Статья Обучение школьников разным видам чтения
Железняк Н.Д.,
учитель русского языка и литературы
МОУ ЦО «Открытие» г.Комсомльск-на-Амуре
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫМ ВИДАМ ЧТЕНИЯ
Приучить к разумной беседе с книгой
и приохотить его к такой беседе есть, по нашему
мнению, одна из важнейших задач школы.
К.Д.Ушинский.
Нельзя быть счастливым, не умея читать. Дети, которые плохо читают, тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. У них формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями, падает успеваемость. Часто ребенок очень переживает из-за этого, не может полностью реализовать себя. Именно поэтому совершенствование техники чтения – одна из главных задач не только начальной, но и средней школы.
От правильного обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, самому себе.
Программа для основной школы ставит задачу научить учеников 5, 6, 7 кл. «осмысленно и бегло» читать учебник и научные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей. Цель совершенствования техники чтения в средней школе – научение зрелому чтению, чертами которого являются высокая скорость чтения и гибкость, т.е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.
Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, педагоги ищут пути повышения качества обучения чтению. Разработаны методики, которые дают неплохие результаты. Это методика оптимального чтения Г.С.Швайко, система И.Т.Федоренко – И.Г.Пальченко, методика В.Н.Зайцева и др.
В.Н.Зайцев рекомендует обучать учащихся оптимальному чтению – в темпе разговорной речи, обеспечивающем осмысление. Это темп 120-150 слов в минуту. Как же добиться оптимальной скорости чтения?
Необходимо соблюдать следующие рекомендации, которые могут работать в любых условиях.
1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с учащимися небольшие по объему упражнения.
2. Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения в школе В.А.Сухомлинского. Все ученики читали одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Сейчас почти все специалисты удостоверились в эффективности такого чтения.
3.Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребенка на парте лежит книга, и любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.
4.Хороший результат дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня особенно отчетливо фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением.
5.Необходима тренировка оперативной памяти. Выполнять ее можно с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны пр. Пальченко И.Т., но они должны писаться ежедневно.
6.Режим щадящего чтения (ребенок прочитывает несколько строк и получает кратковременный отдых) необходим в том случае, если ребенок не любит читать.
7. Использовать приемы стимулирования: проводить само замеры скорости чтения, отмечать рост.
8. При работе над оптимальным чтением предлагается комплексное выполнение следующих упражнений.
1. Многократное чтение.
Проводится коллективно, т.е., читают одновременно все ученики вполголоса. Необходимо ориентироваться на один промежуток времени. После того, как начало прочитано учителем и осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, сравнивает с результатами первого прочтения. Естественное увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз, однако более трех раз не рекомендуется. Далее переход на чтение в темпе скороговорки.
2. Скороговорка.
Этот вид работы предназначен для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности речи здесь понижены, зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд, затем начинается следующее упражнение.
3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Дети прочитывают знакомую часть текста и продолжают читать дальше. И вот здесь, по выражению И.Г.Пальченко, совершается маленькое чудо. Ребенок продолжает читать незнакомый текст в таком же повышенном темпе, как и знакомый.
Для обучения этим видам чтения (динамическое, активное, оптимальное) учителя-практики, методисты предлагают использовать следующие упражнения.
ФОТОГЛАЗ.
Цель: развитие зрительного восприятия слов, расширение поля зрения, совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.
А) За короткое время воспринять слово, несколько слов, предложение.
Б) За короткое время «сфотографировать» столбик слов, чтобы ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.
МОЛНИЯ.
Цель: повышение верхней границы индивидуального диапазона скорости.
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости, чтения про себя с чтением вслух. Переход на максимальную скорость осуществляется по команде «молния» и продолжается от 2 секунд до 2 минут.
ГУБЫ.
Цель: совершенствование четкого разграничения чтения про себя и чтения вслух, а также предупреждение активного внешнего проговаривания при чтении.
По команде «Читать про себя» дети прикладывают палец левой руки к плотно сжатым губам.
УГАДАЙ.
Цель: совершенствование умения антиципировать, ускорение чтения, углубление восприятия его содержания.
А) Антиципация – смысловая догадка слов, предложений, пословиц.
Б) Чтение текста, перекрытого полосками.
БУКСИР.
Цель: развитие скорости и гибкости чтения.
Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников, а дети читают тот же текст про себя, стараясь успевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-нибудь слове и повторения его. Дети должны остановиться, показать слово, учитель выборочно проверяет.
КТО БЫСТРЕЕ?
Цель: расширение фиксационного поля.
На столе (полу) рассыпаны статьи, количество которых в 3 раза больше, чем детей. По команде «Начали!» дети берут статьи и, «скользя» по тексту, ищут указанное предложение. Вопросы по содержанию текста не ставятся.
Цель следующих упражнений – ведение работы по устранению основных причин, мешающих выработке оптимальной техники чтения: внутреннее и внешнее проговаривание, узкое фиксационное поле, повторы текста, неуверенность.
СЧИТАЕМ СЛОВА.
Цель: загрузить слуховой аппарат учащихся посторонней работой – счетом слов, таким образом, школьники лишены возможности вокализировать, приучаются читать только глазами.
При чтении текста на максимальной скорости дети одновременно считают слова и ищут ответы на вопросы.
СЧИТАЕМ СТРОЧКИ.
Цель: расширение зоны восприятия при чтении путем формирования навыка одномоментного (без движения взгляда вдоль строчки) восприятия строчек текста.
Это упражнение аналогично первому, но отличается следующими моментами: вертикальное движение глаз по странице, просматривание каждой строчки за один удар метронома.
ЧТЕНИЕ С ПОМЕХАМИ.
Ученик читает текст про себя, одновременно напевая знакомую песенку или декламируя наизусть стихотворение, читает во время звучания музыки.
ЧТЕНИЕ – РАЗВЕДКА.
Цель: обучение вертикальному чтению, определение основной мысли текста.
Нахождение в тексте ответа на вопросы во время чтения на максимальной скорости. Например, найти в тексте слова на какое-либо правило.
«КЕНГУРУ».
СКАЧКООБРАЗНОЕ ЧТЕНИЕ.
Цель: расширение зоны восприятия на начальном этапе, тренировка фиксации взгляда.
Под счет 1,2, 3 читаем абзац, фиксируя взгляд на начале, середине и конце строки. Что запомнили? Чтение вслух.
«СЛАЛОМ».
ВЕРТИКАЛЬНО - СЛАЛАМНОЕ ЧТЕНИЕ.
В течение 20 секунд, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытаемся найти существенную информацию.
Учителя-методисты Е.М.Плюснина, Н.В.Слободова предлагают следующие виды работы.
ПОИСК НЕПОНЯТНОГО СЛОВА.
Цель: чтение текста с повышенным интересом к значению слов.
Поиск непонятного (незнакомого) слова в заданном отрывке и поиск истолкования слова в словаре.
РАБОТА В ПАРЕ. Цель: взаимоконтроль и контроль за чтением.
Создается пара, в которой один из детей хорошо читает. Ребятам выдаются памятки (« Правильность чтения», «Выразительность чтения», «Плавность чтения», «Громкость чтения»), которые они используют для контроля за чтением своего товарища. Можно делать пометки, высказывать друг другу свои замечания.
ГРУППОВАЯ РАБОТА. Цель: подготовка к дикторскому чтению.
Распространение предложений. Восстановление логической последовательности статьи.
А учитель Л.Н.Вьюшкова предлагает следующие задания:
1) Отметьте цифрой, сколько раз повторяется слово в строке.
А) Чудо, чудить, чудный, чудить, чудеса, чудесный, чудаковатый.
Б) Морской, маринист, море, моряк, маринист, морячка, приморский, маринист.
В) Слава, славный, слово, словесный, словеса, славить, словить, славный, сладкий,
славный, словник.
2) Подчеркните однокоренные слова.
А) Личность – лицо, личностный, лицей, лицензия, лицеист, обезличить, личинка, перелицевать, лицензионный.
Б) Убеждать – убедить, беда, убеждение, бедность, убедительно, убеждать.
3) Составьте рассыпанные предложения.
А) Плох, книга, за хороша, чтец.
Б) Прочел, о, говори, не, том, о, что, а, том, понял, что.
4) Кто быстрее соединит линиями синонимы (антонимы) из разных колонок.
Обучить школьников разным видам чтения – задача учителя русского языка и литературы. Я в своей работе использую и жужжащее чтение, и чтение в темпе скороговорки, и чтение с помехами, и упражнение «ГУБЫ». Предполагаю увеличить количество видов работы над чтением. Очень хотелось бы. Чтобы и на других уроках дети работали с текстом, совершенствуя свое чтение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Вьюшкова Л.Н. Совершенствование чтения на уроках русского языка./ ж/л «Русский язык», №1,1998.
2. Зайцев В.Н.Резервы обучения чтению.- М. ,Просвещение, 1991.
3. Лагутина Т.В. От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения/ ж/л «Начальная школа», № , 1994.
4. Светловская Н.Н. Полноценное чтение с позиций теории формирования читательской самостоятельности / ж/л «Начальная школа», №2, 2000.
15