Рабочая программа по информатике для 7 класса автор Босова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каракулинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании ШМО
Составлено в соответствии с
государственным образовательным
стандартом общего образования 2004 г.
Протокол № 1 от
27.08.2015 г
Рук. ШМО
___________
Принято на заседании
Педагогического Совета
Протокол №
1
От
31.08.2015 г
Утверждено
ПРИКАЗ №
161-о
от
31.08.2015 г
Директор МБОУ «Каракулинская СОШ»
Мухачёва Г.В.
______________
Рабочая программа
по
факультативному курсу «Информатика»
для
7 «А», «Б», «В» классов
Составитель:
Кожевникова Юлия Александровна
учитель информатики, высшей квалификационной категории
Рецензент:
Килина Татьяна Юрьевна, учитель информатики
высшей квалификационной категории
2015 – 2016
Пояснительная записка
Предлагаемая программа представляет содержание факультативного курса изучения информатике в 7 «А, Б, В» классах, в основе которого обязательный минимум содержания для основного общего образования по информатике базового уровня обучения. Данная программа составлена на основании Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; и локального нормативного акта «Положение о рабочей программе учителя», утверждённого 08.04.2013г. Программа рассчитана на изучение факультативного курса информатика в 7 «АБВ» классах в течение 34 часов учебного времени, т.е. 1 урока в неделю и не предполагает углублённого изучения тем. За основу взята авторская программа: «Программа по информатике. Основная школа: 7-9 классы» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013, рекомендованной Министерством образования РФ.
Учебный комплекс состоит:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место предмета «информатика» в базисном учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения информатики и ИКТ на ступени основного общего образования отводится 102 часа, в том числе в 8 классе – 34 часов и в 9 классе – 68 учебных часов,
В учебном плане основной школы информатика представлена как компонент образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах как факультативный курс. А именно: три года по одному часу в неделю, всего 102 часа.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса информатики на этапе основного общего образования (базовый уровень) являются:
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
УМК Л. Л. Босовой рекомендован Министерством образования РФ, выбран на основании образовательной программы, позволяет реализовать непрерывный курс учебного предмета «Информатика». Содержательные линии обучения информатике по УМК Л.Л. Босовой соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе.
Данная программа предназначена для обучающихся 7 «АБВ» классов, направленная на работу по подготовке к ОГЭ, уделяется внимание на формирование практических навыков в виде практических работ. Программа не предполагает углубленного изучения материала. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов и не оцениваемых. Практические работы используются для закрепления определенных навыков работы с программными средствами, когда, кроме алгоритмических предписаний в задании, ученик вправе получить необходимые консультации со стороны учителя.
Контроль за знаниями учащихся осуществляется при помощи проверочных, самостоятельных и контрольных работ и защиты проектов. Контрольные работы предлагаются в тестовой форме.
В 7 классе рассматриваются такие разделы: информация и информационные процессы, компьютер как универсальное устройство для работы с информацией, обработка графической информации, обработка текстовой информации, мультимедиа.
В соответствии с предлагаемой программой данный курс позволяет:
сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о информационной картине мира;
сформировать элементарные умения исследовать и объяснять явления природы и техники;
подготовить их к выбору профиля дальнейшего обучения.
Программа предполагает использование учебника Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. В государственной программе предусмотрено распределение учебных часов по разделам так и по темам.
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Наглядность преподавания информатика и создание условий наилучшего понимания учащимися курса информатики сущности изучаемого материала возможно через применение практических работ. У большинства учащихся дома в личном пользовании имеют компьютеры, что дает возможность расширять понятийную базу знаний учащихся по различным разделам курса информатики. Используются следующие цифровые ресурсы:
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007;
- GCompris - пакет обучающих программ для детей;
В Планировании предусмотрено выполнение по трем темам практических работ и трех контрольных работ по основным разделам курса информатики 7 класса. Темы уроков соответствуют базисному содержанию образования. Текущий контроль ЗУН учащихся рекомендуется проводить по дидактическим материалам, рекомендованным министерством просвещения РФ в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по информатике.
Учебно - тематический план
№ раздела п/п
Название раздела
Общее количес-
тво часов
Контроль
Практические
проверочные
самостоятельные
контрольные
1.
Информация и информационные процессы
9
1
1
1
-
2.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
7
1
1
1
3.
Обработка графической информации
4
1
-
-
4
4.
Обработка текстовой информации
9
1
1
1
9
5.
Мультимедиа
5
-
-
1
2
ИТОГО:
34
4
3
4
15
Содержание учебного предмета
(34 часов, 1 час в неделю)
Содержание курса информатики для 7 класса в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.
1. Информация и информационные процессы (9 часов)
Содержание учебного материала: техника безопасности и организация рабочего места.
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
что такое информация, каковы её свойства и формы представления;
виды информационных процессов;
значение языка как способа представления информации;
программный принцип работы компьютера;
принцип дискретного представления информации;
сущность единицы измерения информации;
методы измерения количества информации;
производные единицы измерения количества информации;
уметь:
определять форму представления информации;
приводить примеры информации, представленной в различных формах;
определять виды информационных процессов;
приводить примеры информационных процессов в системах различной природы;
переводить количество информации из одних единиц измерения в другие;
оценивать объём памяти, необходимой для хранения информации
выделять информационные процессы в ходе изучения различных предметов;
отличать один вид информации от другого при изучении содержания различных предметов;
определять необходимые для обучения свойства информации, получаемой из различных источников;
отбирать информацию обладающую определёнными, необходимыми для обучения свойствами;
выполнять оценку количества информации при решении учебных задач в различных предметных областях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе.
Контроль : проверочная работа № 1, самостоятельная работа № 1. Контрольная работа № 1.
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (7 часов)
Содержание учебного материала: Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.
Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
что такое компьютер и его составляющие (аппаратное и программное обеспечение);
основные виды и характеристики устройств компьютера, их назначение, функции и взаимосвязь;
условия безопасной работы с компьютером;
виды и средства пользовательского интерфейса;
что такое файлы и папки;
структуру программного обеспечения персонального компьютера;
основные функции операционной системы;
меры антивирусной защиты компьютера;
уметь:
правильно использовать устройства компьютера;
создавать, именовать, удалять файлы и папки на диске;
перечислять виды и назначение программного обеспечения компьютера;
использовать различные средства пользовательского интерфейса;
соблюдать меры антивирусной защиты компьютера
осваивать необходимые программные средства для изучения разных предметов;
выбирать программные средства для достижения целей обучения и применять их на практике;
ориентироваться в разнообразии программного обеспечения при решении учебных задач в различных предметных областях
Контроль : проверочная работа № 2, самостоятельная работа № 2; контрольная работа № 2.
3. Обработка графической информации (4 часа)
Содержание учебного материала: Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Практические работы:
П.Р. № 1. Работа с графическими объектами
П.Р. № 2. Конструирование сложных графических объектов
П.Р. № 3. Работа с несколькими файлами
П.Р. № 4. Художественная обработка изображений
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
виды компьютерной графики и её назначение, способы представления графических изображений с помощью компьютера;
основные операции над графическими объектами, основные инструменты графических редакторов;
уметь:
приводить примеры использования различных видов компьютерной графики;
создавать и редактировать графические изображения, используя различные инструменты графических редакторов
составлять на основании текста графические схемы, необходимые для обобщения изучаемого материала на различных предметах;
анализировать графические изображения, полученные из различных источников информации;