Реферат на тему «РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В ХОДЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Кафедра педагогического менеджмента им. Т.К.Камзабаева




РЕФЕРАТ
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В ХОДЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»






Слушатель: Дигтярь Н.В., педагог-психолог КГУ «Общеобразовательная средняя школа №31 г.Темиртау»



Дата сдачи работы:______________




Караганда – 2012 Содержание
Введение..

3

Глава I. Понятие о проектно-исследовательской деятельности

4

Глава II. Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках курса «Методы исследовательской деятельности».

6

Заключение..

11

Список литературы.

12

Приложения





Введение.
В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы отмечено, что «ГОСО будет ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность».
Одна из задач, поставленная в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, - «изменение содержания образования от знаниецентрического к компетентностному». А компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.
Самообучение и самовоспитание намного эффективнее воздействий педагога, поэтому в данное время технологии обучения должны быть переориентированы с технологий обучения на технологии самообучения и самовоспитания. Сейчас актуально развитие способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности. Этому и способствует внедрение в человеческую деятельность проектно-исследовательского метода обучения
Поэтому возникает необходимость введения в вариативную часть рабочего учебного плана 10-11 классов курса «Методы исследовательской деятельности». Участие в исследовательской работе дает возможность осознать свою значимость, принадлежность к научной деятельности, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и предполагает участие в научных экспериментах и исследованиях. Т.е. способствует развитию ключевых компетенций у учащихся.

Цель проекта: содействовать развитию ключевых компетенций учащихся посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Формирование представлений у учащихся о проектно-исследовательской деятельности.
Вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.
Создание ситуации успеха для учащихся.
Глава I. Понятие о проектно-исследовательской деятельности

ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. брошенный вперед).
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.
Проект - это "шесть П":                                           
Проблема.
Проектирование (планирование).
Поиск информации.
Продукт.
Презентация.
Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Этапы работы над проектом:
1. Мотивационный (создание проблемной ситуации, формулирование темы проекта, определение конечного результата).
2. Планирующее-подготовительный (объединение в группы, распределение обязанностей, составление графика работы над проектом, поиск информации).
3. Информационно-операционный (работа групп по плану, консультации с руководителем, систематизация и классификация собранного материала, создание проектного продукта).
4. Рефлексивно-оценочный (выбор формы представления проекта, составление текста для представления, репетиция представления, представление проекта, рефлексивный отчет по проектной деятельности).
Какова же роль учителя в проектной деятельности?
Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Глава II. Проектно-исследовательская деятельность учащихся профильных классов в рамках курса «Методы исследовательской деятельности».

В рамках курса «Методы исследовательской деятельности» планируется создание условий для знакомства и формирования умения использовать в своей деятельности таких форм мыследеятельности как исследование, проектирование, составление портфолио, позволяющих ребятам получать инновационные знания.
Реализация программы курса «Методы исследовательской деятельности» предполагает формирование умений:
I. Рефлексивные умения:
сформулировать проблему исследования в виде познавательной задачи;
определить цель исследования;
разработать гипотезу решения познавательной задачи;
разработать модель объекта исследования и методику его проведения.
II. Поисковые (исследовательские) умения:
самостоятельно отбирать и накапливать материал;
использовать различные источники информации и разнообразные приемы работы с ними;
провести исследование;
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение находить причинно-следственные связи.
III. Коммуникативные умения:
описать и объяснить полученные результаты
умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения
навыки интервьюирования, устного опроса
навыки монологической речи;
презентовать и публично отстаивать результаты своего исследования.
Программа курса «Методы исследовательской деятельности» рассчитана на 68 часов при двухгодичном обучении, т.е. по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах независимо от направления обучения (см. приложение 1).
Занятия проводятся в различных формах:
лекции по темам, раскрывающим теоретические понятия, вопросы о методиках и методах сбора и обработки информационного материала, правила устного выступления;
работа в группах на практических занятиях;
индивидуальные консультации;
творческий отчет учащихся.
На занятиях применяются тренинговые упражнения, деловые игры, коллективная мыслительная деятельность, дискуссии и многое другое (см. приложение 2).
Для контроля уровня достижений школьников используются такие способы, как наблюдение активности на уроках, анализ подготовленных учащимися материалов для создания творческой работы (проекта, исследования), итоговое тестирование на знание теоретического материала курса, анкетирование (входное и итоговое) учащихся «Исследовательская культура учащихся 10-11 классов» (см. приложение 3). Итоговая аттестация проводится в форме защиты проектно-исследовательской творческой работы по выбранному предмету. По итогам работы учащиеся предоставляют портфолио, который содержит все письменные работы и практические задания, выполняемые дома и на занятиях, результаты собственного исследования. В состав портфолио проекта входит:
паспорт проекта;
планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
промежуточные отчеты;
вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета;
результаты исследований и анализа;
записи всех идей, гипотез и решений;
краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться участникам проекта, и способов их преодоления;
эскизы, чертежи, наброски продукта;
материалы к презентации;
другие рабочие материалы и черновики.
Итоговое тестирование проводится в конце 10 класса и в конце 11 класса с целью определить уровень знания теоретического материала и для сравнения эффективности преподавания теории (т.е. какие темы сложнее усваиваются учащимися, на что следует обратить внимание в следующем году обучения).
Анкетирование учащихся (входное и итоговое) «Исследовательская культура учащихся 10-11 классов» позволяет оценить уровень владения учащимися исследовательскими умениями и навыками.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской (творческой) работы на школьной научно-практической конференции, где оценивание проектов осуществляется по определенным критериям с использованием рейтинговой оценки (см. приложение 4).
После школьной научно-практической конференции на последующих занятиях проводится рефлексия проведенной работы по исследованию и выступлению, где учащиеся составляют отчет по результатам исследовательской деятельности. Т.к. аналитическая деятельность является сложным видом работы для учащихся, то учащимся предоставляется форма составления такого отчета (см. приложение 5).
Для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности возможно использование плана действий, сводящегося к следующему:
Этапы
Задачи
Деятель-ность учащихся
Деятельность педагога
Формы и методы

Поисковый этап
Постановка цели
Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы
Уточняют информацию
Обсуждают задание
Мотивирует учащегося
Объясняет цели проекта
Наблюдает
проблемная беседа
рассказ
консультация
сам. работа

Анализ и обработка информации
Анализ проблемы
Определение источников информации
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов
Распределение ролей в команде
Формируют задачи
Уточняют информацию (источники)
Выбирают и обосновывают свои критерии успеха
Помогает в анализе и синтезе (по просьбе)
Наблюдает
консультация
работа в библиотеке, интернете

Конструкторский этап
Планирова-ние
Сбор и уточнение информации
Выбор оптимального варианта
Уточнение планов деятельности
Работают с информа-цией
Проводят синтез и анализ идей
Выполняют исследова-ние
Наблюдает
Консультиру-ет
Организует, активирует и направляет поиск на выработку идей, помогает в выборе решения
беседа
дискуссия
дизайн-анализ
ролевая игра
сам. работа

Технологи-ческий этап

Выполнение
Выполнение запланирован-ных операций
Текущий контроль качества
Внесение при необходимости изменений в структуру и содержание работы
Выполняют исследова-ние и работают над проектом
Осуществляют само-контроль и корректировку своей деятельнос-ти
Проводят контроль качества проекта
Оформляют проект
Наблюдает
Советует (по просьбе)
Обеспечивает материальную базу
Косвенно руководит деятельностью учащихся
Организует и координирует процесс создания проекта
беседа
показ
упражнение
сам. работа
практическая работа

Заключитель-ный этап
Оценка результатов
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого
Анализ достижения поставленной цели
Осуществляют самоана-лиз и само-оценку результатов проектирования
Готовят документа-цию к защите
Оказывает помощь
Организует защиту и обсуждение проектов
беседа
дискуссия
консультация
деловая (ролевая игра)

Защита
Подготовка доклада; обоснование процесса проектирова-ния, объяс-нение получен-ных результа-тов
Оценка
Защищают проект
Участвуют в коллектив-ной оценке результатов проекта
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта
Аргументиро-ванно оценивает работу учащихся над проектом
имитационно-деятельност-ная игра
научно-практическая конференция


Заключение
Используя проектно-исследовательскую деятельность как метод познания, учащиеся придут к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогут им осознать, что знания – это не только самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализовываться как личность.
Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дерклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М., 2001.
Путкова В.Я., Бельбаева М.В. Исследовательская деятельность как компонент воспитательного и образовательного процесса. – Караганда: Изд-во КарГУ, 2004.
Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. – М., 2003.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006.
Сикорская С.Д., Чудновец Н.А. Основы научного исследования. Методическое пособие для учителей и учащихся. – Караганда, 2007.
Современные модели обучения. Проектная работа учащихся // Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование». – М., 2001.
Справочник заместителя директора школы. №1, 2009г.
Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников. – М. – 2003. - № 3. – с.52-63.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
10 класс
(34 часа)



Тема

Часы
Форма проведения занятий
Образовательный продукт

1
Наука как часть человеческой культуры
1
Мозговой штурм, эссе, работа с биографиями ученых
Создание классификационного дерева «Наука».

2
Что такое проектная и исследовательская деятельность. Алгоритм исследования.
1
Диалог, лекция
Конспект. Таблица «Проектная и исследовательская деятельность». Схема «Алгоритм исследования».

3
Постановка проблемы и выбор темы исследования.
2
Лекция, практическая работа, тренинговые упражнения
Конспект лекции. «Копилка творческих проблем».

4
Организация и планирование научного исследования. Структура исследовательской работы.
2
Лекция, работа в творческих группах, индивидуальная работа
Планирование работы. «Календарь проекта или исследования».

5
Формулировка цели и задач исследования.
2
Мини-лекция, практическая работа, составление кластера
Конспект. Практическая работа «Формулировка цели и задач исследования». Кластер ключевых слов.

6
Гипотеза, объект и предмет исследования.
1
Беседа, практическая работа
Практическая работа «Определение объекта и предмета исследования», «Формулирование гипотезы».

7

Поиск и анализ информации. Сбор и систематизация информации. Библиографический список.
1
Лабораторная работа, мини-лекция
Сообщение «Источники информации». Библиографический список литературы. Оформление цитат, сносок, списка литературы.

8
Общие методы познания.
1
Лекция
Конспект лекции.

9
Выбор и использование методов научного познания.
1
Работа с творческими исследованиями, выборка методов исследования, составление их кратких характеристик
Обоснование выбора методов исследования, описание методики.

10
Обработка полученных результатов.
2
Систематизация информации
Предоставление информации с помощью графиков, диаграмм, таблиц и др.

11
Оформление работы (введение).
2
Мини-лекция, самостоятельная работа
Написание введения. Презентация введения.

12
Оформление работы (основной части).
2
Мини-лекция, работа с источниками.
Составление структуры собственного исследования. Разработка оформления.

13
Анализ результатов исследования. Понятийный аппарат исследования.
1
Мини-лекция, работа с литературой, самостоятельная работа
Формирование выводов и обобщений, определение плюсов и минусов, полученных в результате. Составление терминологического словаря.

14
Виды творческих работ: реферат, проект, исследовательская работа, портфолио.
1
Лекция, практическая работа
Конспект. Анализ творческой работы.

15
Предзащита работы.
1
Мини-конференция
Отчет.

16
Доработка работ с учетом замечаний и предложений.
1
Индивидуальная работа, консультации
Исправление замечаний по работе.

17
Жанры творческих работ.
1
Лабораторная работа
Таблица «Жанры творческих работ». Анализ текста творческой работы.

18
Требования к оформлению исследовательских работ.
1
Лекция, практическая работа
Конспект. Разработка оформления.

19
Психологический настрой на работу с аудиторией. Приемы саморегуляции.
2
Мини-лекция, тренинговые упражнения
Конспект.

20
Обращенность речи, соотнесенность ее с характером аудитории. Личностность речи (словарь, интонация, образность).
1
Лекция, групповая работа, тренинговые упражнения
Конспект. Составление кластера.

21
Экспертиза и рецензирование работ.
2
Лекция, работа в творческих группах, консультации
Предоставление экспертизы и рецензии.

22
Рефлексия как механизм обратной связи.
1
Мини-лекция, работа в группах, индивидуальная работа
Составление отчета о проделанной работе.

23
Подготовка к публичной защите и дискуссии по теме доклада.
1
Мини-лекция, практикум
План и текст публичного выступления, его репетиция.

24
Защита творческих работ.
2
Конференция
Портфолио.

25
Рефлексия проведенной защиты работ.
1
Беседа, тренинговые упражнения
Эссе. Рефлексивный отчет.


11 класс
(34 часа)



Тема

Часы
Форма проведения занятий
Образовательный продукт

1
Введение.
1
Беседа, эссе, анкетирование
Написание эссе. Рефлексия «Какие качества исследователя мне надо развивать?»

2
Наука и научное мировоззрение.
1
Лекция, групповая работа
Конспект.

3
Познавательные процессы. Способности.
2
Љ°Мини-лекция, тестирование, тренинговые упражнения
Конспект. Анализ своих способностей с выбранным профилем.

4
Образ, текст, звук: что я лучше воспринимаю?
1
Мини-лекция, тестирование
Вывод по способу восприятия информации.

5
Проблема: естественный порядок вещей.
1
Работа в творческих группах
Решение проблемных задач и отчет по ним. Сочинение с элементами исследования.

6
Тема, гипотеза, предмет, объект исследования.
1
Беседа, мозговой штурм, работа в творческих группах
Свободное письмо «Я выбираю тему». Выбор темы исследования. Формулирование гипотезы.

7
Цель и задачи исследования.
1
Беседа, выделение ключевых слов по определению цели и задач, кластер
Презентация работы по выбранной теме.

8
План и организация исследования. Составление индивидуальной рабочей программы.
2
Мини-лекция, работа в творческих группах, индивидуальная работа
План творческий работы. Календарь работы над учебным проектом.

9
Анализ результатов исследования. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Тезаурус.
2
Лекция, работа в группах, самостоятельная работа
Конспект. Формирование выводов и обобщений. Определение значимости и эффективности исследования. Составление терминологического словаря.

10
Где найти информацию?
1
Мини-лекция, тренинговые упражнения, работа в группах
Тренинг «Кто больше соберет информации о». Использование библиотеки, радиотелевизионных, компьютерных и др. источников.

11
Как просить о помощи?
2
Мини-лекция, тренинговые упражнения, работа в группах
Тренинг «Собери информацию у специалистов». Обмен мнениями, тезисы. Тренинг «Что я дал группе, что я получил от группы?»

12
Выбор методов исследования.
2
Практическая работа, индивидуальная работа
Список методов, составленный в ходе анализа действий, предпринимаемых для создания творческой работы. Перечень методов творческой работы школьника.

13
Оформление исследовательской работы, портфолио.
2
Лекция, работа в творческих группах
Разработка оформления. Составление структуры собственного исследования.

14
Предзащита работы.
1
Мини-конференция
Отчет.

15
Объем словаря (активного и пассивного) и осознание его употребления в речи.
1
Мини-лекция, тренинговые упражнения, работа в группах
Практическое овладение нормами литературного языка.

16
Различные стили речи и жанры речевых высказываний.
1
Лекция, работа в группах
Конспект.

17
Оценка речевых высказываний собеседника художественного и научного текста.
1
Практическая работа, работа в творческих группах
Умение вести дискуссию. Умение задавать уточняющие вопросы и отвечать на них.

18
Соответствие плана содержания и плана выражения в речи.
1
Работа в творческих группах
Анализ соответствия содержания и высказывания докладчика.

19
Индивидуальный характер, личностность речи (словарь, интонация, образность).
1
Лекция, групповая работа, тренинговые упражнения, тестирование
Конспект. Составление кластера.

20
Стресс. Саморегуляция.
2
Мини-лекция, тренинговые упражнения
Конспект. Овладение приемами саморегуляции в стрессовых ситуациях.

21
Tame management.
1
Мини-лекция, работа в творческих группах, индивидуальная работа
Ведение дневника времени.

22
Социальные роли: звезды, принимаемые и отверженные.
1
Мини-лекция, тренинговые упражнения, анкетирование
Тренинг «Как стать лидером?»

23
Составление отчета о проделанной работе.
1
Работа в творческих группах
Отчет.

24
Подготовка к публичной защите и дискуссии по теме доклада.
1
Мини-лекция, практикум
План и текст публичного выступления, его репетиция.

25
Защита творческих работ.
2
Конференция
Портфолио.

26
Рефлексия проведенной защиты работ.
1
Беседа, тренинговые упражнения
Эссе. Рефлексивный отчет.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерные развивающие упражнения и задания на занятиях курса «Методы исследовательской деятельности»

I. Задания к теме «Постановка проблемы и выбор темы исследования».
Задание «Изменение точки зрения на объект».
Продолжение неоконченного рассказа от имени разных персонажей.
Осеннее небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги
- Завершите рассказ, исходя из разных точек зрения, представив, что вы:
водитель грузовика, едущего по заснеженной дороге;
Аким города;
прохожий, спешащий на работу;
гуляющая молодая парочка;
художник;
дворник;
лисичка или зайчик в лесу.
Задание «Что имел в виду мыслитель».
- Что имел в виду мыслитель? (раздаются высказывания мыслителей)
«Сегодня – счастье, завтра – счастье, помилуй Бог, надо же когда-нибудь и умение».
А.В. Суворов.
«Лестница жизни полна заноз, но больше всего они впиваются, когда вы сползаете по ней вниз».
У. Браунелл.
«Судья – это говорящий закон, а закон – это говорящий судья».
Цицерон.
Задание «Составь рассказ от имени другого».
- Представьте, что вы на какое-то время стали неодушевленным предметом. Опишите один день своей новой жизни.
Карточки с названиями предметов:
стол в классной комнате
камешек на дороге
драгоценное кольцо
дневник
пуговица на кофте
цветок
ручка
классная доска
будильник
мобильный телефон
парта в классе
школьный звонок
При устном коллективном обсуждении поощрить самые интересные, изобретательные, оригинальные ответы.
Задание «Составь рассказ, используя концовку».
Зачитывается окончание рассказа или раздаются карточки с оконцовками рассказов:
«Нам так и не удалось выехать за пределы города».
«Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев ветер сдувал на наши головы целые потоки воды».
«Маленький котенок сидел на дереве и громко мяукал».
«Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».
Подумайте, а потом расскажите о том, что было в начале и почему все закончилось именно так.
(Оценивается в первую очередь логичность и оригинальность изложения).
Задание «Сколько значений у предмета».
Позволить иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы можно с помощью широко известных заданий.
Предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Необходимо найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
кирпич
газета
кусочек мела
карандаш
картонная коробка
женский платок
II. Задания к теме «Психологический настрой на работу с аудиторией. Приемы саморегуляции».
1. Задание «Последствия поведения».
Работа в группах.
- Очень многие люди умели и умеют управлять собой, своим поведением, своими поступками. Однако, параллельно существуют люди, которым это не удается или удается не всегда.
- Какими последствиями для одной и другой группы людей оборачиваются эти умения?
(каждая группа получает схему, где необходимо в обсуждении решить, какие последствия со знаком «+» могут возникнуть у человека, который может управлять своми поведением, и какие последствия со знаком «» могут возникнуть у человека, который не может управлять своим поведением. А также привести примеры литературных героев. Время на обсуждение 5 минут, затем каждая группа защищает свое мнение и точку зрения).
Схема.
ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ

ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ



Последствия со знаком «+»



Последствия со знаком «»


Примеры литературных героев
Примеры литературных героев


2. Задание «Портреты».
- Попробуйте составить портреты (словесные) 2-х разных людей – уверенного и неуверенного.
(На листах составить словесное описание уверенного и неуверенного человека. Желательно минимально использовать слова с приставкой и частицей «не», например: не боится – смело себя ведет).
Структура описания:
мимика;
жесты;
походка;
характер;
высказывания,
переживания;
манера говорить.
Тексты портретов зачитываются.
3. Задание «Сердце нашей группы».
- Обратите внимание на это огромное белое сердце. Оно не живое, не бьется, не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Взять сердечки и написать на них слово, обозначающее положительную эмоцию или слово, которое у вас ассоциируется с положительными эмоциями.
Выходя, каждый произносит это слово и прикрепляет сердечко на большое сердце.
- Посмотрите, как оно оживает на ваших глазах!
- И это групповое сердце будет биться до следующего занятия.
III. Задания к теме «Гипотеза исследования».
1. Упражнение «Почему».
Давайте подумаем вместе (можно выдвигать фантастические гипотезы и провокационные идеи).
а) Почему птицы поют?
б) Почему появляются почки на деревьях?
в) Почему дует ветер?
2. Упражнение Провокационные идеи».
Работа в парах.
Провокационные идеи помогают ставить различные реальные и мысленные эксперименты. Чтобы их вырабатывать, надо научиться задавать вопросы. Сейчас потренируемся вырабатывать у себя способность к гипотезам и провокационным идеям.
В ответах использовать слова:
«может быть», «предположим», «что если», «возможно», «допустим».
3. Упражнение «Необычное применение предмета».
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезен?
Предметы:
деревянный брусок,
велосипедная шина,
молоток,
пирожное,
игрушечный автомобиль.
4. Упражнение «Причина события».
Работа в парах.
Предположите несколько гипотез по данному поводу. Найдите возможную причину события.
Варианты событий (каждой паре – событие):
Почему щенки и котята любят играть?
Почему дети стали больше играть во дворе?
Почему Миша стал совсем серьезным?
Почему пожарный вертолет весь день кружил над лесом?
Почему автомобиль одиноко стоял во дворе?
Почему медведь зимой не заснул, а бродил по лесу?
Почему друзья поссорились?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета «Исследовательская культура учащихся 10-11 классов»
Инструкция: Оцените уровень владения вами исследовательскими умениями и навыками. По каждому из перечисленных ниже умений и навыков постарайтесь определить: владеете – 3, частично владеете – 2, не владеете – 1, затрудняюсь ответить – 0.
Компоненты исследовательской культуры
Самооцен-ка учащегося
Оценка учителем
Общий балл

1
2
3
4

1. Мыслительные умения и навыки:

анализ разносторонней информации в учебной и внеклассной учебно-познавательной работе;




умение самостоятельно устанавливать в ответе межпредметные связи;




выделять главное для выявления системы понятий и свертывания информации с помощью правила-ориентира, схем, алгоритмов, опорных конспектов;




составление сложных планов, тезисов, конспектов;




составление моделей сравнения;




делать выводы из сравнения, давать оценку сравниваемым объектам;




обобщать данные, полученные в процессе сравнения;




понимать предложенную проблему;




оценивать проблемную ситуацию;




формулировать проблему, аналогичную данной;




на основе наблюдений, опыта, анализа различной информации формулировать и обосновывать гипотезу;




осуществлять доказательство сформулированной гипотезы;




строить план решения задачи;




комбинировать и преобразовывать известные способы решения, учитывая возможные альтернативы;




сравнивать различные способы решений, осуществлять поиск новых;




переносить добытые знания и способы деятельности на решение внутрипредметного и межпредметного характера в домашнюю и другую внеклассную работу познавательного характера.




2. Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации:

самостоятельно изучать рекомендованные первоисточники, доступную учебную тему;




выполнять задания воспроизводяще-творческого характера, с преобладанием творческих элементов;




устанавливать межпредметные связи на основе теоретических знаний;




использование приемов анализа и синтеза, применение их к материалу межпредметного характера;




умение выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа;




владение приемами доказательства;




умение определять структуру текста (соответствие литературной формы содержанию текста);




использование различных форм фиксирования звучащего текста (план, тезисы, конспект, таблицы, графики);




писать рецензии на книгу, фильм, спектакль.




3. Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи:

владение навыками диалогической речи;




излагать отобранный и систематизированный материал;




участвовать в коллективном обсуждении;




ставить встречные вопросы;




анализировать смысл и характер вопросов;




развивать мысль в логике поставленного вопроса;




аргументировать свою позицию;




умение строить доказательство и опровержение;




применение приемов индуктивно-дедуктивного доказательства по аналогии;




логично излагать материал межпредметного характера, взятых из различных дисциплин, при раскрытии одного вопроса;




применять средства наглядности (ТСО, записи, чертежи, зарисовки) во время ответа;




рецензировать учебный материал, ответы одноклассников (целостно);




критически воспринимать свою и чужую звучащую речь, определять способы ее усовершенствования;




делать сообщения, доклады на основе различных источников знания (включая циклы теле- и радиопередач);




готовить рефераты с элементами анализа, свободным использованием цитат, ссылок на авторов, введением собственных оценок и выводов;




писать сочинения разных видов, тексты докладов, рефератов, рецензий, аннотаций к книгам, фильмам, теле- и радиопередачам;




делать выписки из книг в связи с изучаемым материалом;




вести записи за докладчиком, учителем, лектором;




пользоваться сокращенными видами записей (план, тезисы, конспект, график, таблица, диаграмма);




редактировать свой и чужой текст;




составлять заявление, расписку, автобиографию.





ПРИЛОЖЕНИЕ 4
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
экспертной комиссией учебно-исследовательской (проектной) работы

Оцениваемые параметры
Оценки

1
Актуальность поставленной проблемы



Имеет большой практический и теоретический интерес.
3


Носит вспомогательный характер.
2


Степень актуальности определить сложно.
1


Неактуальна.
0

2
Владение автором научным аппаратом (цель, гипотеза, объект, предмет исследования, практическая значимость и др.).



Владеет свободно.
3


Владеет, но использует для этого свою работу.
2


Владеет некоторыми понятиями.
1


Не владеет.
0

3
Умение автора сформулировать цель и задачи исследования.



Автор четко выделяет и формулирует цель и задачи исследования.
3-2


Недостаточный уровень проработанности цели и задач исследования.
1


Цель и задачи исследования не выделены и не сформулированы.
0

4
Оригинальность методов решения проблемы исследования.



Проблема решена новыми, оригинальными методами
3


Автор имеет новый подход к решению, использованы новые идеи.
2


Используются традиционные методы решения проблемы.
1


Работа носит реферативный характер.
0

5
Новизна полученных результатов.



Разработан и выполнен оригинальный эксперимент, получены новые теоретические и практические результаты.
3


Имеется новый подход к решению известной проблемы.
2


Имеются элементы новизны.
1


Ничего нового нет.
0

6
Сформулированность и аргументированность собственного мнения.



Существует собственная точка зрения, подтвержденная аргументами.
3


Собственное мнение сформулировано, но аргументация слабая, надуманная.
2


Аргументация отсутствует.
1


Собственного мнения нет.
0

7
Значение результатов работы. Практическая значимость исследования.



Результаты заслуживают опубликования, практического применения, обобщения опыта.
3


Результаты можно использовать в учебной работе школьников.
2


Результаты можно использовать в учебном процессе.
1


Результаты не заслуживают внимания.
0

8
Четкость выводов, обобщающих исследование.



Проблема решена полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования, выводы четкие, ясно сформулированы.
3


Недостаточный уровень проработанности проблемы, выводы не соответствуют цели и задачам исследования.
2


Решение проблемы не может рассматриваться как удовлетворительное.
1


Выводы не сделаны.
0

9
Оформление учебно-исследовательской (проектной) работы.



Работа оформлена грамотно.
3


В оформлении есть несущественные недочеты.
2


Есть замечания по оформлению работы.
1


Работа не соответствует требованиям оформления.
0


ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Отчет
по результатам исследовательской (проектной) деятельности
_________________________________
(Ф.И. ученика(цы))
ученика(цы)_______ класса ОСШ № 31
Дата проведения конференции:________________
Тема работы.
Цель.
Используемые средства и методы.
Проведенное исследование в рамках проекта (соц. опрос, тестирование, анкетирование, наблюдение, эксперимент, сравнительный анализ, другое).
Форма представления работы (компьютерная презентация, научный отчет, плакат, альбом, видеофильм, папка, макет и др.).
Практическая значимость работы.
Я участвовал(ла) в исследовательской (проектной) работе потому, что (возможность раскрыть свои способности; узнать что-то новое, интересное; пообщаться со сверстниками; другое).
При выполнении исследования (проекта) самым трудным оказалось (распределить обязанности между участниками проекта; подготовить проект к защите и презентации; защитить и презентовать свой проект; отобрать необходимую информацию; спланировать работу над проектом; проанализировать собственные действия; проанализировать результаты исследования; другое).
В исследовательской (проектной) деятельности я научился(ась) (презентовать результаты своей работы; формулировать и достигать цели; выбирать проблему для исследования; работать в команде; самостоятельно выполнять проект; рассматривать тему с разных точек зрения; другое)









13PAGE 15


13PAGE 142815




15