Статья Что должен знать учитель о нарушениях речи и как помочь ребенку


Что должен знать учитель о нарушениях речи и как помочь ребенку
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.
Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Существуют несколько подходов к анализу речевых нарушений, и соответственно, несколько классификаций их проявления. Для учителя представляет интерес педагогический подход.
При этом первостепенное значение приобретает анализ того, какие компоненты языковой системы данные нарушения затрагивают: распространяется ли дефект на компонент – фонетический, при котором отмечается преимущественно неправильное произношение звуков или еще затрагивает и фонематические процессы, когда нарушается не только устная речь, но и также письмо и чтение. Может иметь место недоразвитие речевой системы: произношение и различение звуков, словарного запаса и грамматического строя. В соответствии с таким подходом речевые нарушения можно разделить на три большие группы:
Фонетические нарушения речи (ФН): анатомическое отклонение, подражание).Фонетико-фонематическое нарушение (ФФН): дефектно произносит, но и не различает, не улавливает разницы между оппозиционными звуками. Указанные затруднения, связанные недостаточным различением звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам, является характерными для детей с ФФН и почти не встречаются у детей с нормальным речевым развитием. Последние испытывают те или иные трудности лишь в овладении учебным действием по определению последовательности и количества звуков.
Дети с ФФН пропускают отдельные звуки, вставляют лишние, переставляют звуки и слоги, обязательно делают ошибки на замены звуков. Неправильное произношение одного звука может проявиться при письме множественными заменами.
Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь и взаимообусловленность. Несформированность представлений о звуковом составе приводит не только специфическим нарушениям письма, но и своеобразным нарушениям чтения. Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, а иногда и на понимание прочитанного. Дети с недостатками речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом допускают специфические ошибки: заменяют звуки, характерны застревания в слоге, слове, однократные повторения, перебор. Чтение у детей с фонематическим недоразвитием характеризуется также замедленным темпом, т.к. они часто застревают на чтении отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова, чтобы правильно соотнести букву с соответствующим звуком или осмыслить прочитанное. Недостатки в овладении техникой чтения влияет и на понимание прочитанного.
Общее недоразвитие речи. Нарушение распространяется как на звуковую так и смысловую сторону речи. Дети с грубым ОНР редко попадают в общеобразовательную школу. Чаще можно наблюдать детей, у которых ОНР менее выражено. Оно характеризуется тем, что обиходная речь более или менее развита и не обнаруживает грубых отклонений в словарном запасе, в грамматическом построении фраз и фонетическом их оформлении. Ребенок может ответить на вопросы, составить элементарный рассказ по картине, фрагментарно пересказать прочитанное, рассказать о волнующих его событиях, т.е. построить высказывание в пределах близкой ему темы. Однако в ситуации обусловленной речи- при выполнении специальных заданий, требовании развернутых ответов по определенной учебной теме и с использованием определений формы высказываний (доказательство, рассуждение) – у таких детей выявляются недостаточное развитие языковых средств. Причем у учащихся разных классов наблюдается различное соотношение в степени сформированности каждого из нарушенных компонентов речи. У учащихся 1 классов – все признаки ОНР ярко выражены. У учащихся 2-3 классов – на первый план выдвигаются недостатки письма и чтения. Фонетико-фонематическое, лексические и грамматические трудности приводят к значительным трудностям чтения. Учитель начальных классов должен хорошо знать особенности речевого развития своих учеников. Своевременное выявление речевых недостатков поможет ему определить в какой помощи они нуждаются и как оказать им эту помощь наиболее эффективно. Однако, чтобы квалифицировать речевой дефект у ребенка, правильно его оценить, учителю необходимо составить представление и о причинах, его обуславливающих. Поэтому ему следует собрать сведения о ходе речевого развития и условиях воспитания учащихся.
Выяснить:
В каком возрасте ребенок стал понимать обращенную к нему речь.
Когда появились первые слова, фразы.
Как шло развитие речи после появления первых фраз.
Где воспитывался ребенок?
Каково речевое окружение ребенка?
Влияние среды (на родном - дома, на русском - в школе).Замечали ли родители отставание в речевом развитии?
Обращались ли к специалисту?
После выяснения всех необходимых сведений учитель проводит обследование речи ребенка:
Особенности речевого развития.
Строение артикуляционного аппарата.
Обследование звукопроизношения.
Произношение и различение звуков
Различение оппозиционных звуков
Воспроизведение звуков
Темп и внятность речи
Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
Письмо: наличие и характер специфических ошибок
Чтение:
Уровень овладения техникой чтения.
Ошибки при чтении.
Понимание прочитанного текста. Образец речевой карты можно брать у школьного логопеда.
Обследование словаря: называние, подбор, антонимы, синонимы и т.д.
Особенности лексико- грамматического строя речи: назови, что делает? какой? Чей?
Связная речь.
Учитель должен овладеть способами постановки звуков. В этом вопросе помогает учителям логопед. Учителя пытаются исправить пробелы путем дополнительных занятий, путем дополнительных домашних заданий, но не добиваются положительных результатов. Основное направление работы – это организация специального занятия по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи т.е. по формированию правильного (четкого) произношения звуков и развитию полноценных фонематических процессов путем дифференцированного и индивидуального подхода при обучении в рамках работы в классе и частично в внеурочное время.
Таким образом, основными задачами учителя являются:
Длительная работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже - уточненные и исправленные).
Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо и искаженно.
Постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков и введение их в речь.
Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико- артикуляционных) признаков.
Закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребенку и постепенное подведение к устойчивому, автоматизированному навыку.
Преодоление нерезко выраженного общего недоразвития речи.
При организации коррекции НВОНР принято придерживаться определенной последовательности:
Нормализация звуковой стороны речи.
Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка.
Формирование связной речи - обучение связности высказываний.
Нормализация чтения.
Обычно дети с речевыми нарушениями попадают на логопедический пункт после одного или нескольких лет обучения в общеобразовательной школе. Логопед не в состоянии охватить всех нуждающихся в его помощи. Учитель-логопед оказывает помощь детям, делающих специфические ошибки на замену и смешение букв, указывающие на недостаточность различения соответствующих звуков, а также недоразвитие лексико- грамматических средств языка (без отклонений в интеллекте).