ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
Кучина Л. Н.
учитель русского языка и литературы
ГУ «Кабанбайская средняя школа № 1»
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
Мышление по правилам, то есть логическое, лежит в основе не только математических, но и грамматических задач. Решение задачи требует не угадывания, а размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам, по которым строятся отношения между любыми предметами. Логическое мышление следует тренировать, и не только на уроках математики, но и на других. Уроки русского языка тоже могут и должны содержать логические упражнения и задачи.
Во время таких уроков приобретается самое главное в мыслительной деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях. Это существенно облегчает обучение детей.
Но любое решение логических задач – и с целью развлечения, и для проверки умственных способностей, и на регулярных занятиях – полезно детям, поскольку способствует лучшему пониманию ими своих возможностей и желаний, развитию познавательных интересов.
Чтобы наши дети могли быть знающими специалистами, им необходимо мыслить отвлечено, по правилам, логически освоить простые и сложные виды умозаключений, обрести гибкость и одновременно непротиворечивость мышления, овладеть умением легко оперировать утвердительными и отрицательными суждениями.
Поэтому в каждый урок я стараюсь включить по 1-2 упражнения на развитие логического мышления. Это не отвлеченные задания, а упражнения, направленные на решение главной учебной задачи урока, но путем цепочки логических рассуждений. Задания для урока часто приходится изменять, придумывать самой. В результате творчества учителя получаются интересные, «нестандартные» уроки. А дети в результате начинают любить уроки русского языка.
Логические упражнения, которые могут быть использованы на уроках русского языка, достаточно разнообразны.
Приведу примеры.
«Лото» Записать по одному слову с каждым из данных суффиксов. По какому принципу они разделены на группы?
-щик/-чик; -ов/-ев;- ец- / - ск-; -ик - еньк- - -ищ-;-ист-/ -тель; -н-; -оньк – ова-т/-еват-
«Найди лишнее».
Одним из наиболее распространенных, в том числе на других уроках, является задание «Найди лишнее». Подобные упражнения позволяют, в частности, без особых временных затрат повторить различные правила орфографии. Например, задание найти лишнее в списке «Товарищ, калач, туч, плащ» (при изучении темы «Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих»). В то же время, если в этот же список добавить краткое прилагательное . («Пейзаж, калач, горяч , плащ»), это задание создаст проблемную ситуацию, подводящую к теме «Ь на конце кратких прилагательных после шипящих».
Подобные упражнения могут содержать своего рода «ловушки». Так, поиск лишнего в списке «Растительный, распустить, росли, растет» при недостаточном внимании приведет к слову «росли», однако более тщательный анализ показывает, что лишним является слово «распустить», которое одно имеет приставку и не является однокоренным по отношению к остальным.
«Найди ошибку». Вариантом упражнения «Найди лишнее» является задание «Найди ошибку». Такое упражнение достаточно стандартно, однако вызывает гораздо больший интерес, если также скрывает «подводные камни». Как, например, задание найти лишнее из словосочетаний «Подарок Поле» и «Подарок Поли». Внимательный ученик заметит, что, в зависимости от контекста, возможны оба окончания существительных.
«Найди общее». Обратным и подчас более сложным для учащихся видом работы является задание «Найди общее». Например, среди слов «Направление, разливать, дрожать, спешить, пахучий» (при изучении темы «Проверяемые гласные в корне слова»).- Ж…вой, ж…вопись, ж…лка, ж…тель, выж…ть- ш…нель, ш…петь, ш…рина, ш…рокий, ш…тьё- ч…йка, сч…стье, ч…йник, ч…сто, молч…
Следует помнить, что при использовании упражнений типа «Найди лишнее» или «Найди общее» у пятиклассников могут появляться различные версии ответа, которые не всегда совпадают с предполагаемой учителем. Обсуждение этих версий позволяет продемонстрировать важность умения рассуждать, доказывать свою точку зрения.
«Собери предложение» Типичным для уроков русского языка можно также назвать задание «Собери предложение». Например: «Возьмите прилагательное из предложения „У девочки были пушистые волосы“ и согласуйте его с дополнением из предложения „Инеем покрылись кусты“. Добавьте подлежащее из предложения „Февраль — вершина зимы“. Добавьте обстоятельство из предложения „Осень щедро одаривает леса красотой“. Добавьте глагол из предложения „Леса украшают землю“ и употребите его в форме 3-го лица единственного числа настоящего времени. Добавьте существительное во мн. числе из предложения „За деревьями спрятался маленький домик“, поставив его в винительном падеже.
«Собери слово» Вариантом подобного упражнения является задание «Собери слово». Как, например, конструирование нового слова из морфем: «Возьмите приставку из слова „подбежал“, добавьте корень слова „снежинка“, суффикс слова „лесник“ и окончание слова „ученики“».
Такие задания при использовании интерактивной доски отнимают минимум времени и при этом, помимо проверки собственно лингвистических навыков, помогают развивать навыки логических операций.
Шифры Необычным способом стимулировать исследовательские способности являются также различные «шифры». Например: «Уберите непарные согласные, и вы прочтете тему нашего урока — Р З М Й В Ц У Х К Щ Н И». Пятиклассникам можно также предложить самим попробовать составить «зашифрованную» запись. Подобного рода «игры» отнимают минимум времени и при этом, даже основанные исключительно на знании правил, вызывают живой интерес у детей.
Распредели слова по группам.
Склоняются Спрягаются Не изменяются
Роща, сообща, звено, темно, май, южный, круг, вокруг, удивишь, полоса, колесо, поговорим, друг, вдруг, команда, иногда, ветвистые, мигают, рощица, новинка, сиреневых, камнями.Интеграция Не менее интересными для учащихся являются задания, «смешивающие» русский язык с другими дисциплинами. Так, можно выделить своего рода «математические» упражнения. К ним относятся, например, пропорции, от достаточно простых: «угол/уголь = дал/?" до более сложных, скрывающих в себе «подводные камни»: «мечтать/мечтаю = смеяться/?, сделать/?». Пропорции позволяют также организовать повторение некоторых тем, вызывающих затруднения у пятиклассников. Например, задание по фонетике: «ВБ/ФП = З`Ж/?" является хорошим средством отработки умения работать с парными согласными.
Подобные задания формируют умение анализировать имеющийся материал и использовать выведенную самостоятельно или совместно с учителем закономерность при работе с неизвестной частью пропорции.
СинквейнСинквейн в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определённой последовательности.
Правила написания синквейна:
Первая строчка-тема одним словом (существительное).
Вторая строчка-описание темы в двух словах (два прилагательных).
Третья строчка- описание действия (три глагола).
Пятая строчка-ассоциация, синоним темы (обычно существительное).
Синквейн можно использовать по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как творческое задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и эмоции.
Покажу написание синквейна детьми на примере темы урока «Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик»
1.Суффиксы –ик –,–ек –.
2.Гласный, уменьшительно-ласкательный.
3.Изменяем, не выпадает, выпадает.
4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.
5.Внимание.
11. Прием «Сводная таблица» помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линии сравнения». В ней перечислены категории, по которым предполагается сравнение. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линий сравнения», заносится информация, которую предстоит сравнивать. Вот как эффективно можно применить этот прием при изучении темы «Деепричастие»
Причастие Линии сравнения Деепричастие
Причастия относятся
к именам
существительным и к
другим частям речи,
выступающим в роли
существительного,
обозначают признак
предмета по действию К чему относятся Деепричастия относятся
только к глаголу-
сказуемому, обозначают
добавочное действие.
В предложении
причастия являются
определениями или
составной частью
именного сказуемого. Чем являются в предложении? Деепричастия в
предложении
бывают только различными
обстоятельствами.
Относясь к именам
существительным,
причастия
согласуются с
существительным в
роде, числе и падеже
Грамматические
признаки
Деепричастие –
неизменяемая форма
. Имеют суффиксы:
-ущ-(-ющ-),
-ащ-(-ящ-), -вш-, -ш-,
-т-, -нн-, -енн-
Как образуются? . Имеют суффиксы: -а-(-
я-), -в-, -вши-, -ши-
На основе такой таблицы составляется лингвистический рассказ «Чем различаются деепричастия и наречия?» или «Деепричастия и наречия: родственники или нет?»
11.Закрась нужный кружок.
Каждому из детей дается полоска картона, с выбитыми отверстиями. Отверстия выбиты в 8 столбцов, в каждом столбце по два отверстия.
О О О О О О О О
О О О О О О О О
На доске дается 8 слов, c пропущенными орфограммами
Например, 8 слов с удвоенной ( одной) согласной: драма, атташе, комментатор, территория, раса, опереточный, галерея, бюллетень
Задание: если пропущена одна согласная - закрась верхний кружок столбца, если две - нижний.
После работы учащихся в тетради должен быть такой рисунок:
1 2 3 4 5 6 7 8
О О О О О О О О
Детям очень интересно работать по такой «перфокарте», а учителю за несколько минут, пройдя по классу, можно узнать знание словарных слов. У этих «перфокарт» может быть самое разнообразное применение.
Например: теперь верхний кружок закрашиваем, если глагол 1 спряжения, а нижний- 2 спряжения. Даю группу слов (их опять 8): бежать, петь, говорить, звонить, летать, видеть, солить, молчать.Такая работа пройдет очень быстро, дети ее выполнять самостоятельно, т.к. посмотреть у соседа и списать практически невозможно (запутаешься), а учитель сразу увидит, кто как знает правило. Ведь сравнить рисунок у ребенка в тетради со своим в плане недолго. А примеров использования таких перфокарт бесконечно много. Перфокарты можно сделать в 8 столбцов по 3 отверстия. Тогда можно поработать и со склонениями, определением лица местоимения или глагола, а можно и предоставить выбор одного из трех падежей данных существительных и.т.д.
12.Зашифруй ответ.
С детьми заранее договариваемся, что каждая буква у нас будет иметь свой код. Код каждый раз меняется в зависимости от того, над какой орфограммой работаем.
Например: даю группу слов на правописание приставок: д..летел, пр..горок, з..думался, пр..кричал, н..вестил, пр..красный, с..ставил.Код: и – 1, е – 2, о – 3, а – 4
Детям задание: написать только пропущенные буквы по порядку, зашифровав их цифрами.У детей в тетради появляется запись:
3, 1, 4, 3, 4, 2, 3.
Эту игру можно тоже очень по-разному использовать. Орфограммы могут быть разнообразными. Можно зашифровывать падежи, рода, числа и.т.д.
Логические упражнения, применяемые на уроках русского языка, очень разнообразны. Они могут быть использованы для создания проблемной ситуации, могут служить своеобразной разминкой, давая учащимся возможность отдохнуть от традиционных методов работы, в сильных классах их можно использовать даже как нестандартный метод контроля, позволяющий проверить не только знание, но и понимание учебного материала. Подобные задания являются не только способом стимулирования интереса к обучению. Они дают возможность развивать интеллектуальные способности учащихся, их умение самостоятельно мыслить и обоснованно защищать свою точку зрения. Данный вид упражнений помогает создать условия для самореализации ученика, раскрытия его личности, что является основной целью современной школы.