Открытое мероприятие Бабушкин сундучок
Западноказахстанская область. Теректинский район.
Дом детского творчества.
Открытое мероприятие
« Бабушкин сундучок»
( концерт ко дню пожилых)
Подготовила и провела:
Педагог дополнительного образования. Сахарнова Л.
2014 г.
Аннотация- мероприятие проводится осенью в канун праздника Дня пожилых. Важно, чтобы учащиеся с младших классов, с раннего возраста приобщались уважительно относиться к людям старшего поколения.
Содержание : данное мероприятие отражает основное направление работы кружка ( народный фольклор), объединяя праздники совпавшие с проводимым мероприятием праздника Дня пожилых.
Актуальность: Объединяя праздники важно учить детей бережному, уважительному отношению к старшему поколению.
Цель- укрепление связи между поколениями.
Задачи формировать доброе отношение к людям преклонного возраста.
Развивать артистичность, активность, прививать любовь к народному фольклору.
Создать предпраздничное, позитивное настроение у аудитории
Оборудование:
празднично украшенный зал, шары ,название мероприятия. На сцене: стол с подсвечником, расписной сундучок, коромысло, прялка, ухват, старинная посуда, предметы быта. Участники в национальных костюмах.
Ход мероприятия
В празднично украшенный актовый зал школы входят: бабушки, дедушки, учителя, родители.
Слово учителя :
Наше мероприятие мы назвали « Бабушкин сундучок» неспроста ,потому что главная идея нашего концерта –это связь с самыми дорогими и любимыми ,заботливыми и терпеливыми нашими бабушками и дедушками, которые не раз помогали нам в наших мероприятиях ,которые являются самыми частыми гостями всех наших концертов. Сегодняшний концерт адресован именно вам.
Ваш праздник мы отмечаем осенью. Осень прекрасная пора. Осень радует нас буйством красок: зеленые ели, пурпурные клены, пожелтевшие береза, багровые листья виноградника.
У каждого времени свои радости, свои краски. В этот день мы хотим поздравить всех родных и дорогих нашему сердцу людей - старшее, мудрое поколение. Сегодня мы для вас будим не только петь, танцевать. Сегодня мы раскроем некоторые секреты бабушкиного сундучка, а вы нам в этом поможете.
С праздником вас - наше старшее поколение!!
Участники кружка в украинских костюмах приветствуют присутствующих песней: « Добрый вечер» на украинском языке. Участники выходят на сцену выстраиваются полукругом. Песня исполняется двухголосием.
Ведущая: ( девочка в национальном костюме)
Здравствуйте гости, зрители!
Бабушки, учителя, руководители
Я буду номера объявлять
А вы наших артистов аплодисментами награждать!.
Ведущая садится за стол. Тихо играет мелодия русской народной песни «Прялица».
Ведущая: Долгими осенними и зимними вечерами собиралась вся семья вместе, а семьи тогда были большие и каждый занимался своим делом, кто вязал, кто ткал, а кто небылицы рассказывал, много чего можно было тут услышать, чему научиться. Особенно любили дети сказки слушать. Все знаете про Иван-Царевича. Запустил стрелу Иван-царевич, и полетела она лес и угадила на болото, а тут не одна, а пять лягушат. Для вас танцуют самые маленькие участники концерта..
Танец лягушат
.Ведущая садится на скамейку и рассказываетВ старину света было мало поэтому собирались все вместе : старики , дети и вели беседы .Здесь много чему можно было поучиться .особенно народной мудрости .А как в чем сохранилась народная мудрость?.( Пословицы ,небылицы,) А был еще и детский народный фольклор. Что относится к детскому фольклору? Учащиеся из зрительного зала отвечают.(Потешки, дразнилки, заклички, считалки,пестушки) А вы знаете пестушки. И.т д. А вот у осени, что просили? О чем ее спрашивали? А вот сейчас мы и узнаем.
Песня « Наступила осень».
На завалинках, в светелке,Иль на бревнышках какихСобирали посиделки Пожилых и молодых.
В это время песни бели
О былом вели беседы
И конечно в этот час
Веселил всех Перепляс
Танец старших классов « Перепляс»
Ведущая: Говорить мы говорили, а про загадки то забыли.
Кто в избе рогат? Конечно (ухват) подходит, показывает ухват.
Три братца пошли купаться, двое купаются,
А третий на берегу дожидается, (коромысло и ведра)
Ведущая: обращает внимание зрителей на атрибуты находящиеся на сцене ( коромысло, ведра)
Ведущая: Интересно, а для чего коромысло, старинный чугунок, ухват оказался сегодня здесь.
Я кажется, поняла, сегодня мы перенесемся в другое время, вспомним игры, пляски. хороводы, которые пели и плясали наши бабушки. Умели люди в старину работать, умели и отдыхать. Собирались вечерами молодцы и девицы и в разные игры играли. Давайте посмотрим, как наши малыши помнят и играют в старые игры. А наши бабушки посмотрят и вспомнят дни своего детства.
Песня – игра: « Как у наших у ворот»
Ведущая: Да в старину все было по другому. Каждый дом, каждый хозяин старался украсить свою избу красивыми наличниками, резными ставнями. Девицы славились мастерством и убранством своей одежды. Вот такие салфетки. рушники принесли показать нам сегодня ваши бабушки. Скажите, а кого называли в старину сударушками? Правильно, самую красивую статную девушку.
Танец « Сударушка».
Ведущая: Не было в старину школ, а музыкальных школ и подавно, но не унывал народ! Веселил себя в часы досуга, как мог. Были не заменимые музыкальные инструменты. А какие народные инструменты вы знаете? ( Зрители называют)
У народа нет рояля,Белого на ножках,Но, зато, есть балалайка,с Тульскою гармошкой!Балалайка, балалайка,Я в тебя влюбленная,Потому что ты родная,Русская, народная!
Песня « Балалайка» инсценировка.
Ведущая: Чтили в старину люди обряды, обычаи и обереги. Один из таких оберегов был венок. Венок- круг, символ солнца, символ смены времен года, символ бесконечности. Он защищал от дурного глаза.
.. Бытовало поверье, венок, повешенный на двери обеспечивал здоровье на весь год. Девушки вплетали ленты в венок каждая носила свой символ : красная - красота, фиолетовая-мудрость, белая - память о предках. Про венок пели так « нет цвета лучшего от маковки, нет рода более милого от матушки»
Танец « Со вьюном я хожу..»
В конце танца на слова « поцелую и венок подарю» участницы спускаются мо сцены и одевают венок на голову своей матери или бабушке.
Ведущая: Что же изменилось с тех пор? (Примеры : Сейчас мы живём в каменных домах,.. а раньше в каких? Сейчас у нас в доме свет электрический, а раньше люди свечи вечером зажигали) Огонь – высшее испытание добродетели и веры, символ семейного очага
Храни огонь родного очага, И, не позарься на костры чужие! Таким законом наши предки жили, И завещали нам через века: «Храни огонь родного очага!»
« Танец огня» . Танец исполняется в современной интерпретации, музыкальное оформление С. Агелова « Русский сувенир»
Ведущая: Мир вам, гости дорогие
Вы явились в добрый час
Встречу теплую такую
мы готовили для вас.
Изменился век наш быстрый
Нынче джаз, хип-хоп и рок
Из далеких стран заморских
в гости к нам пришел Чарльстон.
Танец « Чарльстон»
А за ним, не уступая
В ногу рядом в пляс идет
Зажигательное - Самба
Удивляет весь народ!
Ведущая: Участница старшей группы фольклорного кружка, неоднократная победительница в конкурсах бальных танцев с танцем самба.
Танец « Самба».
Ведущая: Заповедный исток есть у каждой реки. Это чудо природы и сказка живая. Пусть в лесах и долинах звенят родники. Добрым людям объятья земля раскрывает
Живой родник, с живой водою Природой нам подарен он, И мы сберечь должны с тобою
И людям тем большой поклон,
Кто родники оберегает,
И чтит природные дары, От всех невзгод родник спасает. Как светлый лучик доброты.
Песня « Чудо - вода» исполняет хор, все участники концерт.
Ведущая: Мы благодарим всех, кто пришел на наш концерт. Особенно хочется пожелать: здоровья, счастья, удачи, всем людям преклонного возраста. С праздником!
Прощаясь с вами: мы желаем,
В мире жить и всем дружить
Минуты, радостные встречи
Желаем вам не позабыть
Песня « Дорогие мои старики» музыка И. Саруханова
Не говорим мы: «Скатертью дорога”
А пожелаем доброго пути,
Чтобы в сердцах своих могли вы долго,
О доброй встрече радость донести.
Литература:
1. Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. – Народный фольклор: «ТНТ», 2003. – 336 с.:47 с.ил.
2. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 128 с.
3. Афанасьев А.Н. Народные праздники /Древо жизни. – М.: ТЦ Сфера, 1982. – 340 с.
4. Агамова Н.С., Морозова И.А., Слепцова И.С. Народные игры детей: организация, методика, репертуар. – М.: ТЦ Сфера, 1995. – 247 с.
5. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.:ТЦ сфера, 1987. – 324