Конспект урока литературы в 8 классе ПАРАДОКСЫ ЖИЗНИ: КТО СОЗДАН ДЛЯ СЧАСТЬЯ? (ПО ОЧЕРКУ В.Г.КОРОЛЕНКО ПАРАДОКС)
Парадоксы жизни: кто создан для счастья?
(по очерку В.Г.Короленко «Парадокс»)
Цели урока.
Образовательная цель – подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведений В.Г.Короленко, научить видеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий, формирование умения осуществлять сопоставительный анализ очерка с Библией и произведений разных жанров, сходных по тематике.
Развивающая цель – создать условия для формирования коммуникативной (речевой) компетенции, самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков общения, формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.
Воспитательная цель – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма.
Задачи урока:
- вовлечь учащихся в размышления о “назначении жизни”;
- использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, целеустремленность.
Формы работы на уроке: работа в группах, в парах, индивидуальная.
Оборудование урока:
методическая презентация к уроку учителя, мультимедиапроектор, компьютер.
Ход урока.
I. Введение в проблему.1. Здравствуйте, ребята! Вы прочитали очерк В.Г.Короленко «Парадокс». Есть у вас вопросы к автору произведения?
2. Учитель вызывает к доске нескольких человек и говорит о достоинствах каждого (у кого-то красивые волосы, кто-то талантливо рисует, кто-то играет на инструменте, поёт, пишет стихи…) Кто наделил этим даром каждого? (Бог). Говоря о каждом и провожая его на место, учитель задаёт один и тот же вопрос относительно достоинств ученика: является ли это гарантией счастья? (Нет).
II. Выдвижение гипотезы.
В «Парадоксе» выражено предчувствие жизненной трагедии В.Г.Короленко. Инвалид, родившийся без рук, ногой пишет на клочке бумаги: «Человек создан для счастья…» Странное несоответствие этой фразы и облика человека рождает сомнения: «Для счастья ли создан человек?» Рассказ написан в течение одного дня. В дни, когда умерла маленькая дочка писателя Леля.
Сам Короленко писал: СЛАЙД 2 «Жизнь – проявление великого закона, главные черты которого добро и счастье. А если нет своего – есть чужое. Только это я пытался сказать своим «Парадоксом», но моя собственная душа в это время была так изломана, как мой несчастный философ».
Индивидуальное задание 1. Найти три новых слова, которые пронизывают очерк и навсегда запоминаются героям (парадокс, феномен – необычное явление, афоризм – оригинальная мысль в лаконичной форме).
Индивидуальное задание 2. В процессе беседы заполнить таблицу:
МИРЫ ОЧЕРКА МИР ИГР РЕАЛЬНЫЙ МИР МИР ПОСЛЕ СТОЛКНОВЕНИЯ С ФЕНОМЕНОМ
КОМПОЗИЦИЯ Экспозиция Завязка Кульминация Развязка
СОБЫТИЯ Игры, фантазии Разговор с Павлом Сцена с феноменом Неудачная игра
УЧАСТНИКИ Мальчики Мальчики, Павел Ян Залуский, доктор Дударев, пан Уляницкий, родители, мальчики Мальчики
КЛЮЧЕВАЯ ФРАЗА 1 глава
«не имели ни малейшего понятия о назначении жизни». 2 глава
«столкновение наших иллюзий с трезвою действительнос-тию в лице Павла» 3 глава
«Человек создан для счастья, как птица для полёта» 4 глава
«игра потеряла заманчивую таинственность»
Какие три мира постепенно предстают перед нами в очерке?
Какие композиционные части литературного произведения мы можем выделить в очерке?
Какие события соответствуют этим композиционным частям?
Подберите в тексте соответствующей части фразу, отражающую её суть.
1. Поскольку Вы уже достаточно опытные читатели, рискну предложить вам самим сформулировать тему сегодняшнего урока. Это будет нелегко, потому что вам понадобится много усердия, внимания и вдумчивости. Свои предположения вы выскажете в конце урока. А сейчас я предлагаю вам сформулировать гипотезу.
2. Что такое гипотеза? (Предположение, требующее доказательства).
3. О чём будет ваша гипотеза? (О теме урока. Учащиеся высказывают предположения).4. Прежде чем переходить к разговору о содержании очерка, давайте вспомним, знаком ли вам жанр очерка? Какой очерк вы уже читали когда-то раньше? («Очерк зимнего дня» С.Т.Аксакова). Что такое очерк? (Словарь С.И.Ожегова: 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий. 2. Общее изложение какого-н. вопроса). СЛАЙД 3.
5. Что такое парадокс? СЛАЙД 4.
Толковый словарь С.И.Ожегова сообщает, что парадокс – это «1. странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. 2. явление, кажущееся невероятным и неожиданным».
Словарь В.И.Даля: «мнение странное, на первый взгляд дикое, озадачливое, противное общему».
И, наконец, моё внимание привлекло определение Оскара Уайльда: «лучшее, чего мы можем достичь, потому что абсолютных правд не существует».
Прокомментируйте высказывание Оскара Уайльда.
ВЫКЛ. ДОСКУ
III. Постановка проблемы.
1. В чём очарование детства?
2. Как видит мир ребёнок?
3. К кому приравниваются маленькие дети в христианском мире? Почему?
4. Какое ощущение преобладает в мировосприятии ребёнка? Почему?
5. Как вы думаете, почему с возрастом человек утрачивает состояние счастья и всю жизнь пытается его вернуть?
6. Каков мир героев очерка В.Г.Короленко «Парадокс»? Как автор рисует его очарование? («старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа, каких давно уже не бывало в действительности», «какой-то призрачный обломок минувших времен», «не ставило воображению никаких прочных преград», «старый скелет легко принимал в наших глазах все формы, всю роскошь и все великолепие настоящей золотой кареты», «тогда начинались здесь чудеснейшие приключения», «в этот промежуток от завтрака и до обеда вмещались для нас целые недели путешествий»).
7. Счастливы ли дети? Почему? («…мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни»). ТАБЛИЦА.
8. Найдите слова-разрушители мира фантазий героев. («разве», «воняет»).
9. Кто и как разрушает этот волшебный мир? Почему лакей Павел делает это так грубо? («Я и до сих пор очень ясно помню эту минуту столкновения наших иллюзий с трезвою действительностью в лице Павла»). ТАБЛИЦА.
10. Как связано разрушение детского мира Павлом с последующими событиями?
11. Почему Короленко не начинает очерк сразу с главных событий, которые и являются основной темой очерка?
12. Как называется описание событий, предшествующих завязке? (Экспозиция). Для чего дана экспозиция в этом очерке? (Противопоставить детский сказочный мир суровой правде жизни). Какие части литературного произведения можно выделить в очерке? (Завязка, кульминация, развязка). ТАБЛИЦА.
IV. Развитие конфликта
1. Какие новые герои появляются перед читателем, когда мальчики оказываются за пределами своего детского сказочного мира? (Пан Уляницкий, доктор Дударев, отец, мать, Залуский, долгоусый). Дайте характеристику пану Уляницкому, доктору Дудареву. Какими видят их мальчики? Для чего они появляются в тексте? Почему их фигуры появляются рядом с Залуским? (Уляницкий – внутреннее уродство. Дударев – благородный человек: дети ему подражают!). ТАБЛИЦА.
2. Найдите в тексте слова и выражения, описывающие реакцию публики на феномен («брезгливый испуг», «Павел загоготал», «толпа шарахнулась», «на лице матери нервная дрожь», «подавали женщины», «среди дворни и прислуги не подал никто», «истерический женский плач», «напряжённая тишина», «Дударев слегка застыдился», «Уляницкий смерил негодующим взглядом»).
Групповые задания.
1 группа. Найдите в тексте описание глаз Залуского.
ГЛАЗА
«насмешливо, остро впились»
«острый взгляд, точно гвоздь» (когда говорит: «Обойди»)глаза «внимательно и медленно прошлись по лицам»
«странное выражение» (когда крестится)
«злее обежали по лицам публики» (после крещения)
«смотрит на меня умным, задумчивым и смягчённым взглядом, который становится всё мягче и всё страннее» (перед тем, как адресовать афоризм)
2 группа. Найдите в тексте описание голоса ЗалускогоГОЛОС
«ясный, слегка дребезжащий» (не может привыкнуть к тому, как реагируют на его уродство люди)
«насмешливый»
«усталый и злой» (после того, как крестился. Даже в этом ему отказано(!) За что?)«жалкий» (когда обращается к матери и когда доктор бросил серебряную монету)
3. Как с помощью описания глаз и голоса можно составить представление о том, что творится в душе феномена? (Голосом Залуский пытается скрыть то, что таится в его душе, глаза же, живые и проницательные, отражают внутренний мир).
4. Как Залуский обращается с долгоусым провожатым? Почему? Как это характеризует его и долгоусого? (Залусский обращается с долгоусым пренебрежительно, постоянно приказывает ему, обзывает, выказывая своё превосходство над ним. Долгоусый находится то ли в подчинении у Залуского, то ли уступает по причине того, что благодаря ему они могут зарабатывать деньги: «…Ян Залуский – человек очень просвещенный. Голова у него лучше, чем у многих людей с руками»).5. Почему долгоусый не решается сразу выполнить требование Залуского обойти публику после первого представления? Почему ему всё-таки приходится это сделать? (Возможно, ему кажется, что для сбора денег ещё недостаточно зрелищ было представлено. Однако Залусский настаивает, и долгоусому приходится покориться).6. Почему имя долгоусого сначала не упоминается? Почему в самом конце Залуский зовёт его по имени? В какой сцене это происходит? (Если у героя нет имени, это говорит о его обезличенности, уничижительном изображении. Однако, когда Залуский уже получил достаточно денег с публики, видимо, это вызвало в нём благодушное расположение, поэтому он, собираясь напоследок писать афоризм, обращается к долгоусому по имени).
7. Как обращается Залусский к пану Уляницкому и как к доктору Дудареву? Почему? (Пана Уляницкого он будто ни во что не ставит, прилюдно вынуждает его раскошелиться: «И все мы с удивлением увидели, как пан Уляницкий с замешательством стал шарить у себя в боковом кармане. Он вынул медную монету, подержал ее в тонких, слегка дрожавших пальцах с огромными ногтями и... все-таки опустил ее в шляпу». К доктору обращается уважительно, с глубокой благодарностью. Это происходит потому, что Уляницкий жадничает, а доктор щедр.).8. Когда простые люди охотно начинают подавать калеке? Как вы думаете, почему? (Это происходит, после того как Залуский крестится ногой: «Калека поднял глаза к небу, на мгновение лицо его застыло в странном выражении. Напряженная тишина еще усилилась, пока феномен с видимым трудом поднимал ногу ко лбу, потом к плечам и груди. В задних рядах послышался почти истерический женский плач». Сам автор объясняет это тем, «что простые сердца менее чутки к кощунству, хотя бы только слегка прикрытому обрядом»). 9. Почему после того, как Залуский перекрестился, Дударев сначала не подаёт? Почему после этой сцены феномен поворачивается к матери со словами: «Человек кормится, как может…»? (Он прекрасно понимает, что доктор и родители мальчики видят неискренность его порыва, что эта сцена разыграна, для того чтобы разжалобить публику). Почему доктор внезапно передумывает и даёт монету? (Это происходит после слов Залусского, обращённых к матери. Факт, что феномену даже в этой ситуации удаётся разжалобить доктора, заставляет его дать обещание вручить монету другому бедняку). 10. Кого Залуский выбирает для своего послания? (Мальчиков). Как на это реагирует публика? («Все взгляды обратились на нас с любопытством или сожалением. Мы рады были бы провалиться сквозь землю, но уйти было некуда; феномен пронизывал нас черными глазами, а отец смеялся»). Почему все смотрят с сожалением, а отец смеётся? (Все думают, что феномен может вытворить что угодно, раз он даже способен на кощунственные жертвы. Однако отец, как человек проницательный, уже понимал, что его детям ничего не грозит, поскольку разглядел за напускной грубостью феномена светлую душу).11. Почему сначала мальчикам страшно и неловко подходить к Залускому? («Мне казалось, что он сделает над нами что-то такое от чего нам будет после стыдно всю жизнь, стыдно в гораздо большей степени, чем в ту минуту, когда мы слезали с забора под насмешливым взглядом Павла... Может быть, он расскажет... но что же? Что-нибудь такое, что я сделаю в будущем, и все будут смотреть на меня с таким же содроганием, как несколько минут назад при виде его уродливой наготы...»). Почему в этот момент герой вспоминает о Павле? (Павел первый разрушил хрупкий мир детских иллюзий, вывел детей в реальность, к которой они не были готовы).
12. Что внезапно увидел герой, подходя к феномену? (мне казалось, что лицо странного человека в тележке меняется, что он смотрит на меня умным, задумчивым и смягченным взглядом, который становится все мягче и все страннее»).
13. Почему после прочтения афоризма мать посмотрела на феномена благодарным взглядом? (Она не была уверена, что Залуский не допустит кощунства в отношении детей, и, когда этого не произошло, она вздохнула с облегчением). ТАБЛИЦА.
14. Почему отец называет афоризм парадоксом? (Фраза о назначении человеческой жизни написана безруким калекой. Казалось бы, какое отношение может иметь убогий к счастью?)V. Связь с Библией СЛАЙД 5.
1. В Евангелии от Матфея Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: “Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?” (Матф.6:26).
2. Птицы не сеют, не жнут, не собирают в житницы, то есть не работают, как это делает человек. Призывает ли Иисус к безделью? (Нет, потому что известно, что и птица трудится: вьёт гнездо, добывает пищу, заботится о потомстве).
3. Если и птица трудится, то что же имеет в виду Иисус, призывая нас брать с них пример? (Трудясь, птица не сокрушается о трудностях грядущего дня, не беспокоится о том, что будет завтра. Человеку надо научиться не суетиться и не переживать о том, что обеспечивает для него Бог, научиться во всём полагаться на Него).4. Найдите общее понятие для афоризма Залуского и высказывания Христа. (Птица). Найдите общее в содержании афоризмов. (В обоих афоризмах дано сравнение человека с птицей). СЛАЙД 6.
5. Какова цель жизни птицы, в чём её предназначение? (Цель жизни птицы – полёт).
6. Надо ли птице беспокоиться о том, чтобы научиться летать? (Для того чтобы летать, птице не надо беспокоиться и переживать, летать – её предназначение).
7. Должен ли человек вместо Бога беспокоиться об осуществлении Его замысла? (Нет). Не должен ли он почувствовать этот замысел внутри самого себя и посвятить жизнь его осуществлению? (Должен). Разве мог Бог создать лучшее своё творение для мук и страданий? (Нет).
VI. Смысл финала.
1. Но человек живёт среди других людей. Как вы думаете, что помогает людям не просто жить в человеческом обществе, а жить счастливо, радостно, осмысленно? (Любовь, милосердие, сострадание). СЛАЙД 7.
2. Знаете ли вы, для чего Отец Небесный послал на землю своего сына Христа, заведомо обрекая его на мученическую смерть? (Искупить грехи, в которых погрязли люди). СЛАЙД 8.
3. Кто из вас знает Золотое правило христианства? (Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Матф. 7:12).4. Что же в первую очередь проповедует Христос? (Любовь).
5. Перед вами стихотворение С.А.Есенина «Шёл господь пытать людей в любови…». Прослушайте его в исполнении вашей одноклассницы, выделите ключевые слова и скажите, как вы понимаете его смысл? СЛАЙД 9.
Шел Господь пытать людей в любови,Выходил он нищим на кулижку.Старый дед на пне сухом, в дуброве,Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою железной, И подумал: «Вишь, какой убогой, –Знать, от голода качается, болезный».
Подошел господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь... И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй... маленько крепче будешь».
6. Почему Господь является нищим для испытания людей в любви? (Умение сострадать и любить ближнего лучше всего проявляется в отношении к убогим и обездоленным).
7. Кого встречает Иисус по дороге? (Такого же нищего, каким явился он сам).
8. Как нищий реагирует на собрата по несчастью? (Сочувствует).
9. Чего ожидал от нищего Господь? (Господь ожидал, что нищий не захочет помогать ему, поскольку и сам в трудном положении: «Видно, мол, сердца их не разбудишь…»)10. Как повёл себя нищий? (Поделился последним куском хлеба). Что он продемонстрировал? (Любовь и сострадание).
11. Как связано стихотворение С.А.Есенина с финалом очерка «Парадокс»? (Залуский точно так же, как нищий у Есенина, отдаёт самое ценное встречному бедняку).
12. Как вы думаете, для чего была введена в рассказ эта сцена? (Только в этой сцене в полной мере раскрывается истинный духовный облик Залуского: он не просто держит данное слово, но способен на сострадание к обездоленным, хотя сам обездолен. Его уродство внешнее, внутренне он не только полноценный человек, но духовно гораздо выше многих, например, пана Уляницкого). 13. Но не только читатель наблюдает эту сцену. За ней жадно и внимательно следят ещё две пары глаз. Чьи? (Мальчиков). Для чего мальчикам необходимо увидеть это? (Мир героев пошатнулся после столкновения с ужасающей действительностью, прекрасный мир иллюзий разрушен, но освободившееся место необходимо заполнить чем-то, и это что-то должно компенсировать пережитое потрясение).
14. Попробуйте сопоставить эпизод, в котором мать мальчиков после вручения им листка с афоризмом взглянула на Залуского с благодарностью, с финальной сценой, в которой феномен даёт нищему подаяние. Что общего в них? (Прочитав эту сцену мы, подобно матери героев, вздыхаем с облегчением, до конца убедившись в том, что парадокс оказывается человеком благородным и порядочным).
15. Что дальше происходит с мальчиками? (Они возвращаются к месту игры, но очарование иллюзии безвозвратно исчезло: «Но теперь это почему-то не доставляло нам прежнего удовольствия. От бадьи несло вонью, ее глубина потеряла свою заманчивую таинственность, куча мусора, как-то скучно освещенная солнцем, как бы распалась на свои составные части, а кузов казался дрянной старой рухлядью-Ночью оба мы спали плохо, вскрикивали и плакали без причины. Впрочем, причина была: в дремоте обоим нам являлось лицо феномена и его глаза, то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью...»). ТАБЛИЦА.
16. Какой урок преподал Залуский героям? Что он внушил им? Что осталось в них? (Он открыл им божественную сущность человеческой жизни).
17. Обратимся к стихотворению А.С.Хомякова. Прослушайте его в исполнении вашей одноклассницы. СЛАЙД 10.
Не с теми Он, кто звуки слова Лепечет рабским языком, И, мертвенный сосуд живого, Душою мертв и спит умом. Но с теми Бог, в ком Божья сила,Животворящая струя,Живую душу пробудила Во всех изгибах бытия.
Как вы понимаете смысл второго четверостишия? Как последние две строки связаны с очерком Короленко? (Если человек живёт по Божьим законам и осознаёт в себе Божий замысел, он способен пробудить это осознание и в других, что и делает с мальчиками Залуский).
VII. Подведение итогов
1. В течение урока вы заполняли таблицу. Что у вас получилось?
2. Какие три слова пронизывают весь очерк и запоминаются мальчикам? (Парадокс, феномен, афоризм).
3. Вспомните, с чего начался наш разговор. Вспомните свои гипотезы. Попробуйте сформулировать тему урока. СЛАЙД 11
4. Так кто же создан для счастья? Залуский создан? Дударев? Мальчики? Уляницкий? Вы? Человек создан для счастья? (Да).