Метод «ФИШБОУН» в работе над рассказом Л.Улицкой «Пиковая Дама»


Лугинина Юлия Андреевна,
учитель МБОУ СОШ № 14
г. Искитим Новосибирской области
Приём «фишбоун» в работе над литературным произведениемОдним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Что такое фишбоун? В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально:
В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.
Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания.«Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе
269938528638500
689991031242000398653050800054044857683500
42900604318000
2508885160147000794004061023500461010127000
536638553403500284226046736000910590331470проблема
00проблема
8140065407670вывод
00вывод

675957520510500398526020510500
415036041275 факты, аргументы
00 факты, аргументы

СТРАТЕГИЯ «ФИШБОУН»
в работе над рассказом Л.Улицкой «Пиковая Дама»
Эгои́зм (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.
67805307683500112077520129500
480504512450300297561017208500
-72136017081500
3747135120015чувство собственного превосходства
00чувство собственного превосходства
724281021590никого, кроме себя, не любила
00никого, кроме себя, не любила
3747135120015чувство собственного превосходства
00чувство собственного превосходства

8596630111760Унижая слабых, кротких, добрых, капризничает, привередничает, равнодушная к собственным детям, внукам, она живет только для себя, являясь символом крайнего эгоизма.00Унижая слабых, кротких, добрых, капризничает, привередничает, равнодушная к собственным детям, внукам, она живет только для себя, являясь символом крайнего эгоизма.831151513208000 жила живет по по установленному
-42481548895чудовище, гений эгоизма... всех уничтожила, всех похоронила
00чудовище, гений эгоизма... всех уничтожила, всех похоронила
ею порядку
за счет других


317563512001500
8014335149860"Она детей не выносила, не делала скидок на возраст..."; доставляло удовольствие издевательство над дочерью
00"Она детей не выносила, не делала скидок на возраст..."; доставляло удовольствие издевательство над дочерью
1933575212725сначала на нее работала
ее сестра, а когда та умерла, за ней стала смотреть дочь
ней стала смотреть ее дочь
00сначала на нее работала
ее сестра, а когда та умерла, за ней стала смотреть дочь
ней стала смотреть ее дочь
1216025228600069989708509000523938585090009683752286000
590931056515Еду подавали в строго определенном часу, домочадцам быть к 6
00Еду подавали в строго определенном часу, домочадцам быть к 6
411860946990"Мур интересовалась событиями и людьми как декорацией собственной жизни и статистами ее пьесы"
00"Мур интересовалась событиями и людьми как декорацией собственной жизни и статистами ее пьесы"
42106854318000




При обсуждении рассказа Л. Улицкой «Пиковая Дама»» был использован приём «фишбоун». В ходе работы со словарями и Интернет-источниками обучающиеся проанализировали определение слова эгоизм и пришли к выводу, что эгоизм – это поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других В голове зафиксировали проблему эгоизма. На верхних косточках записывали причины эгоистического поведения Мур, на нижних факты, подтверждающие данную информацию. Получили следующий результат:
Мур была иждивенкой и потребительницей, жила за счет других: сначала на нее работала ее сестра, а когда та умерла, за ней стала смотреть ее дочь Анна, чью семью мать жестоко порушила;
в ней раздуто до небывалого чувство собственного превосходства, эгоизм. Мур воспринимает жизнь механически, будто все вокруг являются вещами, призванными только служить ей одной. ("Мур интересовалась событиями и людьми как декорацией собственной жизни и статистами ее пьесы", "Люди, оказавшие хоть какое-то сопротивление ее нечеловеческому обаянию, просто исчезали из виду...");
Мур предпочитает жить в упорядоченном авторитарном обществе со строгим режимом и установленным ею порядком. ("Утренний кофе шел с молоком, а послеобеденный полагался черным", "Завтрак, обед и ужин не относились к второстепенному. Еду следовало подавать в строго определенном часу. Полный прибор с подставкой для ножа, салфетка в кольце"); домой всем домочадцам необходимо было приходить строго к шести часм вечера;Мур никого, кроме себя, не любила. ("Она детей не выносила,... не делала скидок на возраст..."), ей доставляло удовольствие поёживание дочери, когда мать начинала переходить на площадную брань;
Мур свойственно стремление осудить других. На протяжении всего рассказа она не раз подчеркивает свое превосходство, осуждая своих подруг, осмеивая соперниц.
Проанализировав текст рассказа, ребята пришли к выводу, что Мур, унижая слабых, кротких, добрых, капризничает, привередничает, равнодушная к собственным детям, внукам, она живет только для себя, являясь символом крайнего эгоизма.