Доклад Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ
Выполнила: Г.Ю. Волохова
Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространёнными является самостоятельная работа. Многие педагоги, психологи, методисты определяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной
деятельностью учащихся. Причём внешней формой самостоятельной работы
выступает задание, а внутренним содержанием – учебная задача.
Наиболее актуальным такой взгляд на самостоятельную работу становится
в условиях развивающего обучения, так как самостоятельная деятельность-
необходимое условие формирования учебной деятельности.
В условиях развивающего обучения в начальных классах происходит увеличение
роли самостоятельной работы как средства организации и управления самостоятельной
деятельностью младшего школьника. Это требует от учителя определённых знаний о
самостоятельной работе и способах её реализации в процессе обучения.
Нередко приходится наблюдать, как многие учителя, обучая школьников математике
развивающим программам, «слепо» переносят на урок формы и виды самостоятельной
работы из традиционной системы обучения. Это объясняется тем, что методика использования самостоятельной работы в условиях развивающего обучения
освещена мало.
Самостоятельную работу можно классифицировать в зависимости от той структурной части урока, в которой эта работа предлагается. На первый взгляд такая классификация кажется формальной, несущественной. Но в рамках развивающего обучения структура урока определяется общеизвестными компонентами учебной деятельности, которая
формируется средствами конкретного содержания.
В соответствии с компонентами учебной деятельности можно выделить виды самостоятельных работ, используемых учителем по развивающим программам:
- самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи;
- самостоятельная работа на этапе решения поставленной учебной задачи;
- самостоятельная работа на этапе решения частнопрактических задач;
- самостоятельная работа на этапе контроля и самоконтроля.
Самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи содержит задания, направленные на формирование общего способа действий. Формулировки заданий побуждают школьника задуматься над тем, что он знает ( на основе актуализации
предшествующего материала) и что не знает в предполагаемом для работы содержании.
Самостоятельная работа на этапе решения поставленной учебной задачи содержит
задания, в которых новая информация не вводится в готовом виде. Новые правила, определения, законы становятся результатом самостоятельной исследовательской
деятельности ученика.
Данный вид самостоятельной работы рекомендуется проводить в групповой и парной
форме.
Задания для самостоятельной работы на этапе решения частнопрактических задач формулируются таким образом, чтобы школьник при их выполнении мог прибегнуть к общему способу действия, освоенному ранее.
Основные требования к заданиям для самостоятельной работы на этапе контроля
и самоконтроля состоят в том, что они должны предлагаться в варьирующих условиях
побуждающих школьников к продуктивной мыслительной деятельности.
Варьирующие условия могут создаваться за счёт:
- непривычных формулировок заданий;
- традиционной формулировки, но с материалом повышенной трудности;
- выполнения заданий, требующих сделать какое-то обобщение, самостоятельный
вывод;
Задания для самостоятельной работы данного вида требуют дифференцированного
подхода к учащимся.
Пример 1. Учебная задача урока: сформировать понятие о смысле умножения.
- Замените сложение умножением. Найдите « ловушку» и исправьте её.
25+ 25+ 24+ 25
18+ 18+18+18+18+18
35+35+35+35-35+35
а+а+а+а+( а-1)
в+в+в+В+в
с+с+с+с+с+в
Пример 2. Учебная задача урока: сформировать понятие об уравнении. Составьте
различные уравнения с числами 7, 5, 4, 8.
Классификация самостоятельной работы позволяет учителю начальной школы
методически правильно, грамотно с учётом требований к развивающему обучению формировать самостоятельную деятельность младших школьников.
15