Презентация «Камнерезное искусство на Урале»


Презентацию подготовил: Назаров Михаил, учащийся 9 «А» класса ФКОУ В(С) ОШ №2 ГУФСИН России по Свердловской областиРуководитель: Крюкова Елена Михайловна Багрецом, желтизною и просиньюСамоцветы Урала полны –То блеснут малахитовой озимью,То блеснут синевою волны. В этих камешках искры рассеяны –Удивляют и радуют взгляд:То зажгутся сиянием северным,То, как южные звезды, горят… Самоцветы Урала. Предмет исследования – искусство.Объект исследования –камнерезное искусство на Урале.Проблема – выявить разнообразие пород полудрагоценных камней на Урале, показать область применения данных пород в современности. Гипотеза – проследить какой сюжет был отражён в камнерезных произведениях русских мастеров, в каких российских музеях распространены данные произведения. Методы исследования - частично- поисковый, использование Интернет-ресурсов, создание презентации. Камнерезное искусство XVIII - XX века Императорской Екатеринбургской гранильной фабрики. В свое время Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика была известна всей стране. Основанная в 1726 году, она была одним из трех предприятий такого типа.Наиболее великолепные изделия Екатеринбургской гранильной фабрики представлены в крупнейших российских музеях, в том числе в Эрмитаже. Условия работы на гранильной фабрике в Екатеринбурге. На фабрике все крупные изделия, или, по крайней мере, большая их часть выполнялись по заранее вычерченным рисункам или эскизам выдающихся талантливых художников и архитекторов. При выполнении заказа над каменным произведением трудилось обычно несколько мастеров. Многие из них специализировались на определенных работах, и лучше эту работу удавалось выполнить одному из многих. Разделение труда, как правило, позволяло повысить его производительность и качество выполняемой работы. Следует отметить и недостатки в работе гранильных мастерских: часто нарушалась техника безопасности при обработке камня, что приводило к различного рода травматизму, наблюдались профессиональные заболевания, среди которых наиболее частые – туберкулез и силикоз легких.Профессии камнерезных дел мастеров были наследственными, они переходили от отца к сыну, от деда к внуку и так далее, образуя династии. Так передавались опыт, секреты и тайны профессии.На гранильной фабрике сложился определенный порядок по заготовке камня-сырья. Из рабочих близлежащих деревень создавались экспедиции по поиску и заготовке материала. Куски камня крупных размеров предварительно изучали специалисты и находили им применение на выполнение заказов. Гранильная фабрика принимала не всякое сырье от поставщиков-искателей. Бракованный материал сбывался кустарям. Не представляя ценности для производства крупных вещей , эти отходы могли служить прекрасным каменным материалом для мелких поделок. По какому принципу происходила специализация камнерезов. Камень настолько разнообразен по своим физико-механическим свойствам, что к обработке разных пород невозможно применить одни и те же инструменты и способы. Мягкие камни, например гипс обрабатываются обычными резцами по дереву, а твердые, такие как родонит или яшма – специальными алмазными инструментами. Огранка же самоцветов вообще требует особого подхода и непохожа ни на работу с твердыми камнями, ни с мягкими.С течением времени обособились узкие специалисты: малахитчики, яшмоделы, огранщики драгоценных камней, резчики по твердому камню, мастера резной пластики.Екатеринбургские кустари были вполне обеспечены материалом. В других же населенных пунктах кустарная промышленность базировалась на исключительно местном сырье. Так главным камнем для поделок на мраморском заводе был мрамор, в Кунгуре и его округе – гипс и ангидрит, на гумешевском руднике – малахит, в Березовском заводе – горный хрусталь. Экспозиционные залы музея истории камнерезного и ювелирного искусства г.Екатеринбурга. Музей краеведческий горнозаводского Урала (г.Н-Тагил). Экспонаты, находящиеся в музее. Историко - архитектурный музей г.Невьянска. Экспонаты музея. Ювелирное искусство на Урале. Бижутерия. Бижутерия из полудрагоценных и поделочных камней. Энергетика камней.В своем стихотворении “Талисман” А.С. Пушкин писал: “И, ласкаясь, говорила:Сохрани мой талисман,В нем таинственная сила!Он тебе любовно дан…Но когда коварны очиОчаруют вдруг тебя,Иль уста во мраке ночиПоцелуют, не любя –Милый друг! От преступленья,От серьезных новых ран,От измены, от забвенья –Сохрани мой талисман.