Выступление на методическом объединении учителей искусства

Интеграция уроков музыки
(на примере творчества татарского поэта Заки Нури)
    Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Не секрет, что многие школьники не соотносят сведения о внешнем мире, полученные, скажем, на уроке истории, со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках (допустим, на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Довольно часто дети не связывают воедино разрозненные факты, которые им сообщают и в рамках одного предмета, то есть большинство учеников в процессе обучения не используют важнейшую интеллектуальную способность человека - способность к сравнению, анализу и классификации полученной информации.
   Проблема изолирующего мышления, нереализованных способностей ученика, необходимость грамотного противодействия этому привела к идее интеграции как одному из способов воссоединения целостности мировосприятия подростков, а так же способов выявления и развития скрытых, заложенных природой способностей.
   Интерес к проблеме взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов, к проблеме интегрированного обучения мотивирован тем, что комплексное изучение материала, на  мой взгляд, не только способствует совершенствованию знаний и умений учащихся, повышает познавательную активность детей, но и ведёт их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства (музыки как одного из его видов, в частности) и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир подрастающего поколения.
   Технологию интегрированного обучения на уроках музыки я использую довольно давно. На уроках музыки ведётся интеграция материала из традиционных, классических предметов. Элементы интегрированного обучения используются в разном объёме в зависимости от уровня класса. Это могут быть  как индивидуальные, групповые задания интегрированного характера, так и циклы периодически проводимых уроков. Межпредметная интеграция ведется мною умеренно, информация из смежных дисциплин вводится в содержание основного курса музыки дозировано, не перегружая содержания основного курса.
   Опыт показывает, что задания и уроки интегрированного типа вызывают интерес как у школьников среднего звена, так и у старшеклассников. Параллельное сосуществование в одном уроке различных пластов материала позволяет сделать современный урок  более интересным и содержательным, даёт возможность разнообразить виды деятельности детей, эмоционально вовлечь школьников в решение поставленных перед ними задач.
   Работа по внедрению в урок музыки материала из смежных дисциплин начинается в 5-6 классах. Приведу примеры.




Музыка и изобразительное искусство.
При изучении темы «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» в 5 классе провожу урок интегрированного типа «Иллюстраторы опер. Художник И.Я. Билибин». Стремясь показать разницу между картиной и иллюстрацией, в процессе беседы с пятиклассниками подчёркиваю, что картина - это самостоятельное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а иллюстрация помогает глубже  прочесть текст, лучше понять писателя, характер произведения. Настоящий иллюстратор никогда не стремится к простому украшению книги. Он старается создать такие иллюстрации, которые сливались бы с текстом произведения и передавали бы восприятие художником того или иного литературного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Учащиеся работают с иллюстрациями И. Билибина, определяют, какой эпизод иллюстрировал художник, какая из иллюстраций наиболее точно передаёт волшебный мир [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], характеры героев, определяют, чем иллюстрации И. Билибина отличаются от картин на сказочный сюжет В.М. Васнецова. Таким образом, дети учатся сравнительному анализу иллюстрации и картины, получают навыки сопоставления образов музыкальных героев с теми, что создают художники.
    После изучения темы «Музыкальные сказки» провожу в 5 классе урок в форме творческой мастерской «Наши музыкальные сказки». К этому уроку учащиеся получают творческое задание: написать музыкальную сказку и нарисовать к ней иллюстрации. Лучшие работы дети читают и обсуждают в классе, объединяя затем в рукописный музыкально-художественный журнал. Немалым стимулом в развитии музыкально-художественного творчества детей является публикация лучших работ в школьной газете, участие в фестивалях и конкурсах.
   После изучения темы «Стихи и басни татарского поэта Заки Нури» провожу интегрированный урок «Неизвестный Леонардо да Винчи. Притчи великого художника». На этом уроке показываю специфику жанра притчи, её отличие от басни, а также приобщаю ребят к мировой художественной культуре: знакомлю с эпохой Возрождения в итальянском искусстве, личностью и художественным творчеством Леонардо да Винчи. Урок проходит в форме путешествия, предполагает привлечение к его подготовке учителей истории и изобразительного искусства, знакомит детей с известнейшими полотнами художника «Мона Лиза», «13 HYPE
·RLINK "http://www.testsoch.net/osmyslenie-chernobylskoj-tragedii-v-poeme-ivana-dracha-chernobylskaya-madonna/" \o "Поэма И. Драча Чернобыльская мадонна" 14Мадонна15 с цветком», «Тайная вечеря».
Музыка и литература
   Наиболее интересно проходят уроки, построенные на интеграции литературы и музыки. Примером могут служить уроки музыки почти в каждом классе: например,
1. «Основа балета «Шурале» - сказка». На уроке, в организации и проведении которого участвует учитель [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], анализируем и сопоставляем сказку и героев с их образами в балете, предлагаю детям прослушать отрывки из балета Ф.Яруллина и сделать выводы о том, что сказочные фрагменты являются важным звеном в сюжете балета и служат средством характеристики героев, выявляют их интересы и наклонности, переживания и чувства.

2. «Поэзия о природе и музыка природы» (фрагмент урока)
Учитель:
- Природа и человек – единое целое: на доброту человека она отвечает добром. Вы еще пока не знакомы с французским писателем А. С. Экзюпери. У него есть замечательные слова: «Ты в ответе за всех, кого приручил». Это слова об ответственности человека за все живое, за каждое дерево, за каждую птицу, за каждую бабочку. Лучше Рабиндраната Тагора не скажешь: «И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет»
- Природа прекрасна. Она вечна, но и ее надо беречь и охранять. Природа помогает человеку, спасает от одиночества, одаривает своими дарами. Бережное отношение к природе – эту тему раскрывает в своих стихах и великий татарский поэт, наш земляк Заки Нури.
Прежде чем прочитать стихотворения «Ива и заяц», «Бобриная запруда» , вспомним, что такое басня, мораль басни.

6) Выразительное чтение, устное рисование, беседа по стихотворениям:
Ива и заяц
Весной
В глуши речно-лесной
Голодный Заяц в час ночной
Присел пугливо
У залива.
И тут Косой
Увидел Иву,
Манившую своей красой
В лучах луны.
- О благодать!
Луна Светя, кору она
Поможет обглодать!..
Дурным предчувствием терзаясь,
Взмолилась Ива:
- Милый Заяц!
Не рань меняВон там во рву
Найдешь ты вкусную траву,
А на опушке - чудо-сушки!
И сладкий корень в чаще!
И что же Заяц?
- Твоя кора мне слаще! –
Оскалился, мерзавец.
И вот обгрыз к утру
Он с ивы всю кору –
И та увяла на ветру.

Конечно, Заяц узколоб.
Но мало ли еще особ
Живут лишь для своих утроб!

Бобриная запруда.
Бобрам был нужен водоем.
И в их строительной артели
Царил большой подъем.
Валя осины, ели
На дебряной родник,
Потел бобровый воротник!
Восторженно шумели:
« Во даем!
Ух, будет море-водоем!»
Росла запруда-
Изумруд-
И вот сверкнул
Волною пруд –
Боброво море!
В нем –
Весь был интерес.
А лес
Исчез
И вскоре –
О, горе!-
Обмелело море
И высохло до дна –
Одна
Лишь лужица видна

Беседа:
-Почему лес исчез, это понятно. А почему обмелело море и высохло до дна?
-В природе должна быть гармония, должен существовать некий баланс.
-Правильно. В природе все взаимосвязано, в ней поддерживаются устойчивые взаимодействия между элементами живой и неживой природы. А бездумное отношение к природе, использование ее богатств в узких личных интересах может пагубно отразиться на окружающей среде.
-В каких строчках басни «Ива и Заяц» содержится мораль?
-«Конечно, Заяц узколоб.
Но мало ли еще особ
Живут лишь для своих утроб!»
- В погоне за сиюминутной выгодой многие люди не хотят задумываться о будущем, главное для них – получить побольше сегодня. Людей не тревожит, что рано или поздно природа предъявит им свой счет. И расплата может быть очень тяжелой. Доказано, что использование человеком природных богатств при полном незнании законов природы часто приводит к тяжелым, непоправимым последствиям. И международный опыт, и опыт нашей страны дают немало печальных примеров. Одним из них является судьба Аральского моря, погибшего по вине людей, слишком поздно осознавших угрозу, которая подстерегала их самих вследствие неразумного использования водных богатств рек Сырдарьи и Амударьи. Все знают о серьезной опасности , которая нависла над обитателями и качеством вод таких крупных водоемов, как Байкал, Ладожское озеро, Волга.

Заключение.
- Как изображают природу поэты нашей республики?
-Поэты пишут о красоте природы, о необходимости ее защиты, о человеке.
-Да, ребята, человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию в свою жизнь. И пусть стихи поэтов нашего родного Татарстана помогут спасти наши души от равнодушия, черствости и бездуховности, и пусть никогда не рвется невидимая нить, связующая человека и природу.

Музыка и краеведение.
   Урок «Музыкальная гостиная» в 8 классе «Поэты в нашем крае» мы проводим совместно с работниками районного краеведческого музея и посвящаем его творчеству поэта-земляка Заки Нури, родившегося в селе Татарские Тюки Дрожжановского района (ранее Буинского района). Урок проходит в музее, предполагает тщательную подготовку детей: учат наизусть стихи, рисуют карту Дрожжановского района, отмечают на ней литературные места, готовят вопросы викторины и т.д.   
  Результативность технологии интегрированного обучения
Рост мотивации учащихся к изучению культуры родного края

Еђ Заголовок 315