Педагогическая мастерская по теме :«Система оценивания как средство повышения эффективности преподавания и учения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№2 г. Канска
«Система оценивания как средство повышения эффективности преподавания и учения»
Махинько Людмила Ильинична учитель начальных классов
Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.
Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий изучаемым учебным материалом.
Особенности ФГОС требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников; отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания. Прежде всего, меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как: самостоятельный и самоценный элемент содержания; средство повышения эффективности преподавания и учения;
Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. Речь идёт не столько об изменении средств оценивания, сколько об изменении целей оценивания.
Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей (грамотности) учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми, следовательно, школе требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.
Мониторинг качества обучения помогает отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценить результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса. Также непрерывное отслеживание качества обученности отдельных учащихся и класса в целом по всем разделам учебных программ позволяет учителю осуществлять самоконтроль за своей деятельностью. Таким образом, процесс обучения (преподавания и учения) становится более осмысленным и целенаправленным
В своём выступлении я хочу поделиться опытом использования «листа достижений» как средства мониторинга знаний, умений и навыков в рамках контрольно-оценочной деятельности учителя.
Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации у него пробелов в усвоении знаний и умений. Чтобы отследить уровень успешности и рост каждого ученика, вводятся : «Листы результатов обученности», «Листы достижений»,
Я расскажу об основных идеях применения «листа достижений» в образовательном процессе
Мониторинг ориентирован на процесс, он позволяет педагогу на основе полученной информации об овладении каждым учащимся общими учебными и предметными умениями и навыками своевременно вносить коррективы в педагогический процесс. Одним из средств мониторинга является «Лист достижений учащихся».
Теоретическую подготовку по разработке и применению «Листа достижений» я получила, обучаясь на курсах по модулю «Процессуальный мониторинг» в 2015г.
Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности можно использовать листы индивидуальных достижений
Листы достижений позволяют наглядно увидеть не только степень сформированности того или иного навыка на данный момент, но и индивидуальный прогресс развития ребенка.
-Листы индивидуальных достижений дают учителю всю необходимую информацию: как идет процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигли учитель и в целом класс поставленных задач, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения. Они позволяют осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причем гораздо более информативную, чем это позволяют отметки. Такая схема трудоемка, но она лучше отвечает задачам личностно-ориентированного образования
Лист достижений позволяет:
во-первых, выделить и зафиксировать цели-результаты освоения учащимися содержания темы, выраженные в виде общих учебных и предметных умений школьников, подлежащих развитию согласно Государственному образовательному Стандарту общего среднего образования и учебной программе;
во-вторых, непрерывно и открыто для всех субъектов учебного процесса (ученика, родителей, администрации образовательного учреждения) фиксировать продвижение каждого ученика в освоении планируемых умений;
в-третьих, своевременно и адекватно корректировать учебный процесс с опорой на индивидуальное продвижение каждого ученика.
По ходу изучения темы индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью листов достижений. Особая ценность данного приема состоит в том, что он направлен на оценку формирования именно данного навыка, а не личности ребенка в целом. Листы достижений позволяют наглядно увидеть как степень сформированности того или иного навыка на данный момент, так и индивидуальный прогресс ребенка.
Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам с учетом:
1. Предметных знаний;
2. Действий с предметным содержанием.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, так же в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания фиксируются в листе оценки по каждому учебному предмету (приложение).
Результаты продвижения каждого ученика в освоении изучаемой темы заносятся в лист достижений знаками «+» (если ребенок продемонстрировал конкретное умение) и «-» (если школьник не проявил умение). В результате по количеству «+» и «-» учитель делает выводы о формировании планируемых умений каждым учеником.
Уже в течение года я заполняю листы достижений учащихся на определённые тему. Минусы не ставлю, ( все-таки – это достижения), только «+». По каждому виду контрольно- оценочной деятельности выставляю результаты: за устный ответ, работу у доски, домашнюю работу, самостоятельную и контрольную и т.д. Причем, за каждый вид контроля «+» ставлю определенным цветом. Конечно, выставлять «+» за каждый правильный ответ или решенный пример – это большой труд, требующих времени, но если четко организовать работу, свою, как учителя, а также помощников среди учащихся – консультантов, командиров групп, членов учебного сектора класса, то работа пойдет быстрее.
Лист составляется на начало изучения темы. Такой же лист выдается каждому учащемуся. Мы назвали его «Индивидуальный лист достижений». Учащийся выставляет себе результаты с общего листа, а с индивидуального заносит в общий лист при проведении самооценки или работы в парах и группах.
Анализ, который можно сделать по листу достижений учащимся:
- выполнены ли все домашние работы, умеет ли применять определения и теоремы при решении упражнений самостоятельно или только с помощью группы, знает ли все понятия темы, по какой теме раздела есть затруднения и т.д.;
- учителем: по классу в целом и индивидуально по каждому учащемуся. Например, Шишко Артём знает все понятия темы, выполнил все домашние работы, решает упражнения как самостоятельно, так и в группе, охотно дает устные ответы и, самое главное, – проводит доказательные рассуждения при решении задач.
Зайцев Витя получает свои достижения только при выполнении домашних работ и в группе. Не смог сдать ни одного определения и выполнить самостоятельные работы.
Солдатенко Валерия отсутствовала при изучении темы полностью, поэтому с ней нужно будет работать индивидуально в будущем, чтобы наверстать программный материал.
Черников Алёша показывает знания и умения при устном ответе, самостоятельной работе, но категорически не делает домашнюю работу:
В целом по классу можно сделать следующие выводы: практически все учащиеся знают теоретический материал темы, удачно выполняют работы по темам, применяют меньше половины класса, общим учебным умением проводить доказательные рассуждения владеют не все.
Так же, делая анализ листа достижений, можно спрогнозировать и процент выполнения контрольной работы.
Листы достижений я практикую в этом классе со 2класса. За это время заметила отношение учащихся к данному виду мониторинга: в третьем классе они стараются получить больше плюсов, устраивая своеобразное соревнование. В этом году мои ученики третьеклассники перешли на более высокий уровень: они научились анализировать информацию листа достижений и делать коррекцию в своих знаниях и умениях.
Положительные результаты, которые несет в себе «лист достижений», следующие:
- идет мониторинг знаний, умений и навыков учащихся по теме;
- лист достижений заменит любую карту знаний;
- помогает учителю и ученику выявить пробелы и вовремя, до проведения контрольной работы, их устранить;
- лист достижений – это хорошая информационная карта, так как в нем видно выполнение домашних работ, знание определений, выполнение самостоятельных работ, что можно показать и родителям, и администрации школы.
Я считаю работу с листом достижений настоящей находкой в своей педагогической деятельности. Во-первых– каждый лист я составляю сама, перерабатывая каждый раз программный материал и учитывая индивидуальные особенности моих учеников при подборе материалов для контрольно-оценочной деятельности и, самое главное, мой лист достижений приносит положительные результаты в освоении учащимися программного материала.
Я рекомендую коллегам попробовать себя в этой деятельности. Особенно это будет интересно для учащихся начальных и 5-6 классов, а также для классов коррекции и принесет большую пользу самому учителю в работе.
Что такое система оценивания?
Система оценивания это процесс сбора , анализа, хранения и применения данных о достижении школьниками планируемых образовательных результатов.
Для чего нужна система оценивания?
Система достижении создаётся с целью получения объективной информации о качестве освоения школьниками основной образовательной программы начального общего образования
Где систематизируется и хранится информация о достижениях учащихся?
Для этих целей можно использовать «Лист достижений».
Как осуществить фиксацию достижения школьниками планируемых образовательных результатов?
Для контроля и учёта достижений обучающихся в ходе текущего оценивания могут использоваться следующие формы: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктант, контрольное списывание, тестовые материалы, изложение сочинение, творческие работы и т.д.
Для повышения педагогической ценности результатов оценки необходимо разработать систему представления информации, необходимой для различных целей. Одной из таких форм представления информациидля всех субъектов учебного процесса может являться «Лист достижений».
Например , как можно применить «Индивидуальный лист достижений» при изучении темы «Имя существительное» во 2классе
«Индивидуальный лист достижений» при изучении темы «Имя существительное»
ученика(цы) 2 «в» класса .
Предметные умения
1урок
2урок
3урок
4урок
5урок
6урок
7урок
8урок
9урок
10урок
11урок
12урок
Умею дать определение им. сущ.
+
Умею ставить вопросы к им. сущ.
+
Умею выделять им. сущ. среди других частей речи.
+
Умею называть грамматич. признаки им. сущ.(род, число)
+
Умею определять лексическое значение им. сущ.
Умею устанавливать связь с другими частями речи
+
Умею разбирать по составу
+
Умею составлять словосочетания, используя имена сущ.
+
Матрица. Сигнальная карта (у учителя) Лист успеха , достижения, наблюдения по разделу: Имя существительное
Фамилия имя уч-ся
Умения по разделу
Умею дать определение им. сущ.
Умею ставить вопросы к им. сущ.
Умею выделяю им. сущ. среди других частей речи.
Умею называть граммати.признаки им. сущ.(род, число)
Умею определять лексическое значение им. сущ.
Умею устанавливать связь с другими частями речи
Умею разбирать по составу
Умею составлять словосочетания ,используя имена сущ.
Проверочная работа
Выполнение теста
Диктант
с граммат.
заданием
.Амалова Н.
+
+
-
-
+
-
+
-
+
-
+
+
2
3
2
3
3
.Асомудинов Н
+
+
-
-
+
-
+
+
+
-
+
2
3
2
3
3
Бахтибеков А.
+
+
+
+
-
+
+
+
4
4
3
Бердибеков Б
+
+
+
+
+
+
+
+
4
4
4
Васильев А
+
+
+
+
+
-
+
-
4
4
4
Вантеева В
+
+
+
+
+
+
+
+
4
5
5
Жоотбаев Н
+
+
+
+
+
+
+
+
4
4
3
Зайцев В
+
+
+
+
+
+
+
+
4
4
4
Королёва А
+
+
+
+
+
-
+
+
4
4
4
Королёва Ш
+
+
+
+
+
+
+
+
5
4
4
Колесникова А
+
+
+
+
-
+
-
+
-
-
-
3
3
3
Конников К.
+
+
+
+
+
+
+
+
4
5
4
.Лойков И
-
+
-
+
-
-
+
-
-
-
-
-
+
-
+
2
3
2
3
2
3
Леонавичус Т.
+
+
+
+
+
+
+
+
5
4
4
Минченко Д.
+
+
+
+
-
+
+
-
4
4
4
Мурашкин И.
+
+
+
+
+
+
+
+
4
4
4
Новикова К.
+
+
+
+
+
+
+
+
4
4
4
Подберёзкина
+
+
+
+
+
+
+
+
5
4
4
Панкевич Е
+
+
+
+
-
+
-
+
-
+
-
+
3
3
3
Разутов И.
+
+
+
+
+
+
+
+
5
4
4
Рузманов В
+
+
-
+
+
-
+
+
+
+
3
3
3
СолдатенкоЛ.
+
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
2
2 3
2
3
2
3
Тулекеев А
+
+
-
-
-
-
+
+
-
-
-
+
2
2 2 3
3
3
Фомина К
+
+
+
+
+
+
+
+
4
4
4
Черников А
+
-
+
+
-
-
-
+
+
-
+
3
3
3
ШестернинБ.
Шишко А.
+
+
+
+
+
+
-
+
+
+
+
+
-
+
+
+
+
-
+
3
3
3
3
3
3
Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования . Чётко отслеживается прохождение программного материала .Мы можем отследить на каком этапе произошло отставание. Помогает составить контрольную работу по темам. Скорректировать работу по исправлению ошибок. Ведение «Листов достижений « помогает защитить учителя. Без специального отслеживания трудно представить действие учителя и успешность освоения предмета учащимся.
.
13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Root Entry