«Использование новых методов оценивания образовательных достижений учащихся в рамках ФГООС»

Маркелова Любовь Александровна. учитель немецкого языка
«Использование новых методов оценивания образовательных достижений учащихся в рамках ФГООС»
«Использование новых методов оценивания образовательных достижений учащихся в рамках ФГООС»
Многие ученые, методисты, учителя-практики уделяют пристальное внимание совершенствованию системы оценивания образовательных достижений учащихся. Данная тема приобрела особую актуальность при переходе на ФГОС. Система оценивания, по моему мнению, должна не просто отражать реальный уровень знаний учащихся, но и быть понятной, прозрачной для ученика мотивировать его к познанию, саморазвитию, самоконтролю и коррекции, а также  способствовать сохранению здоровья обучающихся. В процессе работы  в школе я пришла к выводу, что особое внимание следует уделять сохранению психологического здоровья учащихся, так как оно является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успешности и социальной адаптированности.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, изучив позитивный опыт по теме, требования ФГОС, основываясь на личном опыте работы,  я предположила, что
разработав специальные критерии оценивания,
обеспечив технологический подход в обучении немецкому языку, открытость и доступность требований, предъявляемых к учащимся,
оптимальное сочетание оценочных шкал с учётом возрастных особенностей обучающихся,
целенаправленная работа по формированию универсальных учебных действий,
введение эффективных способов, средств, форм оценивания образовательных достижений обучающихся,
ориентация обучения на личностные достижения ученика, т. е. усовершенствовав систему оценивания, можно получить в результате:
1. положительную динамику состояния психологического здоровья,
2. повышение познавательной самостоятельности, учебной мотивации,
3. формирование и развитие УУД
4. развитие умений учащихся адаптироваться и взаимодействовать в коллективе.
 Для осуществления технологического подхода к обучению немецкому языку мною были разработаны технологические карты по учебным темам. В технологическую карту я ввела раздел «Оценочная деятельность учителя и учащихся» с указанием видов оценочной деятельностиприложение 1.
В качестве средства реализации технологичности определила на основе требований стандарта перечень требований к результатам изучения тем ,виды контроля с указанием умений, которые будут проверяться.
умение использовать готовые критерии,
разрабатывать и формулировать новые,
работать с эталоном,
корректировать свои знания и умения,
умение выявлять свои достижения,
определять образовательные маршруты,
проводить рефлексию своей деятельности,
осуществлять самооценку и взаимооценку и т.д.
В качестве основных способов учета достижений обучающихся немецкому языку использую тематический учёт знаний и умений, текущий учёт динамики индивидуального продвижения в урочное время, индивидуальный учёт достижений обучающихся С этой целью применяю различные формы фиксации достижений учащихся:
диагностическая тетрадь учителя – здесь фиксирую результаты текущего и итогового контроля, коррекция(приложение 2)
лист индивидуальных достижений учащихся –этап усвоения учащимися материала, показывающие уровень их обученности по темам (Приложение 3)
лист тематического контроля и текущего контроля ( приложение 4)
Совместно с моими учениками, для осуществления критериального подхода,  разработали критерии оценки умений как предметных, обще учебных, так и творческих
Критерии оценивания образовательных достижений учащихся   
 
Говорение
Монолог
Диалог
Рифмовка
Техника чтения
Чтение

-беглость речи,
-правильное произношение,
-самостоятель-ность,
-содержание, соответствующее теме,
-эмоциональность
-соответствие теме,
-употребление лексики по теме,
-правильное произношение,
-объём высказывания,
 
-количество реплик,
-употребление лексики по теме,
-умение сформулировать вопрос партнёру,
-умение точно отвечать на вопрос,
-выражение интонации и эмоции
-название, автор,
-правильное произношение,
-точность воспро-изведения,
-выполнение задания в срок
-чтение словами,
-правильное ударение,
-соблюдение пауз,
-правильное произноше-ние,
-соблюдение интонации


Хотелось бы остановиться на ряде  универсальных и эффективных приёмов оценивания образовательных достижений обучающихся,  результативность которых подтверждена практикой:
организация обучения самоконтролю и самооценке на каждом уроку немецкого языка и  внеклассном мероприятии, сообразно возрасту,
организация тематического учёта учебных достижений,
использование содержательного оценивания на основе вырабатываемых под руководством учителя критериев,
обязательное введение этапа рефлексии  в структуру уроков.
В начальной школе учимся работать по эталону, оценивать свои результаты , выполнять взаимооценку, использовать при этом 2-3 критерия. Начиная с 3 класса - веду листы индивидуальных достижений.  В 4-м  классе формирую прогностическую самооценку и умение разрабатывать, корректировать критерии и выявлять собственные достижения. Деятельность учителя заключается в совместной разработке критериев, подсчёте и фиксации результатов.
В результате выполненных усовершенствований в системе оценивания достижений учащихся мне удалось  повысить положительную мотивацию учения, у учащихся, согласно исследованиям повысился уровень самооценки. По результатам анкетирования учащиеся положительно относятся к нововведениям в системе оценивания их достижений.
Приведу примеры вопросов для самоанализа, который учащимся предлагается выполнить по итогам одной из рубежных проверочных работ. При анализе ответов учащихся учитель оценивает,
насколько соотносится выставленная им оценка с самооценкой ученика,
насколько учащиеся видят и осознают имеющиеся у них проблемы;
конструктивность позиции ученика, а также
наличие или отсутствие неожиданных для учителя проблем и затруднений и их характер.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что_____________
Наиболее трудным мне показалось____________________________
Я думаю, это потому, что ____________________________________
Самым интересным было _____________________________________
Таким образом, новая система оценивания позволяет оценить сформированность универсальных учебных действий, предметные. метапредметные и личностные результаты

Использованная литература:
1.Амонашвили Ш.А. Обучение. Отметка. - М.:Знание.1980г.
 2.А.Б. Воронцов “Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности” М: “Рассказов” 2002г,  Г.А. Цукерман “Оценка без отметки” М: Рига, 1999 г., Шамова Т.И. “Современные средства оценивания результатов обучения в школе” учебное пособие, М: Педагогическое общество России, 2007г, Бакурадзе А.Б. отв. ред. “Инновационные способы оценивания учебной деятельности школьников” по материалам проектов “Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся” М:АПК и ППРО, 2005 г.
3.интернет-ресурсы

 Приложение 1 Технологическая карта                                                                       
Этапы урока
Время, мин
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Методы, приемы и формы обучения
Прогнозируемый результат образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение*
Оценочная деятельность

I. Оргмомент
2
1) Учитель приветствует обучающихся, объявляет тему урока.
– Es klingelt. Die Stunde beginnt. Guten Tag! Setzt euch! Тема сегодняшнего урока “Поиграем? Споем? (Повторение)”
2) Учитель предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цели и задачи урока.
– Macht bitte eure Bьcher auf! Was machen wir heute?
1) Обучающиеся приветствуют учителя.
– Guten Tag!
2) Обучающиеся просматривают материал урока в учебнике и говорят по-русски, что сегодня они будут делать на уроке.
Пример ответа: Сегодня на уроке мы будем рассказывать рифмовки, петь, играть, читать, повторим буквы и буквосочетания.
1) Произношение хором
2) Фронтальная работа
Личностные УУД:освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Готовность обучающихся, их настрой на работу, готовность к восприятию иноязычной речи. Познавательные УУД:ориентироваться в учебнике.
Регулятивные УУД:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Коммуникативные УУД:слушать и понимать речь других умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Учебник
Учащиеся оценивают готовность соседа по парте к уроку(Наличие необходимых принадлежностей)


 
Диагностическая тетрадь учителя                                                                        Приложение 2
 

Устная речь
Лексика/грамматика





ФИ ученика
Монолог 
Диалог
Аудирование 
Лексический диктант
Практика по грамматике

Рифмовка 
Ведение тетрадей, словаря
коррекция
Итог:












1.











Приложение 3
Лист индивидуальных достижений
Класс---2 Ученик___________________________________
1 четверть


Дата

раздел
Навыки и умения




чтение
правильность произношения





Ударение





Интонация





Смягчение согласных





Постановка вопроса




лексика






Знание слов





Оценочная лексика




Графика и орфография






Знание букв





Грамотность





Гласные и согласные




грамматика






Глагол-связка





Ist das?





Wer ist das?





Артикль





Местоимения





Окончания глаголов





Счет до 10




речь






Мини-диалог





Приветствие/знакомство





Условные обозначения: О – отлично, Х – хорошо, П - посредственно,
Н – неудовлетворительно, * - знаю, но иногда ошибаюсь, : - пока самостоят-но не выполняю.

Приложение  4
Лист текущего контроля по немецкому языку 2 класс
Тема:
Дата: Тема:

Фамилия, имя уч-ся
Вид контроля
оценка
Вид контроля
оценка



проверочная
самостоятельная
коррекция

проверочная
Самостоятель
ная
коррекция


1.
Давыдов Ваня









2.
Колупаев Егор









3.
Мамаев Миша









4.
Оглезнева Люба









5.
Проворов Дима









6.
Тальков Дима









7.
Шилов Женя









8.
Яконюк Вика










Лист тематического контроля
Тема: Вводный курс

Фамилия, имя уч-ся
Чтение
лексика
Орфография (знание букв)
грамматика
Устная речь
счет
итог



произношение
интонация


Глагол-связка
Постановка вопроса
Личные окончания глаголов
диалог
монолог














































 


·15