Рабочая программа по литературе для 8 класса автор Г.С. Меркин., ООО ТИД «Русское слово- РС», 2013 год.
Календарно-тематическое планирование
№
п\п
Дата
Наименования раздела и тем
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы контроля
план
факт
прим
1
Введение. Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса
Знать жанры и роды художественной литературы
пересказ, сообщение
Из устного народного творчества
2
Исторические песни. Исторические песни XVI века: «Иван Грозный молится по сыне»: Связь с представлениями и исторической памятью.
песня как жанр фольклора
отличие исторической песни от былины
Знать отличительные особенности исторических песен, уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения
различные виды чтения
3
Исторические песни XVII века "Плач Ксении", «Возвращение Филарета»: отражение представ лений народа в песне-плаче, средства выразительности в исторической песне.
песня-плач
Знать особенности песни-плача, уметь выразительно читать поэтический текст, видеть средства выразительности
составление словаря одной из исторических песен
4
Исторические песни XVIII века «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор): нравственная проблематика в исторической песне.
историческая песня
Знать отличительные особенности исторических песен 18 века, уметь формулировать проблему, затронутую в песне, составлять сопоставительную хар-ку
составление таблицы
Из древнерусской литературы
5
«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы.
сказание, слово и моление
Знать проблематику произведения, владеть различными видами чтения и пересказа
различные виды чтения и пересказа
6
«Житие Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе». Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость.
житийная литература
Знать особенности житийной литературы, уметь формулировать выводы, находить средства выразительности
формулировки и запись выводов, работа с иллюстрациями
7
«Житие Сергия Радонежского». Готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы.
летописный свод
Знать нравственную проблематику произведения, уметь различать жанры древнерусской литературы, наблюдать над лексическим составом произведения
наблюдения над лексическим составом произведений
Из литературы XVIII века
8-9
Г.Р. Державин - поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Ода «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть основные мотивы стихотворений). Стихотворение «Памятник». Тема поэта и поэзии.
традиции классицизма в лирическом тексте
Знать основные мотивы стихотворений поэта,
уметь выразительно читать лирический текст, владеть анализом лирического произведения, находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос.
выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний, сопоставительный анализ
10-11
Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.
Повесть «Бедная Лиза» новая эстетическая реальность.
Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
сентиментализм
жанр сентиментальной повести
Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.
Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления. Владеть различными видами чтения и пересказа, использовать знания для создания письменного высказывания.
различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю.
Из литературы XIX века
12
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.
Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 в., явлений общественной жизни
Знать поэтов пушкинского круга. Уметь подбирать вопросы к сообщению, использовать знания для составления устных высказываний.
устные сообщения, подбор вопросов, анализ статьи
13-14
Романтизм. В.А. Жуковский. Основные темы, мотивы лирики.
особенности романтизма
баллада
Знать основные темы и мотивы лирики поэта, особенности романтизма. Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение. Владеть анализом лирического произведения.
анализ, чтение наизусть
15
К.Ф. Рылеев. К.Н. Батюшков. Краткие сведения о поэтах. Основные темы и мотивы лирики.
дума
элегия
Знать основные темы и мотивы лирики поэтов. Уметь находить признаки думы в лирическом произведении, выразительно читать лирическое произведение.
составление цитатного плана, выразительное чтение
16
Е.А. Баратынский. А.А. Дельвиг. Краткие сведения о поэтах. Основные темы и мотивы лирики.
тема
мотив
Знать основные темы и мотивы лирики поэтов. Уметь составлять тезисный план, выразительно читать лирическое произведение
запись тезисного плана, выразительное чтение
17
Н.М. Языков. Система образно-выразительных средств, художественное богатство поэтических произведений.
«легкая» поэзия
песня
Знать систему образно-выразительных средств лирики поэтов пушкинского круга. Уметь выразительно читать поэтический текст, использовать навыки выразительного чтения в литературном монтаже.
выразительное чтение
18
А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина.
послание, песня
Знать тематическое многообразие пушкинской поэзии. Уметь составлять вопросы к статье, использовать знания для устного высказывания.
составление вопросов по статье, устные высказывания
19
Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».
художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация
Знать тематику предложенных поэтических текстов.
Владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического текста.
анализ, выразительное чтение наизусть
20
«Маленькие трагедии» (обзор) Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.
трагедия, особенности маленьких трагедий
Знать содержание произведения, особенности жанра. Уметь самостоятельно дать характеристику тематики и образов произведения, использовать знания для составления плана.
самостоятельная работа
21
Роман «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история.
исторический роман
Знать особенности жанра, исторической основы произведения.
Владеть навыками работы с учебной статьей, уметь строить устное высказывание.
устные сообщения, работа со статьей учебника
22
Тема семейной чести в романе.
честь
достоинство
свобода
Знать содержание романа, основных героев. Уметь давать характеристику, высказывать свое отношение, применять навыки анализа эпизодов, выявлять главное.
анализ эпизодов, разные виды чтения, составление плана, тестовая работа
23
Порядки Белогорской крепости.
Знать содержание романа. Уметь пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку.
подготовка тезисов, разные виды пересказа
24
Петр Гринев в испытаниях любовью и дружбой". Гринев и Швабрин.
герой
Знать содержание романа. Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку, выражать и обосновывать свое мнение о герое, использовать знания для составления устного высказывания.
составление характеристики героя
25
Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы.
самодержавие
человек и история
Знать содержание романа. Уметь
анализировать прозаическое произведение;
уметь осмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание.
Написание сочинения
26
М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри». Основные мотивы: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа.
сюжет и фабула
лироэпическая поэма
Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику произведения. Уметь выразительно читать стихотворение, составлять цитатный план.
различные виды чтения, составление цитатного плана, тестовая работа
27
Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж.
роль вступления, лирического монолога
Знать содержание поэмы. Уметь определять тему и идею лирического произведения, определять средства художественной выразительности.
анализ, выразительное чтение наизусть
28
«Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
романтическое движение, поэтический синтаксис, романтические традиции
Знать содержание поэмы. Уметь выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы, составлять устное высказывание.
устное сочинение
работа с иллюстрациями
29
Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.
драма
комедия
Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие.
различные виды чтения и комментирования, работа с иллюстрациями
30
Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, знакомство с афишей комедии.
юмор
сатира
Знать жанровые особенности комедии. Уметь анализировать драматическое произведение.
подготовка вопросов для обсуждения.
31
"Сборный город всей темной стороны" русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.
«говорящие» фамилии
Знать содержание комедии. Уметь давать характеристику образам комедии, составлять цитатный план.
составление цитатного плана
инсценировка
32
Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Хлестаков и городничий. Хлестаков - вельможа. Хлестаков-ревизор.
фантастический элемент как прием создания комической ситуации
Знать основной конфликт пьесы. Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения.
составление характеристики героя, анализ эпизодов, формулировка тем творческих работ
33
Художественная идея. Подготовка к написанию домашнего сочинения.
комический рассказ
Знать художественную идею комедии. Уметь создавать письменное монологическое высказывание, составлять сопоставительную характеристику.
сочинение сопоставительного характера
34
И.С. Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева.
лирическая повесть
Знать основные вехи биографии писателя, своеобразие жанра «лирическая повесть».
Уметь выделять главное, составлять тезисный план.
тезисный план
35
Произведения писателя о любви: повесть «Ася».
Знать особенности композиции повести. Уметь высказывать свою точку зрения о прочитанном, владеть разными видами пересказа.
различные виды пересказа
36
Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.
тропы и фигуры в художественной стилистике повести
Знать содержание повести. Уметь давать характеристику героям повести, анализировать эпизоды. Использовать знания для построения диалога, дискуссии.
дискуссия
37
Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини.
Знать содержание повести, особенности образа героини. Уметь давать характеристику образа героини повести. Использовать навыки для создания письменного высказывания.
Домашнее сочинение
38
Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
фольклорные приемы в поэзии
песня
народность
Знать тематику произведений поэта. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
39
А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета.
художественно-выразительные средства
Знать особенности показа мира природы в лирике поэта. Уметь по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения и анализировать их.
устное рисование, выразительное чтение наизусть
40
41
42
А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета.
Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Народные обряды, элементы фольклора в сказке.
Образ Снегурочки. Язык персонажей.
драма
Знать о вкладе писателя в развитие русского театра. Уметь определять жанр пьесы, композицию, видеть связь с мифологией, давать характеристику образу, владеть навыками чтения по ролям. Использовать знания для составления письменного высказывания.
чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
43
44
Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя.
«Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола.
автобиографическая проза
Знать основные вехи биографии писателя, особенности жанра. Уметь определять проблемы, затронутые в произведении, владеть различными видами пересказа.
различные виды пересказа, работа с иллюстрациями
45
46
Рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа.
Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
композиция и фабула рассказа.
Знать содержание рассказа. Уметь определять проблемы, затронутые в произведении, владеть различными видами пересказа, находить художественные детали в тексте, составлять тезисный план для характеристики героя. Использовать навыки для написания письменного высказывания.
рисунки учащихся, составление
тезисного плана, сочинение-рассуждение
47
Из литературы XX века. М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе».
традиции романтизма, жанровое своеобразие
Знать, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа. Уметь выявлять авторскую позицию и способы ее выражения, использовать разные виды чтения.
различные виды чтения
48
49
Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни.
Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
легенда, сказка, образ-символ
Знать жанровое своеобразие произведений Горького. Уметь наблюдать над композицией рассказа, выявлять проблему произведения, составлять цитатный план.
различные виды пересказа, цитатный план,
сочинение с элементами рассуждения
50
В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении
Знать особенности поэтики поэта. Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения и анализа его стихотворений.
анализ, выразительное чтение наизусть
51
52
О серьезном с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота к фельетону, от фельетона к юмористическому рассказу.
литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях)
Знать особенности творчества писателей. Уметь находить авторскую позицию, составлять план статьи. Использовать разные виды пересказа и чтения. Отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения.
различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа
53
Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50-60-х годов.
Знать особенности лирики поэта. Уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений, строить письменное высказывание.
выразительное чтение наизусть,
письменный ответ на вопрос «Что есть красота?»
54
55
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Знать своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве в сравнении с произведениями других писателей на эту тему. Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя.
различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа
56
57
А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского.
«За далью даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
дорога и путешествие в эпосе Твардовского
Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения. Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану.
различные виды чтения, цитатный план, выразительное чтение наизусть
58
В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина.
Знать основные вехи биографии писателя. Уметь создавать сообщения с применением презентации.
презентации
59
Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования.
развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе
Знать творческую историю рассказа. Уметь находить в тексте произведения детали, подтверждающие автобиографичность рассказа.
составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту
60
61
Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного.
Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Знать содержание произведения. Уметь определять мотивы произведения и находить им подтверждение,
анализировать прозаическое произведение;
создавать письменное высказывание.
сочинение-рассуждение
Из зарубежной литературы
62
63
64
У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ».
Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).
Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
трагедия (основные признаки жанра)
Знать жанровые характеристики трагедии. Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности, видеть проблематику, составлять характеристику героям.
анализ, разные виды чтения, пересказа, инсценировка
65
66
67
68
М. Сервантес. Краткие сведения о писателе.
Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.
Образ Дон Кихота. Позиция писателя.
Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
роман, романный герой
Знать содержание романа, понимать термин «донкихотство».
Уметь определять проблематику произведения, анализировать текст, выстраивать устное высказывание по плану, вести диалог.
дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся
15