Конспект урока на тему Химический состав клетки
Паспорт урока
Учитель: Халина Юлия Александровна;
ОУ: МБОУ гимназия №9 г.о.Тольятти Самарской области;
Предмет: биология;
Класс: 9;
Тема урока: Химический состав клетки;
Цель урока: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ;
Задачи:
- образовательные: сформировать знания о химическом составе клетки, показать разнообразие и свойства неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки;
- развивающие: развивать интерес к химической и биологической наукам; анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов (качественных реакций); уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли;
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду, создание ситуации успеха у учащихся.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать химический состав клетки;
- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
- уметь отличать органические вещества от неорганических;
Метапредметные:
- регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи;
- познавательные: составлять схемы-опоры, находить отличия; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять признаки; уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
1. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
2. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации;
Коммуникативные УУД:
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;
2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение;
3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи;
Регулятивные УУД:
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии;
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки;
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем, совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД;
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
4. Оценивать собственный вклад в работу группы.
Программные требования:
ученик должен уметь понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию;
подтверждать свои знания на примерах;
принимать участие в совместных заданиях;
делать выводы по результатам выполненной работы;
уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
выделять признаки клетки, как биологической системы, её химический состав, неорганические и органические вещества.
Программное содержание:
развитие умения излагать содержание полученной информации,
рассмотрение фактов с приведением примеров, аргументов и формулировкой выводов;
презентация результатов выполненного задания;
развитие навыков работы в паре;
Мировоззренческая идея урока: Осознание учащимися, что английский язык является не только целью обучения, но также средством получения новых знаний об окружающем мире.
Основные понятия:
биология: введение понятий «химический состав клетки», «неорганические и органические вещества», разнообразие и свойства химических веществ, роль воды в клетках, «углеводы» «жиры», «липиды», «химические элементы»;
химия: введение понятия «качественные реакции».
План изучения нового материала:
химические элементы, их классификация;
неорганические вещества клетки, их свойства;
органические вещества клетки и качественные реакции на них.
Тип урока: интегрированный урок;
Форма урока: урок-практикум;
Технология обучения: информационно-коммуникационная;
Оснащение урока: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал (рабочие листы), семена подсолнечника, листы бумаги; азотная кислота, горячая вода, пшеничная мука, хлорид меди (два), гидроксид натрия, раствор йода, химическое оборудование (химические стаканы, пипетки, салфетки).Подготовка к уроку:
подготовка материала;
составление презентации;
подготовка раздаточного материала и химического оборудования;
подготовка интерактивной доски;
выполнения лабораторных опытов (для дублирования полученных результатов на уроке).
Домашнее задание: учащиеся выполняют домашнее задание, выучив параграф и заполнив последний столбик в рабочем листе (материал был проговорен в классе).
Технологическая карта урока
Планируемые результаты Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
Обучающиеся научатся готовиться к уроку и настраиваться получение новой информацииУчитель приветствует Обучающихся и просит их занять свои места.
Обучающиеся здороваются с учителем и садятся на свои места.Этап актуализации знаний
Обучающиеся научатся слушать и вступать в диалог, анализировать вопросы, излагать свои мысли. Обучающиеся научатся самостоятельно формулировать тему и цели урока, получат возможность научиться предвосхищать уровень усвоения знаний. 1. Учитель интересуется у обучающихся, какая тема изучалась на прошлом уроке.
2. Учитель предлагает учащимся проверить свои знания по данной теме в виде фронтального опроса.
Учитель напоминает методику проведения, говоря о том, что вопрос задается всему классу, право ответить предлагается первому, поднявшему руку ученику, за правильный ответ который, получит фишку, подтверждающую заработанный балл. Дополняет, что фишки, можно зарабатывать весь урок, отвечая на вопросы.
3. Учитель задает вопросы классу, вопросы дублируются на слайдах.
1)Какой из уровней является высшим уровнем организации жизни? (биосферный) Слайд 2;
2)Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии? (Клеточный) Слайд 3;
3)Какой раздел биологии изучает круговорот в природе химических элементов и воды, осуществляемый при участии живых организмов? (Экология) Слайд 4;
4)Кто является создателями клеточной теории? (Шванн и Шлейден) Слайд 5;
5)Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства? (Систематика) Слайд 6;
6)Палеонтология – наука, которая изучает…(ископаемые останки живых организмов)
Слайд 7;
7)Какой уровень организации живой природы представляет собой Клевер красный, занимающий определенный ареал? (популяционно-видовой) Слайд 8;
8)О чем свидетельствует клеточное строение организмов всех царств? (единстве органического мира) Слайд 9;
9) Что является предметом изучения общей биологии?
Слайд 10;
10)В чем сходство клеток всех организмов на нашей планете? (они сходны по строению, химическому составу и функциям) Слайд 11 (Мостик между проверкой домашнего задания и изучением новой темы).
4. Учитель, исходя из ответа учеников, называет новую тему урока и предлагает открыть рабочие листы, заранее приготовленные на партах.
1. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
На прошлом уроке изучалась тема «История развития цитологии» и повторялись предыдущие темы.
2. Ученики слушают учителя, вспоминают методику проведения данного опроса.
3. Ученики, поднимая руку, отвечают на вопросы, получают фишки за правильные ответы.
Учащиеся, отвечая на последний вопрос, называют новую тему урока и его цель.
4. Ученики, открывают рабочие листы (название темы уже написано на них).
Этап изучения нового материала, осмысления и закрепления
Обучающиеся научатся выявлять затруднения и планировать свои действия по решению учебной задачи. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
1. Учитель задает вопрос, о том какие химические вещества входят в состав клетки.
2. Учитель подтверждает, что в состав клетки входят органические и неорганические вещества. И начинает рассказ о них. Живую клетку отличают две особенности: это большое содержание воды и большое количество сложных органических веществ. Но помимо них в составе клетки содержится более 70 химических элементов (Слайд 12).
Учитель предлагает обучающимся обратиться к рабочему листу, к схеме о химических элементах.
Некоторые из них представлены в больших количествах и их называют макроэлементами.
К ним относят кислород, углерод, водород, азот, сера, железо, фосфор, кальций, калий, хлор и др. Это главные компоненты всех органических веществ клетки. Слайд 13.
Учитель предлагает в первом столбике записать понятие «макроэлементы». Например, кальций и фосфор участвуют в формировании межклеточного вещества костной ткани, определяя прочность костей. Са – один из факторов, от которого зависит нормальная свертываемость крови. Железо входит в состав гемоглабина – белка эритроцитов, участвующего в переносе кислорода от легких к тканям. Калий, натрий, хлор – обеспечивают проницаемость клеточных мембран для различных веществ и проведение импульса по нервному волокну.
Учитель продолжает рассказ о химических элементах клетки. Другие элементы, такие как марганец, медь, селен, кобальт, цинк, иод, никель содержаться в клетке в очень малых количествах и называются микроэлементами.
Учитель предлагает в первом столбике записать понятие «микроэлементы».
Однако это не означает, что они меньше необходимы клетке или организму, чем другие элементы. Микроэлементы так же важны для живого организма, но включаются в его состав в меньших количествах. Цинк, например, входит в состав молекул гормона поджелудочной железы – инсулина, которых участвует в регуляции обмена углеводов. Йод – необходимый компонент тироксина – гормона щитовидной железы.
Все перечисленные химические элементы участвуют в построении организма в виде ионов, либо входит в состав органических и неорганических веществ.
3. Учитель переходит к рассказу о неорганических веществах клетки.
Слайд 14. Обращает внимание учащихся на слайд и к рабочим листам. В состав клетки входят неорганические вещества, такие как вода, различные минеральные соли, углекислый газ, кислоты и основания.
Учитель предлагает записать в рабочих листах одну из групп веществ – неорганических, в одну из колонок.
Вода – является важнейшим компонентом содержимого живой клетки. Она составляет в среднем около 70% её массы. Наример, в клетках эмали зубов её около 10%, а в клетках развивающегося зародыша – более 90%.
Учитель просит записать в рабочий лист один из видов неорганического вещества – воду, в рабочий лист и задает вопрос классу: какие же функции выполняет вода?
Вода придает клетке упругость и объем, обеспечивает постоянство состава, участвует в химических реакциях и в построении органических молекул, делает возможным протекание всех процессов жизнедеятельности клетки. Вода является растворителем химических веществ, которые поступают в клетку и выводятся из нее.
Учитель переходит к рассказу об еще одном из видов неорганических веществ – минеральным солям, просит обратить внимание на слайд.
Большая часть неорганических веществ клетки находится в виде солей, что состаляет примерно 1-1,5% общей массы клетки, но роль их значительна. В растворенном виде они являются необходимой средой для химических процессов. Поэтому в клетке находится всегда много разных солей.
Учитель просит вписать понятие «минеральные соли» в схему. Животные с помощью выделительной системы удаляют из организма избыточные соли, а у растений они накапливаются и кристаллизуются в различных органоидах или вакуолях.
4. Учитель переходит к рассказу об органических веществах клетки и предлагает ученикам зафиксировать в рабочих листах еще одну группу химических веществ.
Органические соединения составляют 20-30% массы клеток живого организма. К ним относят такие соединения как белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, а также ряд небольших молекул, таких как пигменты, АТФ, гормоны. Органические вещества высокомолекулярные. Их молекулярная масса намного превышает массу неорганических веществ.
В различных типах клеток входит неодинаковое количество органических соединений. В растительных клетках преобладают сложные углеводы, в животных – больше белков и жиров. Тем не менее каждая из групп органических веществ в любом типе клеток выполняют сходные функции.
Учитель предлагает вспомнить какие органические вещества известны учениках из других курсов биологии и зафиксировать их в схеме.
Учитель начинает рассказ о белках. Это органическое вещество занимает первое место в клетке, как по количеству, так и по значению. У животных на белок приходится около 50% сухой массы клеток. В организме встречаются 5 млн типов белковых молекул, отличающихся не только друг от друга, но и от белков других организмов.
Учитель предлагает подтвердить наличие белка в веществе, выполнив демонстрационный лабораторный опыт. Для этого учитель просит учеников воспользоваться алгоритмом выполнения опыта в рабочем листе или слайдом на экране.
Учитель, выполняет опыт и фиксирует окончание реакции, выпадением фиолетового окрашивания. И вводит понятие «качественная реакция», предварительно спросив, слышали ли ученики этот термин.
Учитель просит, записать результат опыта в таблицу на рабочих листах.
Учитель переходит к рассказу о органическом веществе – углеводе. Второй группой органических веществ являются углеводы. В животной клетке углеводы находятся в количествах, не превышающих 1-2, иногда 5 %. Наиболее богаты углеводами растительные клетки, где их содержание в некоторых случаях достигает 90% сухой массы.
Учитель предлагает провести качественную реакцию на наличие углеводов в веществе, используя рабочие листы, информацию на слайде (Слайд 16) и объяснение учителя.
Учитель, проходя по классу, наблюдает, поправляет ход опытов у учеников и фиксирует окончание реакций.
Учитель просит зафиксировать результат в рабочих листах.
Учитель переходит к рассказу о жирах, как об органическом веществе. 3)Еще одной группой наиболее представленных в клетке органических веществ – жиры или липиды. Это вещества, которые не растворяются в воде, их содержание колеблется в пределах 5-15%. В клетках жировой ткани количество жира достигает до 90%. Накапливаясь в клетках жировой ткани животных, в семенах и плодах растений, жир служит запасным источником энергии. Благодаря плохой теплоизоляции жир способен выполнять функцию теплоизолятора. У некоторых животных (тюлени, киты) он откладывается в подкожной жировой ткани, которая у китов образует слой толщиной в 1 м. Так же липиды входят в состав клеточной мембраны, тем самым выполняя строительную функцию.
Определить наличие жиров очень легко, достаточно иметь под рукой семя подсолнечника и лист бумаги.
Учитель просит учеников выполнить индивидуально опыт, представленный на слайде
(Слайд 17), рабочем листе и прослушав объяснение учителя.
Учитель просит зафиксировать полученные результаты в рабочих листах. 1. Обучающиеся отвечают на вопрос.
В состав клетки могут входить разные химические вещества, неорганические и органические.
2. Обучающиеся слушают рассказ учителя о химических веществах клетки.
Ученики обращаются к рабочим листам.
Учащиеся записывают понятие «макроэлементы» и их примеры в рабочие листы.
Ученики слушают рассказ учителя.
Учащиеся записывают понятие «микроэлементы» и их примеры в рабочие листы.
Обучающиеся делают выводы о том, что неорганические и органические вещества состоят из химических элементов.
3. Ученики продолжают слушать рассказ учителя, обращая внимание на слайд.
Ученики, записывают в одну из колонок понятие «неорганические вещества».
Ученики записывают понятие «воды», как неорганического вещества в рабочий лист и отвечают на вопрос, получая за ответ фишки.
Обучающиеся обращают внимание на слайд и продолжают слушать рассказ учителя.
Ученики работают со схемой, вписывая понятие «минеральных солей».
Ученики слушают учителя и фиксируют в рабочих листах новую группу химических веществ – органические.
Обучающиеся, называют органические вещества (белки, жиры и углеводы), зарабатывая фишки за правильные ответы и фиксируют свои ответы в схеме на рабочих листах.
Ученики слушают рассказ учителя.
Учащиеся читают выполнение опыта и смотрят демонстрацию учителем.
Обучающиеся видят, выпавший фиолетовый осадок, подтверждающий наличие белка в данном веществе. Отвечают на вопрос учителя, что качественной реакцией называют реакцию на присутствие какого-либо вещества.
Учащиеся записывают результат в таблицу.
Ученики слушают рассказ учителя.
Учащиеся, используя химическое оборудование, выполняют качественную реакцию на наличие углеводов, работая в паре.
Обучающиеся выполняют опыт и наблюдают фиолетовое окрашивание, как подтверждение, нахождения в растворе углеводов.
Ученики фиксируют результат в рабочих листах.
Ученики слушают рассказ учителя.
Учащиеся выполняют опыт, подтверждая результатами, наличие жиров в семени подсолнечника.
Учащиеся фиксируют результат в рабочих листах.
Этап рефлексии учебной деятельности
Обучающиеся научатся оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результаты своей деятельности. Учитель, проверяя понимание новой темы, задает вопросы учащимся:
Какие химические вещества находятся в клетки?
Как называются химические элементы, представленные в наибольшем количестве в клетке?
Какие элементы называются микроэлементами?
Какие органические вещества представлены в клетке?
Какие реакции называются качественными?
Наличие каких веществ мы подтвердили качественными реакциями и в каких веществах?
Учитель считает заработанные на уроке фишки учениками и выставляет оценки, наиболее активным.
Учитель озвучивает домашнее задание, записывает его на доске. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, осмысливают полученную информацию, зарабатывая фишки, за верный ответ.
Ученики оглашают количество заработанных фишек, анализируют свою активность на уроке.
Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники.Приложение 2
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18