Диалоговое обучение на уроках русского языка методические рекомендации
Чтобы эффективно общаться, мы должны осознать, что все мы отличаемся друг от друга в том, как мы воспринимаем мир, и использовать это понимание в качестве руководства для нашего общения с другими людьми.
Энтони Роббинс.
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон(2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как с взрослым, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. (Руководство для учителя стр.155)
Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. В диалоге ученики (а также их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования.
Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты.
Утверждение Л. Выготского о центральной роли речи в обучении было поддержано эмпирическим исследованием. Барнс (1971) утверждал: то, каким образом речь используется в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации.
В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 17 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», Президент Н. А. Назарбаев в очередной раз остановился на вопросах развития системы образования, которые широко представлены в разделе «Качественный рост человеческого капитала в Казахстане». Глава государства акцентировал внимание на модернизации системы повышения квалификации педагогических работников Казахстана и создании новой системы переподготовки педагогических кадров на базе «Центров педагогического мастерства». В связи с этим, Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», совместно со стратегическим партнером Кембриджским университетом разработаны Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.
В 2013 г. в Алматы прошла курсы повышения квалификации учителей по новым программам на базе Центра педагогического мастерства и его филиалов, АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу». Здесь используется и ИКТ, и возрастной уровень, принцип самооценивания. Все заключается в групповой работе. То есть, не только мы оцениваем, а дети сами друг друга оценивают. И дети уже не сидят как обычно и слушают, а сами уже обсуждают и приходят к какому-то заключению. В течение года мне пришлось пересмотреть планы, этапы урока, методы и приемы всех уроков, взглянуть на привычное по – новому. Для себя я открыла совершенно другой мир в своей педагогической деятельности. Изменилось мое видение современного урока, отношение к ученикам, роли учителя на уроке. Ведь не секрет, что на уроке большую часть говорит учитель. Учитель объясняет новый материал, разъясняет ход выполнения заданий, а иногда, увлекшись, отвечает на свои же вопросы, адресованные ученикам. Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой, а ученики должны размышлять, обсуждать, анализировать. Мы должны уделять больше внимания на речь ученика, на диалог, как основу урока. Ведь зачастую наши ученики не могут высказать свою мысль, не могут построить свою речь, это и есть результат того, что учитель в течение всех уроков говорит сам. Согласно диалогическому обучению Александера (2004) предполагает, что традиционные модели общения в классе, в котором голоса учеников едва принимались во внимание, ставятся под сомнение диалектической и диалогической педагогикой. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение, как с взрослым, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. (Руководство для учителя стр.155). На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников.
вопросы необходимо формулировать так, чтобы они соответствовали потребностям обучения учеников. Вопросы можно дифференцировать в соответствии с разными возможностями и разными учениками. Можно использовать различные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников, такие как побуждение, апробирование и переориентация.
Программа Кембриджского университета заставила меня пересмотреть мои взгляды на диалоговое обучение. Взглянуть на старое по - новому. По данной причине пришлось пересмотреть планирование своих уроков, дабы соответствовать диктующим правилам образовательной системы.
В ходе серии уроков я выяснила суть диалогового обучения, данное обучение интерактивное обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие ученик – ученик, компьютер – ученик, ученик – учитель. По моим наблюдениям взаимодействие ученика в паре и в группе при диалоговом обучении наиболее плодотворно влияет на понимание и сознание ученика
Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами.
В начале моей практики в школе сложно было научить учащихся правильному диалогу, так как присутствовали барьеры в обучении, во-первых, это речь учащихся, понимание и воспроизведение своих мыслей, нерешительность учеников.
Ученики постоянно ожидали, какой - то оценки со стороны одноклассников и учителя и было заметно скованность учащихся, что в начале мешало их услышать. Поэтому, я старалась имитировать интерес к известной им информации так и к новой, чтобы стимулировать их собственные отношения к изучаемой теме. В результате я увидела новое видение своих учеников возможно не совсем сформированное, но уже информацию, которую они излагали, вызывал интерес у них самих. К концу уроков появлялся живой диалог. На появление диалога в классе повлиял психологический настрой, постоянная разбивка на группы, поощрение, взаимооценивание так же систематический диалог на каждом уроке. Диалог наиболее желателен был в моем классе для стремления их к активному самоопределению. Диалог между учителем и учеником помог лучше понять понимание темы, диалог ученик- ученик понять их взаимоотношения в группе, диалог ученик- компьютер как ученик может владеть информацией и работать с техникой.
Я поняла, что диалог состоит из процесса обмена информацией между участвующими в нем сторонами. Тихие голоса работали пока в полголоса или просто сидели, слушая остальных участников. Хотелось услышать их мнения их недовольство их умение рассуждать именно в нужном русле. Некоторые ученики решили где- то просто промолчать. На первом уроке диалог у меня начался с создания коллаборативной среды «Хочу пожелать…» учащиеся в обращении друг к другу желали различные пожелания, здесь возник диалог учитель - ученик-ученик- учитель. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.
На первом уроке по теме: «Указательные местоимения» в диалоге показали себя в основном сильные учащиеся. Прием критического мышления «Ассоциация» помогла осуществить диалог учитель – ученик. В начале урока возникает проблемная ситуация, дальше - побуждающий диалог. Основная задача таких уроков заключается не в сообщении ученикам информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями.
Сравнивая работу учеников в стандартной обстановке и в работе в паре можно ощутить разницу. Если в обычной работе каждый ученик работал сам за себя, или же отрешено сидел за последней партой то в паре работали сообща, помогая друг другу, оказывая поддержку. Сильные ученики, помогая слабым, тем самым повышали самооценку себе и уверенность в себе в слабых учениках. Уровни ответов учащихся, конечно, отличались, ведь каждый ученик познает мир по - своему и когнитивные способности разные.
На моих уроках диалоговое обучение проходило сквозь использование методов и приемов критического мышления. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе соответствующей информации, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться.
Я, проведя серию последовательных уроков, для себя отметила то, что в диалоге большое значение имеет возрастные, профессиональные, индивидуальные, особенности партнера по общению. Ведь как проходит диалог зависит от всех участников и при этом диалог является средством обучения, воспитания и отправной точкой для упражнения речевых способностей и с вытеканием отсюда ясности изложения мысли умением слушать партнера и адекватной самооценки в ходе диалога.
Таким образом, эффективность учебного диалога определяется с точки зрения достижения тех обучающих и воспитательных целей, которые стоят перед процессом обучения.
Диалог помог мне в классе объединить учащихся в группе. Речь учащихся стала приобретать связь. Из опыта работы можно отметить как положительные результаты, так и трудности, связанные с организацией диалогового обучения Трудности: - нет навыков самостоятельной работы у учащихся;
- речевой барьер
- низкий уровень когнитивных способностейПоложительные моменты: - самостоятельное обучение в паре;
- совместное обучение в группе- критическое осмысливание проблемы.
Процесс обучения осуществляется в условиях активного взаимодействия всех учащихся и учителя. Без контакта с другими людьми нет профессионального роста и обучения. Все этапы урока были пропитаны диалоговым обучением, но вкралось сомнение в один из форм диалога ученик-компьютер, если вдуматься в слова Чарльза Диккенса: «Электронная связь никогда не будет заменой реальному общению с человеком, который своей душой побуждает другого человека быть смелым и правдивым» Предлагая ученику, диалог с компьютером я увидела его работу, но мысли остались при нем. По этой причине посчитала эффективный диалог ученик-учитель и ученик - ученик так как здесь проявляются те положительные качества, которые я описала выше.
Обучая учащихся вести диалог, мы должны научить их выполнять определенные правила диалогового взаимодействия, которые гарантируют им успех коммуникации. В процессе диалогового обучения, на занятиях организуется индивидуальная, парная работа, в процессе которой изучаются различные источники информации, создаются условия для творческой деятельности.
Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики и тем, когда и как ученики могут говорить. Анализ исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки. Так было и в моей педагогической практике. Прослушав первый этап курсов, я увидела свои минусы в педагогической деятельности. Я научилась критически оценивать свою деятельность. В серии последовательных уроков я, применив модуль «Новые подходы в обучении», а именно - диалогическое обучение, пришла к выводу, что обучение через продуктивный диалог дает ученикам больше возможностей получить результативные знания, умения и коммуникативные навыки.
Как сказал Конфуций: «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький»
Чтобы дойти до результата, пусть выбранный вами путь будет благородным и легким с отсутствием в нем горечи в победе.