Урок по информатике для 7-9 классов по теме «Компьютерное моделирование»
Предмет___Информатика_________ Дата__г Класс___9_______
Тема урока: Компьютерное моделирование
Цель урока: ознакомить учащихся с основными понятиями компьютерного моделирования
Задачи урока:
Образовательные:
организовать деятельность учащихся по созданию компьютерной модели в электронных таблицах для практического использования в различных жизненных ситуациях.
Развивающие:
формировать межпредметную связь;
развивать аналитические способности, внимание, мышление.
Воспитательная:
способствовать обогащению внутреннего мира учащихся;
Ход урока:
1. Организационный момент.(__1_ мин)
Присутствие, проверка присутствующих, сообщение темы и хода урока
2. Опрос домашнего задания (__6_мин) тест на компьютере по теме «Вычислительный эксперимент»
3. Теоретическая часть. Объяснение нового материала (_20__мин)
Моделирование является одним из способов познания мира.
Понятие моделирования достаточно сложное, оно включает в себя огромное разнообразие способов моделирования: от создания натуральных моделей (уменьшенных и или увеличенных копий реальных объектов) до вывода математических формул.
Для различных явлений и процессов бывают уместными разные способы моделирования с целью исследования и познания.
Давайте запишем определение:
Объект, который получается в результате моделирования, называется моделью.
Должно быть понятно, что это совсем не обязательно реальный объект. Это может быть математическая формула, графическое представление и т.п. Однако он вполне может заменить оригинал при его изучении и описании поведения.
Хотя модель и может быть точной копией оригинала, но чаще всего в моделях воссоздаются какие-нибудь важные для данного исследования элементы, а остальными пренебрегают. Это упрощает модель. Но с другой стороны, создать модель – точную копию оригинала – бывает абсолютно нереальной задачей. Например, если моделируется поведение объекта в условиях космоса. Можно сказать, что модель – это определенный способ описания реального мира.
Запись в тетрадь: Моделирование проходит три этапа:
Создание модели.
Изучение модели.
Применение результатов исследования на практике и/или формулирование теоретических выводов.
Над созданием модели могут работать специалисты из разных областей, т.к. в моделировании достаточно велика роль межпредметных связей.
Особенности компьютерного моделирования
Совершенствование вычислительной техники и широкое распространение персональных компьютеров открыло перед моделированием огромные перспективы для исследования процессов и явлений окружающего мира, включая сюда и человеческое общество.
Компьютерное моделирование – это в определенной степени, то же самое, описанное выше моделирование, но реализуемое с помощью компьютерной техники.
Для компьютерного моделирования важно наличие определенного программного обеспечения.
При этом программное обеспечение, средствами которого может осуществляться компьютерное моделирование, может быть как достаточно универсальным (например, обычные текстовые и графические процессоры), так и весьма специализированными, предназначенными лишь для определенного вида моделирования.
Очень часто компьютеры используются для математического моделирования. Здесь их роль неоценима в выполнении численных операций, в то время как анализ задачи обычно ложится на плечи человека.
Обычно в компьютерном моделировании различные виды моделирования дополняют друг друга. Так, если математическая формула очень сложна, что не дает явного представления об описываемых ею процессах, то на помощь приходят графические и имитационные модели. Компьютерная визуализация может быть намного дешевле реального создания натуральных моделей.
С появлением мощных компьютеров распространилось графическое моделирование на основе инженерных систем для создания чертежей, схем, графиков.
Если система сложна, а требуется проследить за каждым ее элементом, то на помощь могут придти компьютерные имитационные модели. На компьютере можно воспроизвести последовательность временных событий, а потом обработать большой объем информации.
Однако следует четко понимать, что компьютер является хорошим инструментом для создания и исследования моделей, но он их не придумывает. Абстрактный анализ окружающего мира с целью воссоздания его в модели выполняет человек.
Практическая часть (_13__мин)
Схема построения теста «на оценку» в программе Power Point
(5 вопросов, 3 варианта ответа на каждый вопрос)
1 шаг. Составить вопросы и варианты ответов на них по выбранной теме.
2 шаг. Подобрать рисунки, которые могут служить как ответом, так и подсказкой к ответу.
3 шаг. Настроить дизайн презентации.
4 шаг. В меню Анимация убрать флажок с команды «Смена слайда» - по щелчку. Применить ко всем.
5 шаг. Создать 1 слайд – тема теста.
6 шаг. Создать 2 слайд – 1 вопрос и 3 варианта ответа на него, один из которых правильный.
7 шаг. Создать 3 слайд – 2 вопрос и 3 варианта ответа на него, один из которых правильный.
8 шаг. – Создать 4 слайд - дублировать 3 слайд.
9 шаг. – Создать 5 слайд – 3 вопрос и 3 варианта ответа.
10 шаг – Создать 6 слайд – дублировать 5 слайд.
11 шаг. – Создать 7 слайд – дублировать 6 слайд.
И т.д. по схеме. После создания слайдов перейти к созданию гиперссылок.
Стрелочки указывают гиперссылки. Цифры – номер слайда. Одна стрелка указывает гиперссылку в случае правильного варианта, а две стрелки – оставшиеся неправильные варианты.
Гиперссылки следует вставлять на вариантах ответа и переходить по гиперссылке к слайду с указанным номером.
В последнем ряду при выставлении оценок можно вместе с оценкой указать количество правильных ответов. Форма вывода оценки так же, как и оформление слайдов - творчество учителя.
5. Рефлексия(_3__мин)_ Что называют компьютерным моделированием? Что такое модель? Какие три этапа проходит компьютерное моделирование?
6. Домашнее задание (_1_мин) конспект учить
7. Итог урока (_1_мин) Оценки за урок
ИВТ
15