Классный час Мы живем среди людей
Классный час на тему «Мы живем среди людей».
Классный руководитель 6-Б класса Сысоева Т.П.
Форма проведения: час общения.
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уметь выбирать правильную стратегию поведения, учитывая интересы всех сторон, способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее, формировать представления о различных вариантах человеческого общения.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование представлений об обществе и положительных качествах личности.
- учить все задействованные в конфликте стороны, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт.
Развивающие и воспитательные:
- воспитать уважительное отношение к окружающим людям;
- формировать социально одобряемые формы поведения;
- на конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях
Оборудование: мультимедийная система, презентация, музыка, мультфильм «Конфликт».
Раздаточные материалы: ручки, цветные карандаши, бумага
«Те, кто не может сварить суп, заваривают кашу»
В. Домиль
I. Организационный момент (разминка)
Цель разминки: создать доброжелательную атмосферу в коллективе, настроить на работу, повысить заинтересованность участников друг другом.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу с вами беседу по теме «…..». Предлагаю для начала поприветствовать друг друга на разных языках (учитель дает задание, на каком языке будет здороваться каждая группа с одноклассниками (на японском, на французском, на русском языках). Ребята здороваются хором поочереди.
Японский язык (1 –ая группа) ИЛИ ПО РЯДАМ!Konnichiwa (Конничива) - "Добрый день. Здравствуйте!". (Обычное приветствие).
Французский язык (2-ая группа) : Bonjour (Бонжур) «Здравствуйте!»
Русский язык (3-я группа): «Здравствуйте!»
Здравствуйте!!!Французский языкЯпонский языкРусский язык
Ребята, мы все живем в окружении людей – одноклассников, родственников, знакомых и незнакомых и т.д. И независимо оттого, на каком языке мы общаемся, прежде всего мы должны быть вежливыми. У каждого из нас за день происходит много контактов с самыми разными людьми. Это может быть пять уроков за одной партой с товарищем. Минутный разговор в коридоре. Взгляд, которым обменялись прохожие. И всякий раз настроение и самочувствие людей во многом зависят от того, приветливы ли были они сами и окружающие их люди.
Всегда ли вас устраивает то, что делают окружающие? (нет)
Чем это оборачивается? (конфликтом, ссорой)
Сегодня для беседы вы выбрали тему, касающуюся взаимоотношений в коллективе, и я хочу вместе с вами обсудить, какую стратегию поведения выбрать в той или иной ситуации, вместе с вами хочу найти пути решения, которые могут помочь выбрать стратегию поведения в коллективе.
II. Беседа.
Учитель: А открыть нашу беседу я хочу таким вопросом: «Приходилось ли вам когда-то «заваривать кашу»? В чем это заключалось?
Примерные ответы детей:
Сделал такое, что потом еле-еле распутал.
Натворил гадостей, потом родители расхлебывали.
Напутал чего-то, перессорился со всеми.
Попадал в трудное положение, из которого не мог найти выход.
Очень осложнил, запутал одно дело, которое исправлять пришлось другим.
А как вы понимаете фразу «Те, кто не может сварить суп, заваривают кашу»?
Примерные ответы детей:
Те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные ситуации.
Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создает трудности для себя и других.
Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.
Но есть другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь». О ком так говорят? («о бестолковых, ленивых, несговорчивых», «о таком человеке, с которым невозможно договориться».)
Учитель:
Если коллектив не может работать дружно, что в нем происходит? (в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения, конфликты).
Классный руководитель (Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты, столкновения?»):
- Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации, выяснять отношения?
- Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Почему вам пришлось выяснять отношения? Что было причиной конкретного конфликта?
Примерные ответы детей:
У нас с подругой были разные мнения о школьной дискотеке.
Мы по-разному относились к одному мальчику.
Мы обе хотели быть лидерами в классе.
У нас совершенно разные характеры.
Мне не понравилось его поведение.
Он оскорбил моего брата.
Мы стали болеть за разные футбольные команды.
Он стал фанатом музыкальной группы, которую я не переношу.
Классный руководитель. Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
Учитель: Предлагаю вашему вниманию стихотворение о двух несговорчивых героях.
15240-1270
Два козла
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.
Я вспомнила ту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
Учитель. Можно ли сказать, что участники событий «заварили кашу»? (Ответы детей)
- Как они пытаются выяснить отношения? (при помощи кулаков, драки)
Такой способ выяснения отношений часто используют и люди, называется он соперничеством (соревнованием) - наименее эффективный, но часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому (записать на доску).
- А какие пути решения могли бы предложить вы? Как можно было прекратить «расхлебывать» кашу, которую заварили во время таких столкновений?
1)приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого (ТЕРПЕТЬ ТОЛЧКИ ДРУГОГО, НО НЕ ДАВАТЬ СДАЧУ)
компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок; (ЧЕРЕЗ ИЗВИНЕНИЕ)
уход от конфликта (уклонение) (НЕ РЕАГИРОВАТЬ НА ТОЛЧКИ ОТВЕТНЫМ УДАРОМ, А УХОДИТЬ В СТОРОНУ)
Общение (Общение — основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно). - Как вы думаете, какой способ наиболее успешный? (компромисс, общение)
III. «Разреши ситуацию»:
Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».
- Можно ли данную ситуацию считать конфликтом? Кто прав? Как разрешить? (прав будет тот, кто первый поздоровается)
Есть еще два самых распространенных способа предупреждения конфликтов:
Первый способ - это мягкое противостояние (это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.) Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.
«Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. При этом он часто забывает после урока отдать вам учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки».
Как поступить?
Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это. Каждый ученик, не вставая с места, должен обратиться по имени к соседу и высказать свои претензии (в максимально доброжелательной форме). Не страшно, что все дети будут говорить одни и те же слова. Важно, чтобы они нашли нужную интонацию - достоинство и твердость в мягкой форме.)Примерные фразы:
Дима, не хочется ссориться, но мне очень не нравится, когда моими вещами пользуются другие.
Саша, не обижайся, но это мои учебники, и мне удобнее пользоваться ими одному.
Классный руководитель: У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения?
Примерные ответы детей:
Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники, давай будем делать это по очереди. Тогда никому не будет обидно.
Я понимаю, Аня, как тяжело носить в школу полный портфель книг. Сейчас есть такие портфели на колесиках и с выдвигающийся ручкой, как чемоданы. Может, попросишь у родителей такой на Новый год или на день рождения?
Классный руководитель. Мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное спокойствие.
IV. Упражнение « Пословица - загадка». Ребята, любое столкновение лучше предупредить, как и болезнь, некоторые правила вежливого общения, которые помогают избежать ссор, можно найти в русских пословицах. Предлагаю вам выполнить такое задание: вам необходимо нарисовать пословицу так, чтобы другие группы поняли ее и ответили, каким правилам поведения в обществе нас учит народная мудрость.
А) На чужой каравай рта не разевай.
Б) Дареному коню в зубы не смотрят.
В) Не плюй в колодец, пригодится – воды напиться.
-Почему я попросила вас изобразить именно эти пословицы? Какое качество человека они характеризуют? (они характеризуют воспитание человека).
Что будет, если пренебречь хотя бы одним из советов народной мудрости, находясь при этом в коллективе? (конфликт разгорится)
Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе.
Сегодня наше приветствие прозвучало на разных языках. Но независимо оттого, на каком языке мы общаемся, мы должны быть вежливыми и воспитанными. Эти качества ценились с давних пор.
Золотое правило общения, выдвинутое Д.Карнеги: «Всегда поступай с другими так, (…ученики продолжают: как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой)). Если мы будем придерживаться такого золотого правила, то будем дружить. Ну, а дружба начинается с чего? (с улыбки). Прошу вас всех улыбнуться друг другу.
- Ребята, каких правил, стоит придерживаться, чтобы мирно существовать в окружении людей, без конфликтов? (Дети высказывают мнения)
Звучит МУЗЫКА!!!
V. Итоговое упражнение. Просмотр мультфильма «Конфликт», рефлексия – способы решения конфликтов.
Существует много способов избежать конфликтов, и один из них – умение дарить подарки. Хочу каждому из вас подарить памятку с полезными советами и правилами мирного существования без конфликтов и звезду, в которой прописано пожелание или совет вам! На внутренней стороне допишите к уже пропечатанным правилам свои – такие, которые помогут вам мирно жить среди людей, избегая конфликтов. Возможно, это будет пожелание самому себе, ведь каждый из вас знает, чего ему не хватает… (быть доброжелательным, установить причины конфликта, быть тактичным, искать компромисс, уметь признать свою ошибку, уметь слушать и слышать друг друга, быть справедливым)
Пожелания 1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным. 2. В споре умей выслушивать собеседника до конца. 3. Уважай чувства других людей. 4. Любую проблему можно решить. 5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься. 6. Не сердись, улыбнись. 7. Начни свой день с улыбки. 8. Будь уверен в себе. 9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия. 10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь. 11. Будь обаятелен и добр. 12. Извинись, если ты не прав. 13. Не забывай выражать свою благодарность. 14. Выполняй свои обещания. 15. Не критикуй постоянно других