Интегрированный урок по технологии и географии Японский экспресс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17
Интегрированный урок
(география – технология)
Выполнили:
учитель географии и биологии: Есина Т.В.
учитель технологии: Угринович Т.Л.
Иркутск
2015
Тема урока: Японский экспресс
Цели урока: Создать условия для знакомства учащихся с восточным соседом России – разноликой Японией.
Составить характеристику ФГП государства, выявить влияние географического положения на природу. Познакомить с национальными традициями японцев, типом жилища, национальной одеждой, пищей. Дать оценку экономического развития государства. Продолжить формирование интереса к изучению стран. Развивать умения сравнивать, выделять главное. Отрабатывать навыки работы с картами атласа, картосхемами.
Оборудование: Физическая карта мира, экономическая карта Японии, символика государства, картосхемы для каждого ученика, кимоно, рисунки: цветущая ветка сакуры, Фудзияма, фигурка самурая, японская посуда, икебана, цветная бумага для изготовления оригами, японское блюдо (японский салат), принадлежности для чайной церемонии, видео-фрагменты-«достижения японцев», «приготовление японской пиццы», компьютерные странички – презентация Японии(символы Японии, виды Фудзиямы.)
Ход урока:
1. Дать домашнее задание: П.75 ( В.А.Коринская)
2. Изучение нового материала:
Учитель географии: Сегодня мы совершим путешествие в страну восходящего солнца – Японию, кстати ,а почему именно так называют это государство?
Прежде чем отправиться, давайте вспомним несколько понятий и терминов. (Терминологический тренаж) –архипелаг, - тайфун, -цунами, - муссон.
Во время движения нашего экспресса предусмотрено несколько остановок, пассажирам будет предложена познавательная программа, и возможность заработать оценочные баллы.( за каждый правильный ответ ученик получает карточку «фудзи» 1 балл)
Работа с картами атласа, настенными картами, опорным конспектом.
Остановка №1. ФГП:
У берегов Восточной Азии , омываемая Тихим океаном и тремя морями на четырех крупных и множестве мелких , расположена страна которую мы называем Японией, а сами её жители Ниппон, или Нихон. На карте Японию найти легко. Она похожа на плывущего по морю изогнувшегося дракона, голова которого – самый северный и близкий к России остров (Хоккайдо). Туловище дракона самый большой остров(Хонсю), а лапы и хвост острова поменьше (Кюсю и Сикоку)
Эти 4 острова составляют 98% территории Японии. А всего Японский архипелаг включает более чем 6800 островов(Архипелаг Рюкю ). Протяженность с севера на юг – 3,5 тыс.км. Площадь Японии – 372 тыс. квадратных км.
Какими морями омывается государство? ( Японским, Охотским, Восточно – Китайским)
Нанесение на к/к 4 японских островов и морей которые омывают территорию гос- ва.
Какие черты ФГП можно выделить? ( гос-во архипелаг, имеет обширный выход к морю)
* Работа с к/схемой – нанесение крупных островов, морей и проливов омывающих территорию.
Остановка№2. Рельеф: Японские острова возникли там, где громадная Тихоокеанская литосферная плита столкнулась с материковой Евразийской. В результате этого столкновения восточные окраины материка были раздроблены и образовались острова. К востоку от Японии находится глубоководный желоб – океаническая впадина. Три четверти Японских островов занимают горы . Они , как позвоночник дракона, тянутся через весь архипелаг, достигая самой большой высоты в центральной части Хонсю, в Японских Альпах , главная вершина которых – знаменитая на весь мир гора Фудзияма (Фудзи).
- Определение местонахождения и высоты (3776м)
Земная кора в этом районе до сих пор активна, горообразовательные процессы еще не завершились. О подвижности земной коры свидетельствуют частые землетрясения и действующие вулканы. Всего в Японии188 вулканов, более 40 из них активны. Небольшие землетрясения происходят почти ежедневно, в год около 15 тыс. Последнее мощное землетрясения случилось в Японии в январе 1995г. погибло 6279 человек, рухнуло около 100тыс. зданий. К землетрясениям Японцы относятся со всей серьёзностью: регулярно проводятся учения, ведется постоянная проверка зданий на прочность. Почти в каждой семье приготовлен запас лекарств, воды и продуктов, который может пригодиться в случае сильных подземных толчков.
Нанесение на к/схеме * Фудзияма,
Остановка №3. Климатические особенности: Так как Японские острова протянулись по ширине на 15°, климатические условия весьма разнообразны. Климат Японии в целом благоприятный с высокой влажностью и большими зональными различиями.
- Определение по карте климатических поясов и типов климата, средних температур и годового количества осадков.
Остров Хоккайдо и север острова Хонсю лежат в зоне умеренного морского климата; остальная часть острова Хонсю, острова Сикоку и Кюсю - во влажном субтропическом, а острова Рюкю - в тропическом климате. Наиболее ярко выраженными временами года Японии являются лето и зима, переходные периоды между которыми - весна и осень - резко не выделяются. Большая часть Японии находится в умеренной зоне с влажным муссонным климатом . Следовательно, важнейшим фактором являются муссоны, летом сопровождающиеся тайфунами и ливнями (дуют юго-восточные ветры с Тихого океана), а зимой – снегопадами (дуют северо-западные ветры с Евразии).
Какое влияние оказывает на климат теплое течение Куросио?
Нанесение на к/схему течения Куросио
Остановка №4. Ресурсы:
*Внутренние воды: Очень много горных , порожистых рек, на многих их них построены гидроэлектростанции.
*Почвы: сероземы, красноземы, желтоземы.
* Полезные ископаемые: (ученик 10 класса) В недрах Японских островов отсутствует ряд весьма важных для промышленности видов минеральных ресурсов. В Японии имеются сравнительно большие запасы лишь битуминозного каменного угля, серы, меди, цинковой руд. Но месторождения в основном малы и трудноразрабатываемы, высокая капиталоемкость разработок делает импорт довольно дешевым, гораздо более выгодным, что подтверждается постепенным закрытием шахт в стране. Добываются также в незначительных количествах: железная руда, руды цветных и редких металлов, каменная соль. Омывающие Японию моря и океан имеют для неё огромное значение как источник минеральных и энергетических ресурсов, так как в последнее время благодаря новым технологиям стало достаточно рентабельным использование ресурсов Мирового океана (добыча марганцевых конкреций с океанского дна, извлечение урана из морской воды и т.д.).Остановка №5.Японская флора и фауна(ученица 10 класса)Растительность Японии весьма богатая, что вызвано жарким и влажным летом на большей части островов. Свыше 2/3 территории Японии занимают леса, кустарники; свыше 1/3 – искусственного насаждения. Хвойные породы составляют 50% общих запасов древесины и 37% всей лесной площади. В стране насчитывается более 17000 видов растений. Национальными цветущим деревьям Японии считается вишня – сакура рано зацветающая и любимая по всей стране. По сравнению с богатейшей флорой, фауну Японии можно считать довольно бедной, хотя на островах насчитывается 1199 видов позвоночных, 33776 видов беспозвоночных, около 140 видов млекопитающих, 40 видов птиц, большое количество рептилий, амфибий и рыб.
На островах арх. Рюкю водится черный заяц у него короткие уши и крысиная мордочка, но задние лапы длинные как у обычного зайца. Острые когти на лапах позволяют ему лазать по деревьям. Из крупных животных водится японский олень. В лесах много летучих мышей и обезьян- макак, гиббонов. Реки и моря богаты рыбой , особенно следует выделить – лососевые породы рыб, которые ценятся из-за икры.
Остановка №6.Население:
Япония – густонаселенная страна-126 млн. человек ( по численности 8 место в мире); плотность –333 человек на 1 квадратный км.
99% населения –японцы, 1% айны, корейцы, китайцы. Какой расе они пренадлежат?Средняя продолжительность жизни мужчин –76 лет, женщин – 83 года.
Япония – конституционная монархия – глава государства – император.
Учитель технологии: Наше путешествие продолжается, сейчас познакомимся с миром японских вещей.
Остановка №7 «Мир японских вещей и традиций »
- Кимоно (Выходит девушка в кимоно, изготовленном руками девушек старшеклассниц, демонстрирует изделие, кроме этого обращает внимание на прическу, выполненную в японском стиле.)
Кимоно – дословно «вещь, которую надевают» , в настоящее время кимоно почти исключено из повседневного обихода, но из сердца его изгнать невозможно. Каждая японка имеет в своем гардеробе кимоно и одевает его на Новый год и по случаю приглашения на свадьбу. Покрой кимоно сложившийся 14 веков назад, не изменился до сих пор. Японка кимоно не шьет, она его конструирует, складывая из кусков ткани, вырезанных в виде прямоугольных фигур.
-Тип жилища С древних времен в сельской местности в японском доме постоянными бывают одна или две стены , вместо боковых стен раздвижные щиты с окнами или без них . В жару эти стены отодвигают , и дом превращается в открытую беседку, продуваемую ветром. Пол японского дома устилают толстами матами из рисовой соломы, покрытыми с обейх сторон циновками из травы и обшитыми по краям плотной тканью – татами. Татами содержат в идеальной чистоте, и ходят по ним только в носках.
- Икебана – порождение японского образа жизни. Этот вид искусства создан нацией, которая веками воспитывала в себе умение обращаться к природе как к неисчерпаемой сокровищнице прекрасного. Искусство икебана горячо любимо народом именно за то, что оно общедоступно, за то , что оно помогает человеку даже в бедности чувствовать себя духовно богатым. Вот что говорил об этом удивительном искусстве один японский поэт:
О сердобольные поэты,
Неплохо б научиться вам
Искусству создавать букеты,
Не зная жалости к цветам.
Берет японец ветку вишни
В жемчужно – розовом цвету,
Срезает все, что видит лишним,
Что нарушает красоту.
Икебана привлекает тем, что не требует большого количества природного материала. Основной принцип- небольшое количество цветов, размещенных так, чтобы каждый цветок был хорошо виден. Основу букета должны составлять три цветка, расположенные под определенным углом к вертикальной оси.
В Японии имеются несколько стилей составления букетов. Наиболее распространенный из них –чока, характеризуется простой композицией букета, построенной на вертикальных линиях. Стиль ниджера отличается более свободной расстановкой цветов и ветвей. Стиль морибан связан с использованием низких плоских ваз, в которых цветы устанавливаются на специальных колках.
Изготовление икебаны руками учителя и учеников. Демонстрация созданной икебаны.
Знакомство с бонсаи:
Бонсаи- это искусство выращивания деревьев в миниатюре на подносах и в горшках.(Деменстрация карликового дерева)
Японская кухня: Основу японской кухни составляют растительные продукты, особое предпочтение отдается рису, его варят в небольшом количестве воды, без соли, к блюдам из риса подают острые соленые или остро – сладкие приправы.
Очень многие национальные блюда готовят из даров моря: моллюсков, кальмаров, крабов, креветок, морских водорослей. Сейчас для дегустации мы предложим японский салат.
Японский салат
1банка консервированных ананасов, 3 помидора, 2 апельсина, немного маринованного имбиря( по желанию), сок лимона, соль на кончике ножа, чайная ложка сахара, зеленый салат, 2-3 ст. ложки сливок.
Кусочки ананаса, некрупно нарезанные помидоры, дольки апельсина, очищенные от семян и разрезанные пополам, мелко нарезанный имбирь смешать с сахаром, солью и соком лимона и поставить в холодильник. Перед подачей на стол выложить все на листья салата, красиво расположить их на блюде, и полить все смесью из сливок, сака лимона, соли и сахара.
*Демонстрация фрагмента фильма о приготовлении японской пиццы.
Чайная церемония:
Обычно чайная церемония продолжается более 4 часов, за это время подается 2 вида чая: жидкий и густой. Перед густым чаем гостям подают разную еду, а уж потом чай. По словам мастера церемонии, выпитые подряд 3-4 чашки густого чая могут вызвать сердечный приступ, настолько он крепок. Гости располагаются за низким столом , садятся на татами(покрытие- циновка), укутав ноги теплым одеялом. Чай пьют маленькими глотками, выпив чай гость благодарит хозяина, хозяин кланяется в знак согласия и произносит ответную учтивость. Окончивший чаепитие рассматривает рисунок на чайной чашке, отдавая дань мастерству художника. Посуда на японском столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом, приезжие изумляются: что за разнобой. А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись на тарелках, чашках и кофейниках.
Во время чайной церемонии предпочтение отдают зеленому чаю, взбитому кисточкой в пену.
Оригами:
Что можно сделать из обычного прямоугольного листа бумаги? Оказывается очень многое – животных, птиц, цветы Для этого надо знать приемы оригами – мастерства складывания фигурок из бумаги без клея и ножниц. Бумажные поделки дети учатся делать с 3 –4 лет. Несомненно, это помогает развивать находчивость, самостоятельность, фантазию, хороший эстетический вкус.
Оригами это не только развлечение. По существующей традиции, друзья и родственники тяжело больного человека, желая ему выздоровления или облегчения страданий, часто складывают тысячу бумажных журавликов.
Мы сейчас тоже попробуем изготовить бумажную фигурку: изготовление элемента звезды.
Для этого учащиеся используют листочек цветной бумаги красного цвета и схему . Элемент создан и на некоторое время остается на столе.
Учитель географии: экономическое развитие Японии.
Историческая справка:
Согласно преданию , Японская империя возникла в 660 г. до н.э., когда на престол взошел первый японский император Дзимму. В течении первого тысячелетия Япония развивалась под влиянием Кореи и Китая, имевших более высокий уровень цивилизации. С 12 века в стране фактически установился военный режим и Японией стали править сёгуны – военные диктаторы., чьё господство продолжалось до 1867г. В последние десятилетия 19 века Япония начала все более активно распространять свое влияние на соседние страны. 1894 –1895гг. – японско – китайская война,1904 - 1905гг. русско – японская война, в которых Япония одерживает верх.
1931г. – захват Маньчжурии.
1937 – нападение на Китай
1941г. – нападение на Американскую базу Пёрл – Харбор( Гавайские острова), вступление во вторую мировую войну.
1945г.- Сброшены американские атомные бомбы на города Хиросима и Нагасаки. Япония проигрывает войну, тогда же Советские войска разгромили Квантунскую армию , освободив Маньчжурию и вернув себе о. Сахалин и Курильские острова, с чем Япония не согласна до сих пор, настаивая на возвращении ей четырех островов , называя их северными территориями.
2. 09.1945г.- Япония капитулировала, были распущены вооруженные силы, проведены политические и экономические реформы. После войны Япония бросила все силы на восстановление , а потом и на развитие экономики. Главный лозунг государства в послевоенное время - «Чем больше я работаю, тем больше приношу пользы для государства!», люди работали практически без выходных , рабочий день –12 –14 часов. Трудолюбие японцев – одна из причин бурного развития экономики.
Начиная с 50 –х годов 20 века, для японской экономики характерны очень высокие темпы роста.
Этот период называют «Японским чудом» - за очень короткий промежуток времени страна сумела преодолеть огромный путь, продемонстрировав большие достижения в науке, технике, образовании, промышленности и торговле, причем не имея собственного сырья . На привозном сырье практически заново созданы такие базовые отрасли, как энергетика, металлургия, автомобиле – и судостроение, химическая и нефтехимическая. В настоящее время Япония является лидером в области электроники, биотехники, робототехники.
Рефлексия:
Закрепление конкурс «Кюдо». Кюдо – стрельба из лука. ( на классной доске изображена схема мишени, с занимательными вопросами)
Учащиеся выбирают «цель», учитель переворачивает указанный учеником номер и зачитывает вопрос:
1 – Как называется циновка, покрывающая пол? (Татами)
2 – Пролив отделяющий Хоккайдо от о.Сахалина? (Лаперуза)
3 – Денежная единица Японии (Иена)
4 – Японская «Собака – рыба»? («Фугу» - ядовита, но ее едят, извлекая яд. В ресторанах весит надпись « Администрация не несет ответственности за жизнь клиентов»
5 – В каких климатических поясах расположен Японский архипелаг?( умеренный –субтропический)
6 –Самая высокая гора в Японии?
7 – Кто такой Сёгун ? (военный диктатор)
8 –Сакура -? (дикая вишня)
9 – Основная зерновая культура Японии?- рис
10 – Кодифицированная процедура самоубийства – самураев? - харакири
*Показ фильма «Достижения японцев»
Учитель географии: заключение
Итак, уважаемые туристы, вы вместе с нами закончили увлекательное путешествие по Японии.
Думаем, что пробудили у вас большой интерес к Японии и японцам, к их образу жизни, складу ума и характера и вызвали у вас симпатию.
Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила нас бок о бок. А кому неизвестна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Поэтому мы сегодня постарались ближе познакомить вас с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни.
*Рефлексия
У вас на каждом столе лежат изготовленные элементы оригами, сейчас вы напишите любое слово или предложение на своем изделии, которое характеризует Японию, затем по цепочке зачитываете, и передаете учителю. Преподаватель технологии размещает элементы на доске , предварительно заготовив схематичный рисунок государственного флага Японии, на месте красной окружности прикрепляются красные элементы оригами.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 715