Методические рекомендации По проведению игр в кружке « Юный эколог» для учащихся 8-9 классов и учителей, изучающих предмет экологии.
МБОУ средняя общеобразовательная школа
№9 г. Выкса.
Методические рекомендации
По проведению игр в кружке « Юный эколог» для учащихся 8-9 классов и учителей, изучающих предмет экологии.
Разработка выполнена:
Кулагиной Н.В.- учителем
географии- биологии
шк. №9 г. Выксы.
Выкса – 2010-11 уч. год.
Пояснительная записка.
Предлагаемые игры проводятся в группах по 8-12 человек, увеличение их числа снижает эффективность игр.. Игры составлены таким образом, что не требуют каких-либо специальных знаний, хотя определённый уровень обученности должен быть заложен. Игры интересны для всех возрастов. Их можно проводить с детьми от10 до 17лет.
Цель занятий: -повышение познавательного интереса к предмету.
Задачи: - развивать мыслительную и логическую деятельность учащихся;
- улучшать сплочённость и сознательность всех участников.
Итоговым показателем, предъявляемым к творческой игровой среде должно стать- эмоциональное благополучие всех учащихся. Здесь предлагаются несколько игр и экологических задач, которые используются в элективном курсе: « Юный эколог».
« ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА».
320040020129500Игра№1: «Природа в моей жизни».
Цель: формирование у учащихся представлений друг о друге; получение первого опыта публичного самоанализа, который предстоит использовать каждому участнику в течении всей игры; создание общего эмоционального настроя.
Ориентировочное время: 30-40 мин.
Материалы и подготовка: листок бумаги, ручка.
Каждому участнику предлагается написать цифры в столбик от1-10 и письменно закончить высказывание: « Природа в моей жизни…». После того, как дети закончат эту работу, им предлагается высказаться вслух о своём опыте общения с природой. Строго придерживаться своих записей необязательно.
Игра №2 « Чистописание».
Цель: Развивать способности понимать и ощущать особенности разных животных; Стимулировать воображение.
Ориентировочное время: 30мин.Работа включает психомоторику детей.
Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши, фломастеры.
-11430037338000 Учащимся предлагается задумать несколько животных( от самых маленьких до самых больших), чтобы они максимально отличались друг от друга. Нужно написать название животного, подобрать размер, цвет, форму, толщину, толщину букв таким образом, чтобы образ животного соответствовала внешности и характеру данного животного. Нужно сделать так, чтобы надпись понравилась самому животному, если та попадётся ему на глаза .Всё должно закончится обсуждением.
Игра№3: « Тотем».
Цель: идентифицировать себя с природным объектом.
Ориентировочное время: до 1,5 часов.
308610042735500Материалы и подготовка: бумага, ручка, карандаши, краски, биологические и географические справочники( словари, энциклопедии).
Ведущий рассказывает участникам об индейских тотемах. Тотем- это природный объект( животное, растение, солнечный луч, облако, дождевая капля и т.д.), который по легендам индейцев защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем на всю жизнь.
Каждому участнику предлагается хорошо подумать и выбрать себе природный тотем. Затем прочесть о нём в справочнике, написать небольшой рассказ о своём тотеме и нарисовать его. Участники обмениваются рассказами о своих тотемах, запоминают тотемы друг друга..Игра№4: « Ателье мод».
Цель: развитие способности тонко понимать, ощущать особенности разных живых существ, развитие воображения, повышение значимости отношения к природе.
Ориентировочное время: 30-40 мин.
Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши.
274320093726000Участникам предлагается выбрать двух максимально различающихся животных( маленький –большой, гладкий- пушистый, ползающий- летающий и т.д.). Затем придумать для них и нарисовать комплекты одежды. Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчёркивала его достоинства, соответствовала характеру и «духу» животного, чтобы в ней было удобно вести свой образ жизни. Обсуждение заканчивается показом мод и обсуждением.
Примечание: В этой игре можно ввести « мозговой штурм» для выработки общих критериев при создании одежды.
Игра№5: « Предупредительные знаки».
Цель: развитие понимания интересов и потребностей живых существ, самоанализ своего отношения к ним.
Ориентировочное время: 30мин.
308610029781500 Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши , фломастеры.
Участники получают задание придумать и нарисовать несколько предупредительных или запрещающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на улицах города. Эти знаки должны защитить интересы и права животных и растений. Надо постараться, чтобы они несли не только информацию и были понятны другим, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей. В конце упражнения участники делятся ощущениями, которые вызвали знаки, представленные в ходе игры.
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАДАЧНИК».
Оцените экологическое состояние водной среды.
Задача 1: При мытье 1 машины в воду попадает около 200г нефтепродуктов. Рассчитайте, после мытья скольких машин концентрация нефтепродуктов превысит ПДК, если ПДК нефтепродуктов равна 0,05 г/м3, а размеры пруда( длина, ширина, глубина) : 20* 20* 1 м3; 20* 15* 1; 10*2*2 м3.
Задача 2: Ртутный градусник разбилсяи его выбросили в пруд. В термометре содержалось около 20г ртути. В воде растворилось 5% ртути в виде образовавшихся солей. Найдите концентрацию ртути(К), ЕСЛИ РАЗМЕРЫ ПРУДА 20*20*1 м3. Сравните полученную концентрацию ртути с ПДК ( ПДК ртути- 0,01 г/м3).
( по кн. Зверева А.Т. Экология. Сборник задач и упражнений для 6-8 кл. средней школы. М.Изд.МИИГАиК, 1996, 200С.)
Задача 3: Ежегодно в моря попадает примерно 600тыс.тонн нефти из-за обычных морских перевозок, аварий и незаконного слива нефти в моря, что составляет 10000 железнодорожных цистерн. Сколько нефти попадёт в моря за следующие 25 лет. Если экологические проблемы не будут решаться более успешно?
Задача 4: Каждый год от заболеваний, вызванных загрязнением воды, умирают 4 млн. детей в мире. Через сколько лет может погибнуть 100млн. детей от загрязнённой воды, если не улучшится экологическая обстановка не Земле? Что нужно предпринять, чтобы предотвратить эту катастрофу?
Задача 5: Всего расходуется 600 км3 пресной воды для обеспечения коммунального и промышленного водоснабжения. Из них 150 км3 расходуется безвозвратно. Остальная загрязнённая сточная вода поступает в реки и озёра, отравляя их. Сколько использованной воды на Земле поступает в реки и озёра, загрязняя их? ( на Земле всего: 4 170000м3 пресной воды озёр и рек)
2514600-6858000Задача 6: За одни сутки через неплотно закрытый кран со струёй толщиной в спичку теряется 400л воды. Сколько восьмилитровых вёдер воды попросту вытекает из этого крана за 30 дней? Задание: а) вычислить, сколько воды пропадёт за год, если этот кран заменят; б)проверить плотно ли закрыты краны и сливной бачок унитаза в вашей квартире, и рассчитать, сколько воды будет сэкономлено за 2 месяца, если кран вовремя отремонтирован; в) узнать, откуда поступает вода в ваш дом; г) придумать плакат, призывающий бережно использовать воду.
Задачки на влияние металлургического производства на атмосферу.
Задача 1. Металлургический завод перерабатывает за год 96000 тонн металлической руды. Массовая доля серы в руде составляет 0,2%. Сколько тонн серы будет участвовать в технологическом процессе ежемесячно?
Задача 2. Отходом металлургического комбината является сернистый газ-оксид серы(4). Определить массу газа, образующегося ежемесячно из 16 тонн серы.
Задача 3. Сколько тонн гидроксида натрия необходимо для нейтрализации выбросов 32 тонн сернистого альдегида – оксида серы(4).
Задача 4.Для нейтрализации сернистого альдегида используют 4% раствор щёлочи. Определить массу раствора, который можно приготовить из 40 тонн гидроксида натрия. Вычислить объём резервуара для хранения этого раствора, если его плотность 1250кг/м3.
Задача 5. Сколько тонн воды должен ежемесячно получать завод для приготовления 1000т 4%-го гидроксида натрия, необходимого для нейтрализации газообразных выбросов?
И ещё задачи, которые можно использовать на занятиях:
Наша школа собрала за год 15, 20, 30, 40, 50 тонн макулатуры, рассчитайте:
Сколько деревьев мы сохранили;
Сколько ученических тетрадей можно изготовить из этой макулатуры;
Сколько воды и электроэнергии можно сэкономить при тетрадей из макулатуры вместо древесины.
Пример решения: 60кг макулатуры сохраняет от рубки 1дерево
15 тонн(15000кг) сохранит: 15000: 60кг= 2500дер.
Из 1т макулатуры можно изготовить 25000 тетрадей, а из 15т:
25000 + 15= 375000 тетрадей.
1т макулатуры экономит 200м3 воды, а 15т сэкономят:
200м3 + 15= 3000м3.
1т макулатуры экономят 1000кВт-ч электроэнергии. А15т:
1000 кВт-ч +15= 15000кВт-ч.