Родительское собрание на тему «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»


Тема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»
Цель: Знакомство классного руководителя с родительским составом класса, знакомство родителей с родителями вновь пришедших учащихся и классным руководителем, определение перспектив развития детского коллектива.
Задачи:
создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем;
изучить ожидания родителей;
ознакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности в среднем звене школы;
провести выбор родительского комитета.
Ход собрания
1.Знакомство
Добрый вечер, дорогие родители! Я рада видеть вас на нашей первой встрече. Начало учебы в пятом классе – это особый этап в жизни школьника. Особым он является не только для детей. Но и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамкам учебного процесса. Но и связанны с организацией жизни в школе в целом. Все мы заинтересованы в том. Чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе. Но прежде, чем мы приступим к поиску решения этих задач, давайте познакомимся.
Перед вами лежат чистые анкеты. Для того, чтобы я могла с вами лучше познакомиться и при необходимости у меня были ваши контакты, прошу вас заполнить данные анкеты.
Спасибо! Очень приятно познакомиться!
2. Основной этап
Итак, у Вашего ребёнка начальная школа уже позади. Он повзрослел, он стал учащимся пятого класса. Начало обучения учащегося в пятом классе совпадает с младшим подростковым возрастом. Но так же пятиклассников ожидает смена системы обучения: вместо одного учителя, учителя по разным предметам преподающие в разных кабинетах и классный руководитель.Успешная социальная адаптация учащегося пятого класса во многом зависит не столько от его интеллектуальной готовности, но и главным образом от того, как хорошо пятиклассник может наладить свои взаимоотношения и умеет общаться со своими сверстниками и педагогами. Как хорошо он усвоил школьные правила и соблюдает их, и может ли ориентироваться в новых условиях обучения.Если для обучающихся начальной школы наиболее частые проблемы связаны с учебной деятельностью, то переход из начальной школы в среднюю школу связан в большей мере с проблемами межличностных отношений и личностного развития учащихся. Для учащегося младшего подросткового возраста очень важно мнение одноклассников и педагогов о нем и о его поступках. Его постоянно преследует страх не соответствовать ожиданиям окружающих его людей, что приводит к тому, что очень способный учащийся не проявляет в должной мере все свои возможности. Итак, давайте сейчас с Вами рассмотрим некоторые проблемы социальной адаптации пятиклассников.Первая проблема это - новые условия обучения Когда ребенок учится в начальной школе, он ориентирован на одного учителя. Только у него он старался завоевать авторитет. Уже в середине первого класса этот педагог знал, какие способности у вашего ребёнка, мог помочь разобраться ему в сложной теме, с помощью чего он может его поддержать и ободрить. Ваш ребенок мог спокойно приобретать знания в одном кабинете, у него был один основной педагог, вокруг его были одни и те же одноклассники, а требования к ведению тетрадей и выполнению различных заданий были одинаковые. Все для него было понятно и привычно. А первая учительница - как вторая мама, которая вовремя и направит и подскажет.При переходе в среднее звено ученик в первую очередь сталкивается с тем, что у него стало много учителей по разным предметам, и каждый предмет изучается в отдельном классе, которых много. У ребенка рушится его привычный мирок, и, конечно, привыкнуть ко всему этому не так просто. Надо запомнить всех новых преподавателей, запомнить, где располагается тот или иной кабинет. А на это все требуется немало времени. И по школе приходиться побегать, потому что ему некому напомнить, какой будет следующий урок , и в каком кабинете он будет проводиться. Ко всему выше перечисленному, не следует забывать, что учащемуся надо заново завоевывать авторитет у всех преподающих у него педагогов, со всеми педагогам и выстраивать отношения. Хочешь не хочешь, а начнешь волноваться, даже можно испугаться - а от сюда и высокая тревожность.Вторая проблема это - изменение требований Период социальной адаптации пятиклассников еще усложняется и тем, что у разных учителей-предметников разные требования. Одни требуют завести общую тетрадь, другой - простую, но их должно быть несколько У преподавателя свои требования которые отличаются от требований учителя математики. Учитель английского языка требует завести тетрадочку-словарь, учитель биологии требует выписывать все термины в тетрадь. На уроках литературы больше ценится высказывания собственных мыслей, а на уроках истории требуют документально подтверждённых истин. И все эти новые требования надо не только запомнить, но и постараться соблюдать, не запутавшись, где что надо делать.Третья проблема это - отсутствие постоянного контроля классного руководителя В начальных классах у ученика был один учитель начальных классов, который выполнял функции и учителя, и классного руководителя, который все контролировал и мог во время подсказать, если, что не так. Одному ученику напомнит, что бы он ни забыл сделать домашнее задание, другому напомнит, чтобы он не забыл принести карандаши, у третьего спросит как здоровье, зная, что у него частые головные боли и может остаться после уроков, чтобы ему помочь выполнить какое либо задание. Иными словами в начальной школе, педагог отслеживал выполнение всего домашнего задания всеми без исключения учениками. При переходе учащихся в среднюю школу такой индивидуальный подход к учащемуся исчезает. У каждого учителя-предметника большая нагрузка у него много учащихся из различных параллелей. Поэтому запомнить все без исключения особенности всех своих учащихся он не в состоянии. Поэтому у пятиклассников может сложиться впечатление, что они никому из учителей-предметников не нежены, и что можно просто-напросто «похалявить» что-то не выполнить и в общей массе учащихся это пройдет незамеченным. Со стороны, классного руководителя появляется некоторая «безнадзорность». Он не может постоянно следит за поведением учащихся на переменах. Не может полностью организовать их досуг после уроков.
ем же мы можем помочь своим детям, позвольте дать Вам ряд рекомендаций• Воодушевляйте ваших детей на рассказы о своих школьных делах.Не ограничивайтесь обычными вопросами типа: «Как дела в школе?" или "Как прошел день в школе?» Старайтесь каждую неделю выбирать время для беседы со своим ребенком о его школьных делах.Старайтесь запоминать имена сверстников, детали и события, о которых ребенок рассказывает вам, старайтесь использовать их в дальнейшем для начала подобных бесед о школе. Обязательно старайтесь спрашивать ребенка о делах в классе, его педагогах и одноклассниках, школьных предметах.• Старайтесь регулярно беседовать с преподавателями вашего ребенка о его поведении, успеваемости, и, конечно же, о его взаимоотношениях с одноклассниками.Обязательно побеседуйте с классным руководителем вашего ребенка, если чувствуете, что вы не знаете о его проблемах, связанных со школой или о его школьной жизни. Даже если нет особенного повода для Вашего беспокойства, проконсультируйтесь у классного руководителя вашего ребенка не реже, чем раз в месяца.• Старайтесь помогайте вашему ребенку выполнять домашние задания, но не в коем случае не выполняйте их сами.Установите специальное время вместе с ребенком , когда вы будете выполнять домашние задания, и обязательно следите за их выполнением. Это поможет вашему ребенку сформировать хорошую привычку к обучению. Если ваш ребенок обращается к вам за помощью, при выполнении домашнего задания, помогите ему, но не выполняйте его вместо него.• Особенные усилия следует прилагать для поддержания спокойной и стабильной атмосферы в вашем доме. 
Возможные ожидания от нового учебного года.
А теперь скажите, пожалуйста, что вы сами ожидаете от нового учебного года. Может быть вы хотите, чтоб ваш ребенок достиг определенных успехов. Или наоборот боитесь каких-либо трудностей?
Примеры:
Повышение учебной успеваемости
Страх снижения успеваемости
Трудности установления контактов с новыми учителями
Ожидание приобретения новых друзей
3. Обсуждение плана воспитательной деятельности, решение организационных вопросов
Мы ознакомились с особенностями развития пятиклассника, разобрали возможные проблемы и задачи развития. Для успешного преодоления трудностей необходима совместная воспитательная деятельность.
И сегодня мы с вами должны обсудить еще несколько важных задач:
Питание в школьной столовой;
Сменная обувь;
Ведение дневников;
Выбор родительского комитета.
4.Подведение итогов собрания
Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за совместную и активную деятельность, надеюсь на дальнейшее взаимопонимание.