В статье рассматривается один из способов формирования естественнонаучной функциональной грамотности при помощи использования прикладных и предметных заданий.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
в статье рассматривается один из способов формирования естественнонаучной функциональной грамотности при помощи использования прикладных и предметных заданий.
Целью процесса обучения и воспитания является формирование гармонически развитой личности обучаемого. В зависимости от социального заказа общества и государства эта цель дополняется, расширяется и уточняется с учетом насущных проблем и задач настоящего исторического периода. Наше государство стремится занять значимое место в системе отношений развитых стран. В послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»» Президент-лидер нации Н.А. Назарбаев ставит цель перед существующей системой образования: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни» [1].
Из этого следует, что перед школой стоят расширенные задачи обучения. Теперь они включают в себя не только привычные знания, умения, навыки, но и базовые, ключевые и предметные компетентности и также компоненты функциональной грамотности. Функциональная грамотность определяется как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде [2]. Проверка уровня сформированности функциональной грамотности проверяется тестами, проводимыми международными исследованиями достижений ожидаемых результатов образования TIMSS и PISA. [3]
Как же подготовить учащихся к решению таких заданий? Эти задания очень часто предполагают наличие знаний из смежных областей. Сквозные темы в предметах цикла естествознания хорошо просматриваются только в 10-11 классе, т.е тогда, когда дети старше 15 лет. А тест PISA рассчитан именно на пятнадцатилетних. Значит, готовить к решению этих заданий необходимо раньше, причем делать это поэтапно. При изучении ботаники большое значение следует уделять практическому использованию растений, лекарственным, техническим и съедобным растениям, особенно растениям данной местности. В качестве летнего задания или при работе школьного НОУ можно дать задания по составлению «Карты запасов лекарственных растений», изучению видового разнообразия городских парков, изучить применение обычных растений в качестве лекарственных.
В 7 классе решаются задачи практического содержания. Например: Пресноводная гидра не может обитать в водоемах с быстрым течением, а в водоемах со стоячей водой широко встречается. Почему? (Гидра не обитает в водоемах с быстрым течением потому, что ее мягкое тело разбивается быстротекущей водой, и в таких водоемах нет маленьких рачков - дафний и циклопов, которыми в основном питаются гидры.) При решении этой задачи ученики задумываются о характеристиках водоема, о том, что физические характеристики потока влияют на обитателей водоема. Решая подобные задачи, ребята постепенно учатся привлекать смежные знания, сначала по географии, потом по физике и химии. В 8 классе, когда ученики начинают изучать химию, на уроках использую ситуационные задачи. Напрмер: При ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5%-м раствором сульфата меди(II). Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание приготовить 500 мл такого раствора. Составьте карту-инструкцию приготовления раствора. Или такая задача: Какие меры предприняли бы вы на месте воспитателя детского сада, если бы во время прогулки вашего подопечного укусили муравьи? (Ребенок жаловался бы на сильное жжение.) Такие задачи приучают использовать предметные знания в повседневной жизни. «Смотреть и видеть» позволяет научиться прием «Аукцион». На экран выводится слайд с картинкой. В зависимости от темы это может быть фотография участка растительности, какие -то животные в среде обитания. Ученикам предлагается по этой картинке доказать любой факт. Например, предположить какой климатический пояс или континент тут изображен. Голодное это животное или сытое, охотится или скрывается. Как данное растение опыляется, влаголюбивое оно или ксероморфное, какие животные могут им питаться. Любое предположение нужно доказать каким то элементом фотографии. Пять минут в конце урока для закрепления или в начале для актуализации знаний могут очень хорошо развить способности к наблюдению и анализу. Еще один способ развития функциональной грамотности – чтение текстов не из учебника, где текст выверен и содержит только нужную информацию, а из других источников. Например, произведения Жюля Верна, листовки – вкладыши в лекарства, рекламные ролики, статьи в журналах или газетах.
Систематичное решение заданий прикладного характера позволяет научить детей воспринимать свои знания в контексте окружающего мира, видеть возможности применения в жизни того, что они учат в школе. Это и является основной задачей развития функциональной грамотности.
Список использованной литературы:
1. Послание президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»», Астана, Акорда, 2012 год
2. Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников http://www.inform.kz/rus/article/2478586
3. PISA как средство учета функциональной грамотности http://www.privivkam.net/iv/viewtopic.php?f=28&t=4712&start=0
4.Моисеева Н.И. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках физики