального училища:
Основано 1 октября 1875 г. как Кавказское епархиальное женское училище. Деятельность училища регулировалась уставом епархиальных женских училищ, утвержденным 20 сентября 1868 г. 29 июня 1880 г. училище торжественно отметило первый выпуск окончивших курс воспитанниц. Со 2 апреля 1886 г. училищу, как и всем духовным учреждениям епархии, присвоено наименование Ставропольского. Училище действовало до сентября 1919 г. (См. Приложение №4 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] документ) В статье «Приют юных дев» Елены Громовой, сотрудника Государственного архива Ставропольского края говорится: «После сдачи экзаменов воспитанницы получали свидетельства со званием домашних учительниц. Многие состоятельные семьи считали за удачу иметь у своих детей наставницу с таким образованием. «Епархиалок» (так называли в Ставрополе воспитанниц училища) считали готовыми «матушками» для молодых священников, получающих приход. Престиж училища рос год от года. В нем с удовольствием преподавали лучшие учителя Ставрополя, приезжали педагоги из других губерний. Так, из Перми был приглашен кандидат богословия Александр Абрамович Резник, который преподавал педагогическую психологию, историю русской литературы и словесности. Уроки математики, географии и природоведения, гражданской истории вели соответственно кандидаты Академии Николай Вознесенский, Сергей Калмаков, Мартирий Чемена, гигиену - окончившая курс в Парижском университете Анна Шеболдаева. Пению воспитанниц несколько лет обучал Василий Дмитриевич Беневский, который приехал в Ставрополь в 1890 году. Он известен как автор детских опер (сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
В своей работе «Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России, середина XIX- начало XX в. (сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) Е. А. Андреева раскрывает, как строился учебно-воспитательный процесс в епархиальных женских училищах: «осуществлялся в соответствии с законодательными актами, циркулярными указаниями Святейшего Синода и рекомендациями учебного комитета. Они включали последние достижения психолого-педагогической мысли: учет возрастных и индивидуальных особенностей, дидактические принципы обучения, развитие навыков самообразования и определяющей роли личности наставника». У Андреевой Е.А. далее: «Анализ используемых методов и средств обучения, рекомендованных, учебным комитетом при Святейшем Синоде показал, что преподаватели епархиальных ясенских училищ исключали элементы механической работы - "муштры и зубрежки". Вместо них применялись такие методы, которые способствовали развитию мышления учениц и стимулировали сознательную деятельность. Основными методами обучения были "излагательный" (рассказ, чтение, лекция); "катехитический" (беседы, поучения, проповеди, наставления), эвристический, самостоятельная работа (с книгой, с первоисточником, устные и письменные упражнения, сочинения, рефераты), лабораторные работы». Мы сделали вывод, что выпускники таких училищ должны стать прекрасными учителями.
Дополнили историю училища материалы с других сайтов. В музее Ставропольского Государственного Аграрного Университета (сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ) мы нашли фотографию выпускников Ставропольского епархиального училища 1917 года (См. приложение №5). Это здание в прошлом принадлежало Епархиальному училищу. А сейчас в нем учатся современные студенты СГАУ. Из Интернета мы узнали, как осуществлялась подготовка домашних воспитателей, учителей и наставниц в епархиальных женских училищах и семинариях: «В епархиальные училища для дочерей православного духовенства (с 6-летним сроком обучения) принимали на воспитание девочек с 9 лет. Как и в женских учебных заведениях МНП и ведомств императрицы Марии Федоровны, здесь тоже были обязательные и необязательные предметы. К обязательным дисциплинам относились Закон Божий, история Ветхого и Нового Заветов, Пространный Катехизис, Объяснение Богослужения, церковная история, русский язык и словесность, арифметика и геометрия, география, гражданская история, общие сведения из физики, чистописание, церковное пение и педагогика. Курсы необязательных предметов составляли музыка, рисование, шитье, кройка, вязание и домашнее рукоделие. Аттестат об окончании епархиальных училищ давал право на звание домашней учительницы тех предметов, в которых воспитанница проявила успехи. (См. Приложение 5 сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Да, действительно, Златорунская Антонина11 июня 1916, удостоена права на звание учительницы. Мы отправились в краевой архив, чтобы найти подтверждающие документы. Работники Государственного Архивного Казенного Учреждения “Государственного архива Ставропольского края” любезно представили документы из дореволюционных фондов. Мы очень обрадовались, когда увидели в них искомую фамилию. В списках мы встретили трижды фамилию Златорунская, там была и Антонина, и Лидия, и Тамара. Может они были родственниками? Правда, отчества у всех разные. В фонде 77, опись 1, дело 1390 в списке фамилий воспитанниц Епархиального училища 5-го параллельного класса значится «Златорунская Антонина, родившаяся 1897 года 9 июня, дочь умершего священника, Иоанна Алексеевича Златорунского. Поступила в училище в 1 класс в 1909 году, на полном епархиальном содержании». (См. Приложение №6 Ф.77,Оп.1,Д.1390). Фонд 77, опись 1, дело 1331 на странице 30 и 56 содержит “Ведомости о поведении воспитанниц Ставропольского Епархиального женского училища, 6-го параллельного класса за 1915 год”. В списке воспитанниц на 9 строчке записана Златорунская Антонина (оценка “отлично”) (См. Приложение №7 Ф77,Оп.1,Д. 1331). Фонд 77, опись 1, дело 1322 содержит “Ведомости об успеваемости воспитанниц Ставропольского Епархиального женского училища, 6-го параллельного класса за 1915 год” (См. Приложение №7А Ф77,Оп.1,Д1332). Это полностью соответствует данным аттестата, хранящегося в семейном архиве. Мы попросили показать нам аттестаты, которые выдавались воспитанницам. В Фонде 77, опись 1, дело 1319 находятся аттестаты воспитанниц женской гимназии. Мы были восхищены качеством бумаги, гербовыми печатями, на которых в царской типографии в городе Ставрополе Т. М.Тимофеева напечатаны аттестаты. Но среди них, к сожалению, не оказалось аттестата Златорунской Антонины. Нам пришлось взять для сравнения аттестат ее одноклассницы Серафимы Лисицыной, который включает правила и обязанности домашних наставниц и учительниц (См. Приложение №8-9 Ф77, Оп.1, Д. 1319). Нашли сходство в том, что она тоже дочь священника и окончила епархиальное училище в 1916 году. Поступила в училище позже, в 1910 году, так как родилась в 1899 году. Обратили внимание на изучаемые предметы: они такие же. Только успехи разные: Серафима изучала иностранные языки и оказала в них усердие. Для нас важно, что они окончили такое замечательное училище. Как полученные знания пригодились им в работе?
Итак, епархиальные училища сыграли определенную роль в истории образования нашей страны.
4.3. Первые учителя нашей школы. Каким учителем стала Златорунская Антонина Ивановна? Мы продолжили поиски на свои вопросы в семье Саранцевой Валентины Юрьевны. Она сетует на то, что родилась после смерти своей бабушки и утверждает, что эта тема была закрытой в их семье. Приходилось терпеть насмешки и издевательства за свое социальное происхождение. Не очень-то жаловала новая власть священников и их детей. Бабушке в жизни пришлось много перенести трудностей, но учитель она была замечательный. В Арзгире есть еще живые свидетели, которых она учила. Это Дашко Таисия Павловна. Она вспоминает об Антонине Ивановне: “Это учитель с большой буквы, старой закалки. Детей она любила. Интеллигентная, большая умница, сильная, волевая женщина. Была для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой”. Такой образ педагога достоин уважения и подражания. Антонина Ивановна отдавала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба. И можно с уверенностью сказать, что её первые воспитанники выросли настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и доброй наставнице. Они помнят и отзываются тепло о ней до сих пор. Педагогические традиции Антонины Ивановны продолжили ее дети и внуки.
4.4. Представители династии Златорунских.
Не одно поколение арзгирчан вспоминает свою первую учительницу, которая научила писать слова: «мама», «Родина», «Мир», научила понимать и ценить все прекрасное на земле Александру Изотовну Златорунскую (См. Приложения №10). Среди них и моя классная руководительница Олефирова Наталья Викторовна. Вот как она говорит: «Моим первым учителем была Александра Изотовна. Мы слушали ее затаив дыхание, она всегда сообщала что-то новое и заставляла нас задуматься. Это фотографии, когда мы были в1-4 классе. Класс у нас был большой и дружный. Она столько с нами возилась, проводила очень красочные мероприятия. Она прививала нам любовь к труду, учила помогать друг другу. Благодаря ей я выбрала профессию учителя». (См. Приложения№11-12). С чего начинаются учительские династии? С любви к профессии, к детям и умения эту любовь передать по наследству. Что такое педагогические династии? Это люди, связанные родственными отношениями, которые случайно или нет, выбрали одну и ту же профессию. Или это “зов крови”, что-то, заложенное свыше, что предопределяет судьбу? Если посмотреть на профессию учитель в роду «Златорунских», можно смело сказать – случайных людей здесь нет. И хоть судьбы многих из них похожи, они шли в эту профессию не по стопам родителей, а по велению души, потому что другой судьбы они выбрать не могли! В грозном 1942 году пришла она в школу, да так и проработала в ней до самой пенсии. Муж Александры Изотовны – Юрий Григорьевич, несмотря на то, что у него не было педагогического образования, в душе был настоящим педагогом. Юрий Григорьевич Златорунский в 1940 году стал курсантом Харьковского пехотного училища. 22 июня 1941 года он окончил училище, и ему было присвоено воинское звание «лейтенанта». Сразу же молодой офицер был направлен на фронт. Командуя стрелковым взводом, Юрий Григорьевич защищал от фашистов город Кременчуг, затем вел оборону левого берега Днепра на участке между Киевом и Полтавой. Здесь, в ожесточенных боях Юрий Григорьевич был тяжело ранен. С октября 1941 года по март 1942 года находился в госпиталях на излечении. После выздоровления он, из-за полученной инвалидности, был комиссован и вернулся в родной Арзгир военруком в Арзгирскую среднюю школу № 1, потом работал ответственным секретарем и корректором в районной газете «Заря». Юрий Григорьевич регулярно встречался с учащимися Арзгирской восьмилетней школы, проводил с ними работу по патриотическому воспитанию. За боевые заслуги ветеран Великой Отечественной войны Ю.Г.Златорунский награжден орденом Отечественной войны второй степени, медалью «За оборону Киева» и другими.
Прожито вместе 44 года, супруги Златорунские воспитали четверых детей. Все они стали прекрасными специалистами в своей области. В семье Златорунских есть врач, инженер, учитель, воспитатель детского сада. Дочь Златорунских, Саранцева Валентина Юрьевна, педагог по призванию, 30 лет своей жизни посвятила работе с детьми, 20 из которых она проработала заведующей детским садом № 13 “Зернышко”. О таких людях говорят: педагог от Бога. Ее жизненный девиз: “Любить свое дело, мыслить творчески, быть настойчивой и терпеливой”. Душа и сердце Валентины Юрьевны не чувствует усталости, она талантливый педагог, эрудированный специалист, опытный руководитель, целеустремленный, доброжелательный человек (См. Приложение №13).
Высокий профессионализм Валентины Юрьевны, чуткое отношение к людям, умение четко и оперативно решать все возникающие проблемы способствовали созданию условий для творческой работы и роста педагогов, созданию предметно-пространственной развивающей среды в детском саду. Под ее руководством были оформлены кабинеты: “Эколого - валеологический”, “Русская горница”, “Изостудия” и “Театральная студия”, оборудован физиокабинет, комната психологической разгрузки. Валентиной Юрьевной разработаны авторские программы под названием “Театр и Дети”, “Здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей”.
Ее заслуги в области дошкольного образования отмечены Почетными грамотами района и края. Валентина Юрьевна имеет звание “Отличник народного просвещения Российской Федерации” (См. Приложение №14-15).
Младшая дочь Златорунских, Панченко Антонина Юрьевна, родилась 23 июля 1952 года. В 1967г. окончила восьмилетнюю школу и поступила в Нальчикское училище. Окончив училище в 1970г., получила профессию “воспитателя”. Её путеводной звездой были слова В.А. Сухомлинского: “Дети должны жить в мире красоты, игры, загадки, сказки, рисунка, фантазии, творчества”. Панченко Антонина Юрьевна в детском саду № 4 работала с момента основания учреждения. Грамотный специалист, пользовалась большим авторитетом в коллективе, была наставником молодых специалистов. Вот как о ней говорит заведующая детским садом Дмитренко Вера Андреевна: “Предана своей профессии, у нее золотые руки”. С 1998г. она стала руководителем Изостудии и кружка “Кисточка”.
Антонина Юрьевна была участником районных методических объединений, проводила Дни открытых дверей для родителей. Дети любили посещать ее занятия, она открывала им мир нового. Чем только не рисовали ее дети!? Антонина Юрьевна устраивала творческие выставки-поделки детей из теста, глины и других материалов. Она знала каждого ребенка и вкладывала частицу своего сердца в душу каждого воспитанника. Чуткая, отзывчивая, добрая, ласковая и любящая мама, и бабушка, прекрасная хозяйка. У нее двое детей – две дочери и шестеро внуков. Все любят народное творчество, возрождают духовную нравственность. (См. Приложение №16).
4.5. Возвращение к истокам. Правнучка Наташенька (дочь Панченко Антонины Юрьевны), не зная своих корней, влюбилась в священника Тенянко Анатолия, вышла за него замуж и в роли «Матушки» отправилась вслед за мужем в Украину. Это была сенсация для семьи! Вот когда стали вспоминать и восстанавливать свою родословную. Фамилия Тенянко широко известна в среде священнослужителей Ставрополья. В селе Петрово-Знаменский, где он получил приход, усилиями батюшки Анатолия и с помощью прихожан была построена новая церковь (См. Приложение №17). В семье Тенянко Анатолия и Натальи 5 детей! Старший Николенька учится в православной гимназии и изучает те предметы, которые когда - то изучала в Ставропольском Епархиальном училище его прапрабабушка. Он, скорее всего, станет священником и будет учить добру, человечности и другим православным ценностям. А может быть станет учителем?!
Итак, будем надеяться, что педагогическая династия Златорунских будет продолжена на Земле Арзгирской.
Выводы.
Мы выяснили, что епархиальные училища сыграли определенную роль в истории просвещения нашей страны. Исследовательская работа была посвящена истории школы, ее первым учителям. Из поколения в поколение в семье Златорунских передаются педагогические традиции, создана учительская династия. Воспитывать, прививать любовь к знаниям – это очень нелегкий труд. Все учителя рода Златорунских - учителя с характером, лидеры, оптимисты, одним словом – мастера своего дела! Ведь учитель – человек, с внутренним духовным стержнем, человек – который может увлечь за собой! Как же нужно любить своё дело, свою профессию, чтобы твои дети любили её ещё больше, повышали своё профессиональное мастерство, сеяли разумное, доброе, вечное. Я думаю, что такими целеустремлёнными, деятельными, творческими людьми, какими являются учителя рода Златорунских «живёт и будет жить наша великая страна - Россия!
Литература:
1. Архивы Государственного Архивного Казенного Учреждения “Государственного архива Ставропольского края”
2. Архивы музея “Истоки” МБОУ СОШ №3 с. Арзгир.
3. Диссертация кандидата педагогических наук Андреевой Елены Анатольевны “ Возникновение и развитие епархиальных женских в России сер. XIX- нач. XX века ”. 4. Устные источники (записи воспоминаний).
Приложение №1
Аттестат Златорунской Антонины Ивановны – выпускницы Ставропольского Епархиального училища













Приложение №2
Первые учителя нашей школы.
Внизу слева направо: Марюфич М. В., Замараева А. И.
Вверху слева направо: Левченко А.Ф., Кириллова А.И.
(фото 1934 г. из семейного архива дочери Замараевой Антонины Ивановны- Валентины.)














Приложение №3
Отец: Замараев Григорий Эрастович (1897-1935 г)
Мать: Замараева Антонина Ивановна (1897-1948) г (в центре сын – Юрий Златорунский, на руках дочь Валентина). Фото 1934 года.









































Приложение № 5
Выпускницы епархиального женского училища, 1917г.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











Приложение №6
В фонде 77, опись 1, дело 1390 мы нашли среди фамилий воспитанниц Епархиального училища 5-го параллельного класса: Златорунская Антонина, родившаяся 1897 года 9 июня, дочь умершего священника Иоанна Алексеевича Златорунского, поступила в училище в 1 класс в 1909 году, на полном епархиальном содержании, с текущей успеваемостью.


Приложение №10
«Первый звонок». Восьмилетняя школа № 1 1967 г.
Фото Златорунского Ю.Г.









4-й класс. Начальная школа №3 1960 г. Фото Златорунского Ю.Г. Златорунская А.И. -
учитель начальных классов




Прложение№13
Валентина Юрьевна Саранцева в гостях в школе 2 февраля 2012 года. Вечер встречи выпускников.






Посещение на дому 20 января 2013 год.










13PAGE 15


13PAGE 142415




1 010Рисунок 5F:\ИСТОРИЯ ШКОЛЫ ВЫПУСКНИКИ\САРАНЦЕВА\1 010.jpg1 011Рисунок 6F:\ИСТОРИЯ ШКОЛЫ ВЫПУСКНИКИ\САРАНЦЕВА\1 011.jpgРисунок 1