Конспект урока по биологии для 10 класса «Строение клетки, ее функции и химический состав»
Урок биологии в 10 классе
Урок-обобщение по теме "Строение клетки, ее функции и химический состав"
Цель: Систематизировать фактические знания о химическом составе клетки, о строении клетки растений и животных, о функциях основных органоидов клетки, органелл и включений.
Задачи:
Образовательные:
Продолжить формирование у школьников убеждения о том, что клетка представляет собой структурно – функциональное единство работающих в ней органоидов;
обобщить фактические знания о химическом составе клетки, о строении клетки растений и животных, о функциях основных органоидов клетки;
Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;
Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;
Вести работу в направлении подготовки учащихся к ЕНТ по предмету биология.
Развивающие:
Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
Формирование научно-материалистического мировоззрения на основе знаний о клетке
Воспитывать интерес к предмету биология, воспитывать требовательность к себе, настойчивость.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Литература:
Т.Ж.Шакенова и др. Справочник школьника по биологии.- издательство «АРМАН - ПВ», 2006г.
Т.Е.Ешжанов и др. Учебно-методическое пособие и сборник тестов для поступающих в ВУЗы. – Алматы «ШЫҢ-КІТАП» 2010г.
И.Р.Мухамеджанов Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии.М. «Вако», 2007г.
Оборудование: Таблицы, кластеры, рисунки
Ход урока
Организационный момент. Постановка цели урока.
Актуализация опорных знаний. Блиц опрос.
Ученый, впервые увидевший клетки на срезе пробки (Роберт Гук)
Сколько видов аминокислот входит в состав белка?(20)
ограничивает клетку от окружающей среды (Оболочка или мембрана)
синтезирует белки (рибосома)
Авторы клеточной теории (Шлейден и Шванн)
Является энергетической станцией клетки (Митохондрия)
Нидерландский ученый – ботаник впервые рассмотревший под микроскопом эритроциты крови и одноклеточных животных, назвав их «зверушками» (Антони ванн Левенгук)
Что такое центромера? (перетяжка, соединяющая две нити хромосом между собой)
Другие названия митохондрии (саркосома и биобласт)
относится к включениям клетки (белки, крахмал, капли жира, гликоген)
служит транспортной системой клетки (ЭПС)
Дайте полное название, расшифруйте ДНК и РНК
Что произойдет с клеткой при повреждении клеточной мембраны?
Полужидкое вещество, окружающее ядро клетки (цитоплазма)
Составьте схему
«Состав клетки»
Неорганические вещ.Органические вещ.
(вода и минер.соли)(белки, жиры, углеводы и НК)
- Расскажите о свойствах и функциях воды в клетке
- расскажите о свойствах и функциях минеральных солей в клетках
- Дайте характеристику органическим веществам по плану:
1. Название органического вещества
2. Определение
3. Что является мономером
4. Атомы каких элементов входят в состав
5. Виды и особенности строения.
6. Функции
Белки
Белок – это высокомолекулярное органическое соединение, построенное из остатков 20 аминокислот и играющее первостепенную роль в процессах жизнедеятельности всех организмов.
Мономер белка – аминокислота
С,Н.О.N
Виды белков по сотаву: простые(протеины) и сложные (протеиды). Виды белков по форме: Глобулярные и фибриллярные. Молекула белка имеет четырехструктурность.
Функции белков: строительная, транспортная, двигательная, защитная, ферментативная, энергетическая.
Жиры или липиды
Липиды – это жироподобные вещества, входящие в состав всех живых клеток и выполняющих важную функцию в процессах жизнедеятельности.
Мономер липидов – жирные кислоты и глицерин
С.Н,ОВиды жиров – растительные и животные. Типы жирных кислот – насыщенные (в животных) и ненасыщенные (в растительных).
Функции жиров: Строительная, энергетическая, питательная, защитная, метаболическая
Углеводы
Углеводы – это источники энергии, обеспечивающие все процессы жизнедеятельности клетки.
Мономеры углеводов – моносахариды
С.О,НВиды углеводов: простые или моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза) и сложные - ди- (сахароза, мальтоза, лактоза) и полисахариды (гликоген, крахмал, целлюлоза, хитин)
Функции углеводов: энергетическая, строительная, питательная
Нуклеиновые кислоты
Нуклеиновые кислоты – это природные высокомолекулярные биополимеры, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах
Мономеры НК – нуклеатидыС,О,Н,Р,N
Виды НК – ДНК и РНК
Функции НК: хранение и передача наследственной информации и синтез белка
Переходим к особенностям строения и выполняемым функциям органоидов клетки.
Перечислите и покажите на таблице обязательные части любой эукариотической клетки (ядро, мембрана, цитоплазма).
Перечислите и покажите немембранные органоиды (рибосомы, органоиды движения, клеточный центр, вакуоль)
Перечислите и покажите одномембранные органоиды (ЭПС, АГ, лизосомы)
Перечислите и покажите двумембранные органоиды (митохондрии и пластиды)
Составьте схему – кластер «Клетка»
Клетка
Ядро Цитоплазма Мембрана
Немембранные Одномембранные ДвумембранныеОрганоидыорганоидыорганоидыРибосомы,ЭПС,Митохондрии,
органоиды АГ,пластиды
движения,лизосомы
клеточный
центр,
вакуоль
Опираясь на кластер выполняем следующие задания:
Перечислите функции ядра и особенности его строения (Хранение и воспроизведение генетической информации и регуляция всех процессов протекающих в клетке. Состоит из мембраны, кариоплазмы, хромосом и ядрышка)Перечислите функции клеточной мембраны и особенности ее строения
Функция – обмен и транспорт веществ. Ограничивает внутреннее содержимое клетки от внешней среды. Осуществляет взаимосвязь между соседними клетками. Имеет в себе поры, благодаря которым происходят процессы поступления веществ внутрь клетки (эндоцитоз) и выделение веществ из клетки (экзоцитоз). Также существует 2 вида эндоцитоза – фагоцитоз (проникновение твердых веществ в клетку) и пиноцитоз (проникновение твердых веществ в клетку)
Перечислите функции цитоплазмы и особенности ее строения:
обеспечивает взаимосвязь между органоидами, является местом синтеза и распада веществ, транспортирует вещества внутри клетки. Это внутренняя полужидкая среда клетки.
Перечислите функции рибосомы и особенности ее строения: функция – синтез белка, состоит из двух субъединиц малой и большой.Располагается на мембране шероховатой ЭПС.
Перечислите функции органоидов движения и особенности их строения. Органоиды движения – это жгутики, реснички, ложноножки. Состоят из миофибрилл. Выполняют функцию движения у одноклеточных животных и растений, очищают и согревают воздух в носу у животных и человека.
Перечислите функции клеточного центра и особенности его строения. Состоит из двух центиолей. Располагается в цитоплазме. Участвует в процессе деления клетки, образуя ахроматиновые нити в процессе митоза и мейоза.
Перечислите функции вакуоли и особенности ее строения. Вакуоль - это органоид, заполненный клеточным соком, содержащим в себе органические кислоты, сахара, минеральные соли, пигменты, танины. Пигменты вакуолей, выделяя различные цвета окрашивают цветки и другие части растения. Настоящие вакуоли содержатся только в растительных клетках. Наиболее крупные вакуоли в старых клетках.
Перечислите функции ЭПС и особенности ее строения. ЭПС состоит из многочисленных цистерн и канальцев. Существует 2 вида ЭПС: Гладкая или агранулярная и шероховатая или гранулярная. Функции: синтез липидов и углеводов, участие в синтезе белка, связь между собой основных органоидов клетки.
Перечислите функции АГ и особенности его строения. АГ – это полости и пузырьки. Функции АГ – это транспорт белков, жиров и углеводов; синтез жиров и углеводов; образование лизосом.
Перечислите функции лизосом и особенности их строения. Лизосомы – это небольшие округлые тельца, имеющие внутри специальные ферменты. Функции лизосом – участвуют в удалении отмирающих в процессе жизнедеятельности частей клеток, клеток и органов.
Перечислите функции митохондрии и особенности ее строения. Митохондрия – это двумембранный органоид, складки внутренней мембраны образуют КРИСТЫ. Имеют собственную ДНК и РНК. Функции – является источником энергии, синтезирует АТФ.
Перечислите функции пластид и особенности их строения. Существует 3 типа пластид – хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. Функция хлоропластов – участие в процессе фотосинтеза, Хромопластов – окрашивание различных частей цветка для привлечения насекомых и опыления, лейкопласты – накопление запасных питательных веществ. Хлоропласты состоят из наружной и внутренней мембраны, гран, тилакоидов и стромы.
Выполнение теста в тетрадях для проверочных работ в целях подготовки к единому национальному тестированию.
Тест по теме «Цитология»
1 вариант
1. контролирует процессы в клетке:
А) митохондрия Б) рибосома В) ядро Г) тонопласт Д) лейкопласт
2. открытие клетки связано с появлением:
А) бинокля Б) микроскопа В) лупы Г) зрительной трубы Д) телескопа
3. лейкопластами называют пластиды:
А) красные Б) бесцветные В) синие Г) желтые Д) зеленые
4. главную роль в размножении клетки играет:
А) оболочка Б) клеточный сок В) ядро Г) цитоплазма Д) вакуоль
5. транспорт веществ в клетку и обратно осуществляется:
А) клеточным центром Б) комплексом Гольджи В) Эндоплазматической сетью (ЭПС) Г) клеточной мембраной Д) вакуолями
6. поглощение воды клеткой:
А) фагоцитоз Б) хемосинтез В) пиноцитоз Г) фотосинтез Д) биосинтез
7. поры имеет:
А) лейкопласт Б) цитоплазма В) вакуоль Г) хлоропласт Д) ядро
8. органоид клетки, в котором происходит фотосинтез – это:
А) вакуоль Б) ядро В) оболочка Г) цитоплазма Д) хлоропласт
9. покрывает клетку снаружи:
А) ядро Б) цитоплазма В) оболочка Г) вакуоль Д) пора
10. ограничивает клетку, обеспечивает поступление питательных веществ и удаление продуктов обмена:
А) клеточный центр Б) мембрана В) ядро Г) рибосомы Д) митохондрии
11. обмен веществ клетки с окружающей средой осуществляется через поры:
А) ядра Б) оболочки В) цитоплазмы Г) вакуолей Д) пластид
Тест по теме «Цитология»
2 вариант
1. полужидкое содержимое клетки:
А) ядро Б) цитоплазма В) пластиды Г) мембрана Д) хлоропласт
2. пиноцитоз является функцией:
А) ЭПС Б) лизосомы В) комплекса Гольджи (КГ) Г) клеточной мембраны Д) рибосомы
3. органоид клетки, синтезирующий энергию:
А) лизосома Б) ядро В) рибосома Г) КГ Д) митохондрия
4. плотность растительной клетки обеспечивает:
А) целлюлоза Б) гликокаликс В) витамин Г) крахмал Д) жир
5. располагается на мембране шероховатый ЭПС:
А) митохондрия Б) клеточный центр В) ядро Г) цитоплазма Д) рибосома
6. первооткрыватель клеточного строения организмов:
А) А. Левенгук Б) Р.Кох В) К.Бэр Г) Л.Пастер Д) Р.Гук
7. важную роль при делении клетки играет:
А) митохондрия Б) рибосома В) клеточный центр Г) лизосома Д) комплекс Гольджи8. вещества, служащие источником энергии в клетках, вырабатывается в:
А) ЭПС Б) лизосомах В) клеточном центре Г) митохондриях Д) рибосомах
9. покрывает клетку снаружи:
А) вакуоль Б) хлоропласт В) цитоплазма Г) оболочка Д) чехлик
10. окраска тех или иных частей растений зависит от:
А) пластид Б) митохондрий В) оболочка Г) ядрышка Д) ядра
11. в клетку крупные молекулы белка и частицы пищи поступают:
А) путем фагоцитоза Б) через межмолекулярные пространства В) через поры Г) путем пиноцитоза Д) через отверстия в клеточной оболочке
Ключ для 1 варианта: ключ для 2 варианта:
В1. Б
Б2. г
Б3. дВ4. а
Г5. дВ6. дД7. в
Д8. г
В9. г
Б10. а
Б11. а
Проверка теста устно
Д/з. продолжить составление глоссария. Повторить определения.
Итоги урока
Рефлексия