Обучение грамоте. Гласные буквы О и Ё


Обучение грамоте 1 класс
Тема: Гласные буквы О и Ё.
Цель: 1. Образовательная: показать смыслоразличительную функцию звуков в слове. Упражняться в: звукобуквенный анализ звучащего слова;  сравнение слов, отличающихся одним звуком;      выделение одинаковых или различных звуков;  преобразование данных слов в новые слова.
2. Развивающая: учиться обозначать мягкость согласного буквой ё; развивать фонематический слух, мышление, речь; восстановить, закрепить, уточнить знания первоклассников о различии звуков и букв: звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем, читаем.
3. Воспитательная: воспитывать аккуратность, положительное отношение к одноклассникам, воспитание активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности; воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах;
Тип урока: урок усвоения навыков и умений;
Методы обучения: метод проблемного изложения.
Оборудование: индивидуальные карточки, дорожный лист, ракеты.
Новые понятия и требования: планеты, космос, галактика, ракета.
Межпредметная связь: познание мира.
Ход урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Прозвенел звонок ,Начинается урок.Все ль на месте?Всё ль в порядке?Книжки, ручкиИ тетрадки.Все ли правильно сидят?Все ли на меня глядят?
Подведение к теме урока.
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в космическое путешествие. Путешествие мы будем совершать по группам. Группы будут состоять из 2х человек.
Но, для того, чтобы стать космонавтом, нужно приложить немало усилий, изучить много наук. Одной из самых необходимых космонавту наук является грамота.
- От чего произошло слово космос?
- Кто знает что такое космос?
- Космос - мир, вселенная. Т.е. это все что окружает нас за пределами земли. За пределами нашей планеты. Посмотрите на доску и найдите нашу планету.
Как вы догадались что это планета земля?
И вот сегодня на уроке мы с вами совершим полёт в космос, но не простой полет, а полет с изучением темы. Мы закрепим знания о буквах О и Ё.
- Итак, наша задача – повторить изученный материал и закрепить правила написания букв О-Ё. Знакомство с проверкой слов с помощью этих гласных букв. В конце урока вы дадите мне знать, выполнили ли вы эту задачу.
- Как вы думаете, почему именно в космическое путешествие отправляемся мы сегодня? (Апрель – месяц первого космического полета).
12 апреля – День космонавтики. Много лет тому назад, когда вас ещё не было на свете, впервые в истории человечества на специальном летательном корабле поднялся в космос первый космонавт. Его звали. Юрий Алексеевич Гагарин. Он стал одним из самых известных людей на планете. И многие мальчишки и девчонки мечтали тогда и мечтают сейчас стать космонавтами и отправиться к звёздам.
- Посмотрите на портрет Юрия Гагарина.-. А есть ли среди вас те, кто хотел бы стать космонавтом?
- В путешествие мы отравимся на специальном корабле под названием ракета.
- На ваших партах лежат дорожные пути и ваши космические корабли. Поставьте свои корабли на планету земля. Мы начнем свой путь с планеты Земля.
- За правильные ответы и активную работу на уроке вы будете получать звезды, которыми будете украшать свой обходной путь. Та группа получившая больше звезд получить оценку 5.
- Итак, приготовьтесь к космическому путешествию. Пристегните ремни. Наша ракета готова к взлету. Но что за космонавт, который не знает, как грамотно писать слова! Я уверена, что вы докажете, что достойны быть космонавтами.
Закрепление раннее изученного.
- Чтобы попасть на ближайшую планету к солнцу мы должны с вами немного размяться.
- Разминка рта.
Язык в ротике живет,
Никогда не устает.
Очень любит чистоту.
В домике своем – во рту.
Двери шире открывает
Воздух свежий он впускает
И пока он убирает
Домик свой не запирает
А теперь наш язычок
Моет небо-потолок
Время даром не теряет
Губы – двери вытирает
Моет двери он вторые.
Наши зубы. Ротик шире.
Чистит стены. Это щеки.
Взял щетинистые щетки.
Вот теперь он все убрал,
И к ракете побежал побежал.
Лингвистические задания.
- Прочтите: О. Ё! Ёо?
- Угадайте слова:
У нас в чулане живут... (мыши). На дорогах... (лужи),
Не поедет без бензина, ни автобус, ни... (машина).
Повторить правописание сочетаний жи-ши.
- Итак, ребята. Мы справились с первым заданием и готовы совершить полет на планету Меркурий.
- Как вы думаете как выглядит планета Меркурий?
- Узнаем немного фактов о планете.
Самая близкая к Солнцу планета Меркурий. На этом дневном полушарии, постоянно подверженном солнечному излучению, температура на поверхности доходит до четырехсот градусов Цельсия. При такой температуре плавятся некоторые металлы. Но Меркурий не только самая жаркая, но и самая холодная планета нашей солнечной системы. По размерам эта планета очень мала. Жизнь на этой планете невозможна. Небо там черное а почва вся развалинная и имеет огромные шорохости.
- Чтобы отправиться на следующую планету мы должны с вами выполнить следующее задание.
Мы должны проверить свою готовность. Для этого мы должны выполнить задание!
- Перед вами лежат карточки с заданиями.
КАРТОЧКА Ф.И.______________________________________________
Спиши слова. Выдели орфограммы в словах.
Малыши, лужи, стрижи, ерши, ручка, ночник, пружина, машина, чаща, чувства.
Самостоятельное выполнение карточек учащимися.
- Посмотрите внимательно на слова. Давайте проверим правильность выполнения.
- Молодцы, еще одно задание выполнено. Совершаем полет на следующую планету близкую к Меркурию. Планета называется Венера.
Послушайте интересные факты о планете.
Венеру часто называют близнецом Земли, так как она самая близкая ей по размеру планета Солнечной системы. Хотя ее и называют близнецом Земли состояние поверхности Венеры совершенно другое, чем у Земли. Ученые считают, что на поверхности планеты очень жарко и сухо и что воды в жидком виде здесь нет из-за слишком высоких температур.
Древние астрономы называли Венеру и Фосфорус и Геперус, ошибочно полагая, что это небесное тело, видимое вечером и утром – это два отдельных космических объекта. Планету позже переименовали в Венеру в честь римской богини любви и красоты.
- А почему ее переименовали в богиню красоты? Как вы думаете?
- На следующую планету Марс мы отправимся после задания чистописания.
Разминка
Ручки на коленях,
кулачки сжаты,
крепко, с напряжением,
пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем –
отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики,
Разминаем наши пальчики.
– «Пиши красиво»
- И очередное задание выполнено.
Название Марса – красная планета. На поверхности Марса находятся очень большие горы, самые большие из всех планет.
Никто из людей или животных не выжил бы на Марсе без специального скафандра. Костюма позволяющего дышать. Раньше на Марсе было очень много воды. Но со времен она испарилась. На Марсе очень слабая гравитация. Т.е.притяжение к почве намного меньше чем на Земле. Человек весивший 30 кг на Земле на Марсе будет весить 5-7 кг. Сравните себя и котенка. Это значит что на Марсе человек может прыгать намного выше
Работа по теме урока.
Игра «Найди спрятанное слово».
Среди буквенного текста вставлены слова. Учащиеся должны найти и подчеркнуть их.
трасаофуМарсмнирбыювджачёлкапцэулдбьуятаыщэВенераокнгежмибхзакыМеркурийогпусдв- Какие слова вы подчеркнули? Прочитайте их. (Марс, елка, Венера, Меркурий) Какое слово лишнее? (ёлка). Почему? (Марс, Венера, Меркурий - планеты; елка – растение)
Назовите гласные в слове «ёлка».
- Какой гласный стоит первым?
- Что вы знаете об этой букве?
- Чем она необычна?
- В каких словах слышали звук Ё?
Провести анализ слова: елка..Вывод; буква Ё даёт два звука, когда стоит в начале слова, после гласной и после разделительного мягкого знака
- Вот так выглядит звуковая схема слова. Давайте запишем транскрипцию слова елка. [й’олка]. Вот так мы произносим это слово. А как же оно пишется правильно? Как на письме мы обозначаем звуки йо? Давайте запишем слово ёлка. Составим предложение с этим словом.
- Встречали ли мы с вами елки на планетах, на которых уже побывали?
- Почему?
- Где мы находимся когда перелетаем с одной планеты на другую? (В космосе)
- Слово космос. Какие гласные слышим в этом слове?
- Что вы можете рассказать о букве О?
- Звуковая схема слова космос.
- вот так выглядит звуковая схема слова космос. Давайте составим транскрипцию слова [космас]. А записывать мы это слово будем с двумя буквами о. Давайте составим предложение со словом космос.
- Очередное задание выполнено и мы может отправится на планетуЮпитер.
Юпитер пятая планета от нашего Солнца и находится между Марсом и Сатурном. Если вы думаете, что Земля большая, то это просто ничто по сравнению с Юпитером, который является самой большой планетой нашей Солнечной системы. Если говорить об объеме, то в Юпитер поместятся 1300 таких планет, как Земля. Гравитация на этом гиганте в 2.5 раза больше, чем на Земле. Возьмите свой вес и представьте что на Юпитере вы весили бы, как ваши папы. На Юпитере намного холоднее чем на земле. Поэтому жить там невозможно.
- Какие оттенки использованы на планете Юпитер?
Динамическая пауза
Я привстану на носочки,Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “О” свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу… Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь!
встать на носочки, потянуться
выполнить 2 наклона вперёддостать руками носки ног (2-3 раза)прыжки на двух ногах 3-4 разавыполнить вращение руками 3-4 разастойка на правой ноге (2-3 сек.)наклоны головы вправо-влево (4-6 раз)сесть на место
Изучение нового материала.
- Нам очень много известно о буквах О и Ё. но нам есть о чем узнать. Об этом мы узнаем на следующей планете, под названием Сатурн.
Перед вами лежат листки с правилами.
Гласный безударный звук о – слабый звук. Его нужно проверять сильным ударным гласным, который звучит ясно и четко: коза – козы.
А гласный звук ё наоборот очень сильный, с помощью него можно проверять некоторые слова.
- Чтение правила учащимися. Повтор вместе с учителем. Рассказ правила одним из учащихся.
- На этой планете мы изучили новое правило, но с планетой не познакомились. Давайте узнаем об этой планете кое что интересное.
Мы находимся на самой эффектной планете Солнечной системы - Сатурн, благодаря своему знаменитому кольцу. Сатурн относится к планетам-гигантам, хотя и уступает по размерам Юпитеру. Масса Сатурна в 95 раз больше массы Земли. Это холодная планета: температура держится на уровне -145°С. Яркие кольца Сатурна распадаются на множества узких и тонких колечек и состоят из водяного льда и покрытых льдом камней. Толщина всех колец около двух километров.
- Чем отличается Сатурн от других планет?
Закрепление изученного.
- Перед вами карточки с заданиями. Мы должны прочитать слова и подобрать к ним проверочные так, чтобы гласные О и Е стали ударными и начали стоять в сильной позиции.
коза – козы весло – вёсла
коса - … зерно - …
сова - … гнездо - …
- Запись одним учащимся у доски, а классом в рабочие тетради.
- С какой же планетой мы сейчас познакомимся это вы узнаете сами отгадав постепенно буквы из слова.
1. Если сделаю я губкиОчень тоненькою трубкой,Звук потом произнесу,То услышу букву ... (У)
2. Буква в кипятке краснеет,Возвращаться не умеет, Всё хватает, всё берет, Громче голоса орет. (Р)
3. Самая первая, самая важнаяЭта буква в алфавите глава.Айболита если встретишь,Тут же скажешь букву ... (А)
4. «П» в другую букву можноОчень быстро превратить.Перекладинку немножкоНужно только опустить! (Н)
- Мы находимся на планете Уран.
Уран является самой холодной планетой в Солнечной системе.
Седьмая планета от Солнца. На нем действительно холодно. В отличие от других гигантов Солнечной системы, он выделяет меньше тепла, чем получает от Солнца.
Вращается лежа на боку. Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг своей оси и имеют небольшой наклон оси. Уран больше похож на мяч катящийся по кругу.
Динамическая минутка.
А сейчас мы с вами, дети,Улетаем на ракете.На носки поднимись,А потом руки вниз.Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)Три, четыре – (основная стойка)Вот летит ракета ввысь.Итог урока.
- И улетаем мы на следующую, последнюю планету, под названием Нептун.
Нептун является самой далекой планетой.
Его поверхностная гравитация почти равна Земной. Планета представляет собой шар из газа и льда. У него нет поверхности, как например у Марса или Земли. Его могучая атмосфера постепенно п ереходит в жидкий океан, а затем, при увеличении плотности, в ледяную мантию. Но если мы могли бы стоять на гипотетической поверхности, то практически бы не заметили разницы с Земным притяжением.

Чтобы узнать об этой планете мы должны с вами подвести итог и вспомнить. Какова была задача нашего урока?
- С какой темой мы работали на уроке?
(Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.)
научился…
узнал …
понравилось …
затруднялся …
расскажу всем о …