Профилактическое занятие для детей по формированию навыков здорового образа жизни на тему «Когда я стану взрослым»
Профилактическое занятие для детей по формированию навыков здорового образа жизни на тему «Когда я стану взрослым»
Романцова И.И, педагог-психолог ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»
Цель: Формирование полезных навыков здорового образа жизни, формирование чувства ответственности за свою жизнь; формирование понятия "привычки", их влияние на здоровье; дать представления о негативном влиянии и последствиях таких вредных привычек, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.
Задачи:
Повышение уровня информированности детей о пользе здорового образа жизни;
обобщение и дополнение представлений о привычках, развитие умения анализировать свои привычки и их влияние на здоровье человека;
развитие мышления, внимания, восприятия на основе упражнений и заданий;
воспитание привычки стремиться к сохранению и укреплению собственного здоровья.
изменение отношения детей к вредным привычкам;
формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье.
Методы работы:
групповая работа;
индивидуальная работа;
беседы;
мозговые штурмы;
интерактивные игры;
Время проведения: 45 минут.
Целевая аудитория: учащиеся общеобразовательных учреждений 1-4 классов.
Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников, ватман, листы А4, фломастеры или карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Знакомство. Участники сидят в кругу. Дети по очереди говорят свое имя и то, что они любят делать (Н-р: меня зовут Лена, я люблю рисовать).
Ведущий: приветствие, тема занятия.
- Рост и развитие человека похожи чем-то на рост и развитие дерева. У этого дерева есть корни, так же как и у каждого из нас – эти корни – наши родители, бабушки и дедушки. У этого дерева есть ствол – так и у нас есть внутренний стержень, наш характер, наши привычки, наши увлечения, наши умения. Какой у тебя характер? Спокойный, озорной, весёлый – можно здесь нарисовать. Ветви дерева – это то, что постоянно растёт и развивается. Это мы сами!
(по ходу рассказа ведущий на ватмане рисует дерево).
Упражнение 1. «Дерево здоровья»
Ведущий: - Давайте попробуем вырастить своё необычное дерево на листе бумаги. Мы с вами уже говорили – что значит быть здоровым.
Инструкция: - Нарисуйте на листах бумаги каждый своё «дерево здоровья». На листьях и плодах этого дерева вы можете нарисовать (или написать) признаки здоровья и здорового образа жизни.
Внимание! Нужно оставить ребёнку «выращенное» дерево с плодами у себя, так как это его личное дерево, и он может не делить его ни с кем.
Возможный вывод: - Деревья все получились разные, также как и понимание здоровья у каждого человека своё, и каждый по-своему заботится о нём.
Упражнение 2. Игра «Сорви яблоки»
Ведущий: - Я хочу предложить вам небольшой перерыв, который может улучшить ваше настроение. Вы готовы?
Инструкция: - Встаньте так, чтобы вокруг каждого из вас было достаточно свободного места. Встряхните руками, сейчас им предстоит немножко поработать.
- Представь себе, что перед тобой растёт большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Посмотри на меня, я покажу тебе, каким образом ты можешь их сорвать. Видишь, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь срывай яблоко. Это у тебя хорошо получилось. Нагнись и положи яблоко в небольшую корзинку, стоящую на земле. Теперь медленно выдохни. Выпрямись и посмотри налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянись туда правой рукой, поднимись на цыпочки, вдохни и сорви одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорви другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонись вперёд, положи оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохни. Теперь ты знаешь, что тебе надо делать. Используй обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от тебя прекрасные большие яблоки и складывать их в корзинку. (дети двумя руками продолжают собирать яблоки ещё 2-3 минуты).
- Теперь встряхни руками, потряси ладошками и возвращайся на своё место.
Упражнение 3. «Машина времени»
Ведущий: - Давайте представим, что у нас с вами есть «Машина времени», с помощью которой мы можем перенестись на 20 лет вперёд. Заглянем в будущее! К тому времени все вы станете взрослыми, у вас будут свои семьи. Замечательно, если у вашей семьи будет своё «дерево здоровья»! Давайте помечтаем о будущем и возьмём с наших деревьев то, что хочется взять в будущее.
Инструкция: - Возьмите чистый лист и нарисуйте – какое дерево здоровья у вас будет, когда вы станете взрослыми?
Обсуждение: какие семейные ценности здоровья дети нарисовали и почему именно эти ценности.
Возможный вывод: - Важно уже с детства бережно относиться к своему здоровью и здоровью близких людей.
Упражнение 4. «Когда я стану взрослым…»
Ведущий: - Каких правил в жизни нужно придерживаться, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы?
(ответы детей)
Инструкция: - Продолжите фразу: «Когда я стану взрослым…»
(ответы детей)
Возможный вывод: - Заботясь с самого детства о своём здоровье человек заботится о своём будущем.
Подведение итогов занятия
Ведущий: - Как вы считаете, что является одной из важных ценностей в семье?
- Какое упражнение или игра вам больше всего понравилась и запомнилась?