Методическая разработка открытого заседания исторического кружка «Клио» — литературно – творческая композиция студенческого театра «ТРИ МУШКЕТЕРА»
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
министерства здравоохранения краснодарского края
Методическая разработка
открытого заседания исторического кружка «Клио» - литературно – творческая композиция студенческого театра «ТРИ МУШКЕТЕРА»
Подготовили: Астапеева Е.В.
Место проведения: Актовый зал
Время проведения: 45 мин.
Краснодар 2015
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ЦК гуманитарно- И. о. зам. директора по УР
экономических дисциплин _________Ротаренко И.В.
протокол №___от _______2015 г.
председатель ЦК гуманитарно-
экономических дисциплин
________________Астапеева Е.В.
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела
по методической работе
__________Панжинская Н.Н.
Авторы:
Астапеева Е.В. – преподаватель гуманитарно-экономических дисциплин, первая квалификационная категория, председатель ЦК гуманитарно-экономических дисциплин
Рецензент:
Шкарупа В.Г. - преподаватель гуманитарно-экономических дисциплин,
первая квалификационная категория
Содержание:
Пояснительная записка.
Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта
Выписка из рабочей программы.
Цели занятия.
Оснащение занятия.
Сценарий.
Библиографический список.
Пояснительная записка
Открытое внеаудиторное мероприятие студенческого научного исторического кружка «Клио» - литературно-творческая композиция студенческого театра «Три мушкетера» проводится в рамках открытой предметной недели цикловой комиссии гуманитарно-экономических дисциплин с целью демонстрации эффективности использования технологии сотрудничества, работы малыми группами и информационно-коммуникативных технологий при организации самостоятельной работы студентов для закрепления, расширения и углубления знаний по учебной дисциплине «История», формирования гуманного отношения к человеку, чувства товарищества как важных составляющих межличностных отношений в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
В ходе занятия предусматривается повышение морально-этических и гражданско-патриотических качеств личности студентов – будущих медицинских работников; повышение эффективности закрепления учебного материала путём развития умения применения теоретических знаний в конкретной проблемной ситуации, совершенствование умения самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.
История является важным звеном в формировании представлений о народах, нациях, государствах, религии, культуре.
Для проведения открытой внеаудиторной литературно-творческой композиции студенческого театра «Три мушкетера» была применена инновационная образовательная технология - педагогика сотрудничества, имеющая своей целью разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности обучающихся, обеспечить более полное и свободное развитие личности, а также имеющая гуманно-логичностный подход к студенту и единство обучения и воспитания. В данной разработке представлен опыт проведения открытой внеаудиторной литературно-творческой композиции студенческого театра «Три мушкетера» по учебной дисциплине «История» с целью закрепления, расширения и углубления исторических знаний во взаимосвязи с личностными мировоззренческими, религиозными, культурными взглядами обучающихся.
Основные цели мероприятия: воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре других народов; воспитание интернационализма, коммуникативной культуры общения и взаимопонимания; развитие у студентов самосознания, которое помогает увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле; развивать терпимость к различиям между людьми.
2. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта
По учебной дисциплине: «История»
Для всех специальности на базе основного общего образования.
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
предметных:
сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
3. Выписка из рабочей программы
Дисциплина: «История»
Раздел 6. Страны Запада и Востока в XVI – XVIII веках
Тема 6. Страны Запада и Востока в XVI – XVIII веках.
Содержание учебной информации
Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Новые формы организации производства. Накопление капитала. Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в производство. Революции в кораблестроении и военном деле. Совершенствование огнестрельного оружия. Развитие торговли и товарно-денежных отношений. Революция цен и ее последствия.
Великие географические открытия. Образование колониальных империй. Великие географические открытия, их технические, экономические и интеллектуальные предпосылки. Поиски пути в Индию и открытие Нового Света (Х.Колумб, Васко да Гама, Ф. Магеллан). Разделы сфер влияния и начало формирования колониальной системы. Испанские и португальские колонии в Америке. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий.
Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Понятие «Возрождение». Истоки и предпосылки становления культуры Ренессанса в Италии. Гуманизм и новая концепция человеческой личности. Идеи гуманизма в Северной Европе. Влияние гуманистических идей в литературе, искусстве и архитектуре. Высокое Возрождение в Италии. Искусство стран Северного Возрождения.
Реформация и контрреформация. Понятие «протестантизм». Церковь накануне Реформации. Гуманистическая критика церкви. Мартин Лютер. Реформация в Германии, лютеранство. Религиозные войны. Крестьянская война в Германии. Жан Кальвин и распространение его учения. Новая конфессиональная карта Европы. Контрреформация и попытки преобразований в католическом мире. Орден иезуитов.
Становление абсолютизма в европейских странах. Абсолютизм как общественно - политическая система. Абсолютизм во Франции. Религиозные войны и правление Генриха IV. Франция при кардинале Ришелье. Фронда. Людовик XIV — «король-солнце». Абсолютизм в Испании. Испания и империя Габсбургов в XVII—XVIII веках. Англия в эпоху Тюдоров. Превращение Англии в великую морскую державу при Елизавете I. Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы. «Просвещенный абсолютизм», его значение и особенности в Пруссии, при монархии Габсбургов.
Англия в ХVII—ХVIII веках. Причины и начало революции в Англии. Демократические течения в революции. Провозглашение республики. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация монархии. Итоги, характер и значение Английской революции. «Славная революция». Английское Просвещение. Дж.Локк. Политическое развитие Англии в XVIII веке. Колониальные проблемы. Подъем мануфактурного производства. Начало промышленной революции. Изменения в социальной структуре общества.
Страны Востока в XVI — XVIII веках. Османские завоевания в Европе. Борьба европейских стран с османской опасностью. Внутренний строй Османской империи и причины ее упадка. Маньчжурское завоевание Китая. Империя Цин и ее особенности. Начало проникновения европейцев в Китай. Цинская политика изоляции. Сёгунат Токугавы в Японии.
Страны Востока и колониальная экспансия европейцев. Колониальные захваты Англии, Голландии и Франции. Колониальное соперничество. Складывание колониальной системы. Колонизаторы и местное население. Значение колоний для развития стран Западной Европы. Испанские и португальские колонии Америки, ввоз африканских рабов. Английские колонии в Северной Америке: социально-экономическое развитие и политическое устройство. Рабовладение. Европейские колонизаторы в Индии. Захват Индии Англией и его последствия.
Международные отношения в XVII—XVIII веках. Религиозные, экономические и колониальные противоречия. Причины, ход, особенности, последствия Тридцатилетней войны. Вестфальский мир и его значение. Гегемония Франции в Европе во второй половине XVII века. Династические войны XVIII века. (Война за испанское наследство, Война за австрийское наследство). Семилетняя война — прообраз мировой войны.
Развитие европейской культуры и науки в XVII—XVIII веках. Эпоха просвещения. Новые художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Крупнейшие писатели, художники, композиторы. Просвещение: эпоха и идеология. Развитие науки, важнейшие достижения. Идеология Просвещения и значение ее распространения. Учение о естественном праве и общественном договоре. Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо.
Война за независимость и образование США. Причины борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость. Начало освободительного движения. Декларация независимости США. Образование США. Война за независимость как первая буржуазная революция в США. Конституция США. Билль о правах.
Французская революция конца XVIII века. Предпосылки и причины Французской революции конца XVIII века. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Конституционалисты, жирондисты и якобинцы. Конституция 1791 года. Начало революционных войн. Свержение монархии и установление республики. Якобинская диктатура. Террор. Падение якобинцев. От термидора к брюмеру. Установление во Франции власти Наполеона Бонапарта. Итоги революции. Международное значение революции.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Работа с дополнительной литературой, сетью Интернет, конспектирование.
Подготовка реферата на любую из тем: «Феномен западноевропейского Средневековья», «Восток в Средние века».
4. Цели занятия
1.Методические:
Продемонстрировать методику повышения эффективности усвоения учебного материала за счет:
- использования в учебном процессе личностно-ориентированных технологий с элементами развивающего обучения;
- демонстрации интеграционных связей;
- применения технических средств обучения с целью визуализации учебного материала для повышения активности мыслительной деятельности студентов.
2. Образовательные:
- обобщить, систематизировать и закрепить знания студентов по средневековой истории Европы;
- контроль усвоения уровня знаний студентов по предложенной теме.
3. Развивающие:
- расширить диапазон знаний по предложенной теме;
- развить умение самостоятельной работы по применению полученных знаний;
- развить способности анализировать, интерпретировать, сопоставлять;
- продолжить формирование умения вести дискуссию;
- способствовать развитию творческого потенциала студентов.
4. Воспитательные.
- воспитание уважения студентов к мировой истории и бережного отношения к историческому наследию;
- формирование чувства патриотизма;
- стремиться к воспитанию чувства гуманизма, справедливости, партнерства, отзывчивости, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта.
5. Оснащение занятия
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Мультимедийная презентация.
Компьютер.
6. Сценарий
Сцена 1
В 16 веке, во Франции также наливался виноград, плесневел голубой плесенью сыр, жирели лягушки и улитки, крутились мельницы, а по пыльным дорогам Гаскони мчались молодые люди на службу в Париж. А вот и один из них Анри Не Тормози д,Артаньян - молодой человек 17 лет отроду.
Муза
Наш милый зритель,
Удивлять так сложно
Страну, героя живо отыскать.
Был Рим, была Испания лихая,
А в этот раз
Решили разыграть
По-новому избитый мы сюжет
«Три мушкетера»,
Что коварней нет.
Здесь шпаги звон,
Парижский аромат,
Лукавый взор
И благосклонный взгляд,
Король наивный
И хитрющий кардинал,
Подвесок блеск
Сияющий кинжал,
Здесь страсть и рок,
Дорог большой простор,
Но прежде отправляемся
В Гасконь.
Д' Артаньян
Настало время и судьбой заняться,
Уж мне 17 лет.
Пора бы мне и в путь
В Париж, где раздобуду я богатство,
По лестнице проделаю свой путь.
Ум трезв, рука тверда, конь есть,
Хоть желтой масти.
Уверен я в себе, и к черту все напасти.
Отец Д' АртаньянаТы прав, мой сын, пора вперед стремиться.
Запомни, в наше время 3 пути
Ведут тебя всегда к заветной цели:
Богатство - мы его поныне не имели,
Прелестницы - тут можно промахнуться,
Пока поймешь, как угодить, да и кому,
Она конечно убегает к королю,
У короля всегда деньжата ведь найдутся.
А как придумано, ну в наказание для нас
Где денег много, - женщины туда стремятся,
Где мало денег, – пилят тем же нас.
И третий вариант, конечно, - связи,
Без них сейчас никак.
Пропал ты же зазря.
С бумажкою выходят с грязи в князи,
А без нее не смотрят на тебя.
Так вот тебе письмо.
Письмо для де'Тревиля.
Служили вместе.
Он сегодня капитан.
Но лично в руки!
И без всяких посторонних!
Закон ведь о коррупции читал?!
Вот здесь кошель, в нем 30 лишь экю.
Но больше дать я сын и не могу.
Сам знаешь, что бюджета ради
Налоги втрое нам подняли.
Плати за дом, забор, за землю
И за какой-то ЖКХ…
И за купанье в речке нашей,
Уже не общая вода.
Д' АртаньянЯ все прекрасно понимаю,
Держись отец и жди вестей.
Не опозорю твою шпагу
И закаленный твой …….!!!!!!!!!!!
Я полон риска и отваги!
Ведь я - гасконец! Я - храбрец!
Отец Д' АртанянаНу, с Богом сын!
Сулю удачу.
Надеюсь, что она с тобой!
Вперед же Д' Артаньян, мой милый,
Пусть не споткнется твой же конь.
Сцена 2 (Таверна)
В тавернах той эпохи лошади ели не только сено, а хозяева пили не только вино. Однако иногда эта еда так ударяла в голову, что хозяева ржали как лошади, а лошади танцевали как люди.
Д' АртаньянЧто главное у нас в дороге?
Как плотненько перекусить,
Чтобы желудок беспокойный
Еды уж не хотел просить?
Хозяин, где ж тебя все носит?
Еды желудок мой всё просит.
Трактирщик
Спешу! Спешу!
Вот ваш салат,
Вот вам жаркое из тунца,
Вот буженина по-тулузски,
Вот сыр, вот крабы, колбаса,
Желе и красное вино,
Весьма игристое оно.
Д' Артаньян (налетая на еду)
У-у-у прекрасно,
Милый друг, иди.
Да не мешай.
Моншерами.
ТрактиршикА деньги?
Д' АртаньянПозже заплачу.
Ведь крыльев нет, - не улечу.
(Появляется артист)
Артист
Ну почему повсюду много нищих?
Богач в одежде дорогой шагает.
Здесь праздность деньги даром получает,
А труд лишь крохи со стола сметает.
Все трусы ходят в маршальских одеждах,
Наградами звеня, как бубенцами.
Ну а героям лишь сатин железный.
О, как же короли неблагодарны!
Как воевать так сразу!
Нас просят в строй всех встать,
А до наград доходит, - то сразу выбирать.
Награды лишь богатым.
Кто был в тылу, тот смел,
А тот, кто был в сраженьях, остался не у дел.
(Появляются гвардейцы)
Гвардейцы
Хулишь наш строй? Ты кто такой?
А ну-ка на расправу! Стой! (артист пытается убежать)
Д' Артаньян (вмешиваясь)
А-ну стоять! Куда несетесь?
На шпагу вы мою наткнетесь.
РошфорА этот малый из Гаскони!
Что перекрасил …. Коня!
Я знал, что разные есть кони,
Но желтый цвет не для меня.
Д' АртаньянТот лишь над лошадью смеется,
Кто над хозяином не смеет.
РошфорСмеюсь я редко, зато точно.
Д'АртаньянА я смеятся не посмею (бросается, его сбивают и бьют)
Миледи
О, что тут у вас, Рошфор?
РошфорДа пустяки, миледи, вздор.
Д' АртаньянНе дай вам Бог,
Еще разок, увидеть этот плащ, дружок.
Миледи
Из рукава торчит письмо.
Давай, Рошфор, прочтем его (достает письмо)
Ты знаешь кто наш адресат?
Тревиль.
РошфорМальчишка просто клад.
Плащ мушкетера как всегда,
Гасконца кругом голова.
Письмо ты живо забери
И нам пора уж в путь вдвоем.
РошфорТрактирщик!
Трактирщик
Здесь я ваша честь!
РошфорВот деньги, к малому не лезь.
Пусть отлежится у тебя.
Смотри, шельмец же, у меня (уходит)
Трактирщик
Да, да, ушел? Я накормлю,
Но прежде все же обыщу.
А вот монеты в кошеле.
И перейдут они ко мне.
Очнулся. Как ваши дела?
Д' АртаньянГде лошадь?
В путь мне уж пора.
Трактирщик
Какая лошадь? Бойтесь Бога!
Вредна для вас сейчас дорога.
Эй, Кетти, отвези Анри
И хорошенько присмотри.
КэттиПойдемте, сударь, вам сюда.
Ах, эти звери - господа.
Как заблистали все клинки,
Ну словно молния в ночи.
Я думала пропали вы,
Однако живы, веселы.
Д' Артаньян (приходя в себя)
Я с ними после рассчитаюсь,
Порукой в этом, - мой эфес.
Но там же женщина!
Красавица какая, глаз мне не отвесть!
Кэтти (останавливаясь)
Какая женщина, скажите?
Извольте живо объяснить.
Д' АртаньянНу как, какая? Та - миледи.
Другой и не могло там быть.
КэттиА, госпожа моя. Ну что же,
Вас поспешу я огорчить:
Есть граф де' Вард и с ним все время
Предпочитает лишь бродить.
Я это знаю. Я – ее служанка
И мне ль не знать!?
А в Менче нашем краше девы,
Коль хорошенько поискать.
Д' АртаньянТы знаешь, Кэтти, ты права,
И голова моя уж кругом!
Какие чудные глаза,
Изящный стан и знойны губы,
Что так зовут….
КэттиОх, все мужчины на лесть, и комплименты падки.
Сначала мы вкушаем мед, а после горечи остатки .Уйдет, как веер, слез река прольется по ночам в подушку,
А он, не знаючи греха, гуляет, позабыв подружку.
Д' АртаньянГасконцы - это честь страны!
И если врут, то лишь для дела.
Ну ладно, вот и номер мой.
Ключ дай. Нога уж занемела.
КэттиСама открою, слишком слаб.
Входи. Да, вон носки стоят.
Лук и чеснок есть на столе.
Что ж, пожуешь друг при луне,
Чтоб запах благородный шел
И озонировал на стол.
Тебе картошки отварю.
Сама же вечером снесу.
Свечу зажечь не забывай.
Помойся, да не засыпай.
Д' АртаньянУшла, меня же отчитав,
Мне наставления отдав.
Вернется ясно - ого-го!
Только зачем и для чего!?
Сцена 3 (королевские покои)
Короли в ту эпоху любили народ. Народ отвечал им взаимностью. Но больше всего была страшна любовь между королем и ее монархом.
Король Людовик XIII
Я - Людовик Справедливый!
Нет честнее короля.
Добрый верный и ревнивый,
Я азартен как дитя.
Всей стране давно известен.
Ну еще б, меня не знать!
В каждом доме по портрету,
А то по два, по три висят.
Королева Анна Австрийская
А не слишком ли вы превозноситесь
Над страною великой паря?
Ведь известно, дороже нет Родины,
Кроме матери, а не короля.
Король
Ах, моя старая мать - простофиляЗлобно интриги плела, как паук,
Но сама в сети свои и попала.
И кто она сегодня?
И кто она сегодня?
Пустой звук!
Королева
На одни весы бросив политику,
На другие - судьбу человека,
Ты и сам не заметил, милый,
Как понять реалии века.
Ну и где же тут справедливость?
Где той мудрости вечный оплот?
Ты - тиран, лишь слегка просвещенный.
Ты подумай, что скажет народ.
Король
Я - тиран?! Я, что зовусь Сраведливым!?
Нет, у женщин логики нет!
Давай спросим совет кардинала,
Он дает всегда верный совет.
Что народ? Это-мул.
Ну а мула, все работою надо грузить,
Чтоб и думать не смел о свободе.
Королева
Страшно слышать такие речи.
Апокалипсиса чую печать.
Неужели у нас малый выбор:
Угнетать, потерпеть, промолчать?
Тяжел груз, что нам давит на плечи.
Донести бы его до конца,
Не упав, не согнувши колени,
Своего не теряя лица.
Король
Ах, порой вы разводите снова…
Я читал, жил в Италии муж
Что заботился о государстве
И рассудком был виден и дюж.Сцена 4
Страною правил кардинал. Он многолик. Умел и ловок. И всю страну он пронизал - огромной сетью из шпионов. Шаг влево - вправо и расстрел. Сиди, помалкивай пострел.
Кардинал Ришелье
Пекусь я об отечестве своем
и озабочен сильно королем.
Меняет мнение как флюгер на ветру
Но предан мне за это и ценю
Налог на землю ввел
на воду и на соль
и пусть стенают
из народа дескать пью я кровь
не оглушу дубинку бедняков
и выбью для казны побольше медяков
и злато серебра
пополнится казна
пустой бюджет что нищего сума
а Франции беднеть не подобает
она должна расцвестьвсе страны заслоняя.
На суше на воде
в искусстве
и мне плевать на волю короля!
Конечно я служу ему министром
И выше ранг его
но если рассудить
то власть дана ему от бога
А кардинал здесь я
И значит мне руководить.
РошфорДозвольте монсеньер
Вот срочная дилемма
Мадам де Соф
Сегодня принесла что герцог БекингемВчера был в Лувре
Констанция Боносье его вела
Кардинал
Как он ушел?
РошфорКакой это мушкетер
Гасконец дАртаньян всех перебил
И герцог тот уплыл
Ришелье
Гасконец Бонасье
последнюю схватить
в тюрьму, пусть на воде худеет
Пусть лик ее немного посинеет
Глядишь развяжет свой язык
Но а гасконца пригласите
Ко мне на встречу во дворец
Я видел множество гасконцев
Такой мне нужен молодец
Рошфор Но а как же с Бекингемом?
Поступить нам монсеньер?
Ришелье (показывает письмо)
Прочитайте здесь, друг милый
Вот от сих и до сих пор.
Рошфор (Читатет)
«Он от Анны получил подвески
те что ей Людовиг»
Эка началось понимаешь
Бекингем что учудил
Ришелье
Напиши живей миледи
Чтобы в Лондоне на балу
Незаметно две подвески
С Бекингема вдруг пропали
У нее ловки так руки
Она мастер сей науки
РошфорНаписал уж монсеньер
Негодяю приговор
А миледи все исполнит
Как искуснейший палач
Ришелье
Что ж иди и поспешай
Да смотри не зевай
(Рошфор уходит)
Что ж игра у нас лихая
ставки мы большие ставим
тут алмазные подвески
все касается дела чести
дела чести королевы
не простой крестьянской девы
страсти закипают такие
Король просо озвереет
Тогда как факел вспыхнет
Скажет все, что он имеет
Зарыдает и заплачет
Королева в сей же час
И в руках она моих конечно
Эта песенка для нас
Будет как марионетка
Под мою плясать дуду
Я ей напишу всю пьесу
Я умею! Я могу!
Жозеф (вскоре)
Все шпионы во дворце
Делом заняты уже
Зрят за каждою за дамой
Наблюдают каждый шаг
И высматривают зорко
Где коварный бродит враг
Ришелье
Что ж Жозеф, пойдем с тобою
Планы взвесим и обсудим
Судьбы схожие у нас
Служим Родине, не королям?
Конец (уходят)
Сцена 5
Когда жена творит бесчинства и мужу ставит в миг рога, - побить ей в наказание - несложно. Наука для коварных будет жен. И муж к тому же будет утешен.
Д*Артаньян
Как скучно жить на свете
Без сражений, как сейчас
Де Вард (входя)
Это ты наглый гасконец?
Ну считай закончен сказ!
Отыгрался и отпелсяД*Артаньян
Д*Артаньяна не рано ль хоронить?
Мы гасконцы – жизнелюбы
Мы привыкли долго жить. (бьются)
Де Вард (падает)
Ох, вот и все
А так хотелось
Мне еще чуть-чуть пожить
Ты пригнись, шепну на ухо
То о чем никто не знает
Перед смертью – не совру
Д*Артаньян
Слушаю тебя, приятель
Де Вард
У миледи тайна есть
В старом замке у БлуаГде растет шиповник белый
И сосна растет одна
Спрятан клад. На все там хватит,
Чтоб бесплатно жизнь прожить
Господин Дюма в сторонке
Вам укажет как пройти
Ухожу. Прощай же свет. (умирает)
Д*Артаньян
Умер, подарив мне тайну.
Счастлив я, вот в чем вопрос?
Я к друзьям же поспешаю
Мне совет вмиг даст АтосИли друг верный Портос.
Труп я здесь оставлю все же
Для анатомской все ж рожи. (уходит)
Сцена 6
Когда жена творит бесчинства и мужу ставит в миг рога, - побить ей в наказание - несложно. Наука для коварных будет жен. И муж к тому же будет утешен.
Король
Что нового Жозеф?
Известья каковы?
Жозеф
Они касаются вашей жены.
Мне доложили - продолжает все писать
Войска испанские на помощь звать
А ведь война идет
Король
Ах Анна какова!
А вдруг пишет ему
Желая мне рога наставить
Жозеф
Быть того не может
Она скромна, примерна и умна
Король
Порой умения заводят не туда
Что кардинал?
(входит кардинал)
Кардинал
Приветствую тебя король
Здоровье как? И как твои державы?
Король
Прекрасно, только гложет лишь одно
Как королева интриганит ради славы
Кардинал
Я предлагаю бал
Устроить вам
Недели через две
В старинном зданьи ратуши
Король
Ну, кардинал
Вы знаете, что праздники не очень
Люблю я
Но коль советуете
То верно и не зря
Чрез две недели
Проведу я
Кардинал
И посоветуйте супруге
Надеть алмазные подвески
Что подарили к юбилею
Быть может, вы не будете столь резки
Король
Гм? Подвески? Это интересно
А! Королева! Добрый день
Королева
День добрый мой супруг любимый
Как ел сегодня ты ревень?
Король
Прекрасно, вкус отменный был
И кофе я потом запил
Тебя спешу я огорошить
Супруга радующая глаз
Хочу тебя нарядной видеть
В подвесках, чтоб блистал алмаз
Те что тебе на юбилей
Два года раньше подарил
Королева
Ах, гм! Подвески из алмаза
А почему такая прыть?
Король
Так бал у нас чрез 2 недели
Сам кардинал мне говорил
Королева
Ну и идею про подвески
Он тоже верно обронил?
Король ну он иль я
Что тут меняет
Смысл тут один
Чрез две недели
Алмазные подвески чтоб блестели
(Королева уходя Кардиналу)
Так это и есть ваш сюрприз?
Тончайший словно хрустальный сервиз (уходит)
Кардинал (Королеве)
Все впереди, готов служить
Пойду я службу проводить (уходит)
Король
Ну что ж, до бала подожду
А после накажу жену
А даже если ошибусь
Попозже я и извинюсь (уходит)
Сцена 7
Слова влюбленных - как ветер. Нельзя шептать на них нежно - разнесет молва. И унесет ее и очернит, конечно, коварные и жестокие слова.
Королева (герцогине де Шеврез)
Все пропало, скоро бал
Ах, коварный кардинал
Разузнал все про подвески
И удар как рассчитал!
Герцогиня Де Шеврез
У Констанции есть мушкетер
Он умен, он и силен
Королева
Он поможет?
Герцогиня Де Шеврез
Он влюблен
В нашу милую КонстанциюАх, вот и она пришла
Констанция
Что случилось госпожа?
Герцогиня Де Шеврез
Вот письмо для Д АртаньянаПоспеши же без изъяна (королева и Шеврез уходят)
(Входит Д Артаньян, а Бонасье притаился у дверей)
Констанция (Д Артаньяну)
Мой милый поспеши
Во имя королевы
Подвески привези
Из Англии скорей
И в помощь прихвати друзей
Д Артаньян
Спешу исполнить все
Но только ради вас
Ах, кожа какова (берет руку)
А взор ласкает глаз!
Констанция (поглаживая по голове)
Ах, милый Д АртаньянВсего недели две
Спешите же поспеть
И будьте на коне!
И вам я подарю
Свой жаркий поцелуй
Лети же голубь мой
И жизнью не рискуй
А я же во дворец
Снесу благую весть
(Д Артаньян и Констанция уходят)
Бонасье (выходя от дверей на сцену)
Нет, видел какова! Родимая жена
«летите голубь мой» нашла еще слова
А я еще ведь жив. Что значит при дворе!
Ты – рогоносец друг. Родной Бокасий.
О, я же отомщу.
Бумагу и перо.
«Кар, кор, нет кар или кор»
Не все ли тут равно!
О, мысль пришла ко мне.
Беру перо и вновь
Его высокопреосвященство.
Лети же голубь мой (уходит)
Сцена 8 (Лондон)
За смертью смерть миледи сеет. Вот повод обижать прекрасных дам. Один раз только женщину обидел и вот возмездие: аз тебе воздам.
Герцог Бекингем
Что вам месье?
Д Артаньян
Подвески сэр. В опаске королева
Бекингем
Мы быстро порешаем дело
Так, вот они (показывает подвески)
Д Артаньян
Ах! Но их только 10
Куда пропали еще две?
Бекингем
Его дополнят ровно через 2 часа
Д Артаньян
Подожду (через время)
Бекингем
Дюжина! Пора в дорогу.
Д Артаньян
И прекрасно, слава богу! (уходят)
Граф де Винтер
А, племянница, привет
Не видал тебя сто лет!
Миледи
Вечер добрый милый дядя
Не скажу, что видеть рада
Где сокровища твой?
Ну-ка ключики гони!
Граф де Винтер
Я? Тебе? Отдать добро?
Ну нахалка!
Что с того?
А с какого ты рожна
Захотела вдруг добра?
Миледи
Просто. Блажь пришла такая
Я на все имею права
Я хочу – как королева
И недаром я миледи!
У тебя жены ведь нет
Нет детей, сестер и братьев
Зря ли что ль кинжал и яд
Мой работал милый дядя?
Так что все отдай ка мне!
Граф де Винтер
Ты! Исчадие ты ада!
Миледи (стреляя)
До свиданья и прощай!
Вот он ключ, что ж я богата!
Фелген
Именем герцога БекингемаТы арестована
И не пытайся сбить меня с толку
Меня предупреждали - Я умел!
Миледи
О, брат! Я была так молода и наивна
Я верила во все лучшее
И однажды ночной порой
Меня схватили и... Я не могу говорить
Фелтон
Говори сестра!
Миледи
Сорвали одежду и истязали тело
Видишь это клеймо (показывает клеймо)
Это знак презрения
Которое оставил начальник этой банды
Фелтон
Ия его сестра, имя!
Миледи
Ты не поверишь
Фелтон
Имя!!!
Миледи
Бекингем!
Фелтон
Я убью его!
Бекингем (входя)
Вырывалась?
Фелтон
Умри собака! (убивает)
Миледи (Фелтону)
Покойся с миром (стреляет)
Мне пора (уходит)
Сцена 9 (Бал)
Король (королеве)
Уж бал гремит, а где подвески?
Платье прекрасное, не спорю
Но где подарок к юбилею
Коль не нацепишь я устрою.
Королева
Боялась я что в толчее
Вдруг затеряются в толпе
Алмазы мог карманник вор
Стащить, и опозорить двор
Король
У нас давненько воровства
Не водится уж при дворе
С тех пор как царствую здесь я
Я Справедливость на Земле
Немедленно к себе иди
Подвески живо нацепи
Королева (почти уходит, но сталкивается с Констанцией)
Ну? Где подвески?
Констанция
Вот они
Королева
На платье живо нацепи
Король (кардиналу)
Уверены что тут подвох?
Кардинал
Донос соврать еще не мог
Королева (выходит с алмазами)
Ну как я вам! Как вам наряд?
Скажите он ласкает взгляд?
Король (облизываясь от восторга)
О Анна это прелесть
А наш любезный кардинал
Тебе к браслету, представляешь
Пару алмазов подогнал
Кардинал
Сей скромный дар примите вы
(король и королева уходит, кардинал щелкает пальцами и появляется Бонасье)
А вы не слыхали от жены имена Шеврез, Портос, де Эперон, Тревиль, Мартен, Крокан и черт возьми же Д Артаньян?
Бонасье
Слыхал. (подмигивает кардиналу)
Я понял, это все заговор против меня и Франции
Но я спасу Францию. Констанция.
Из за нее я чуть не угодил в Бастилию.
Я все понял. Каждый шаг моей жены
Будет известен вашему высокопреосвященству
Галантерейщик и кардинал – это сила!
Кардинал (дает монету)
Вы – разумный человек БонасьеБонасье
Да здравствует Кардинал! (уходит)
(входит Рошфор)
Рошфор
Что прикажете?
Кардинал
Вот это письмо передадите миледи
Пора покончить с Д Артаньяном.
Но прежде пусть разберется с Констанцией.
Мы проиграли сражение, но выиграли войну (уходят)
Сцена 10 (Смерть Констанции)
Констанция
Зачем королева отослала меня
В монастырь кармелитокКардинал зол, он хочет отомстить
А муж так расшаркался: поезжай, дорогая. Я потерплю
А от Д Артаньяна ни строчки.
Кто там?
Кэтти
Это я. Принесла письмо от Д АртаньянаСчастливы вы, быть любимой это так здорово
А я люблю его, а он не замечает меня.
Уйду в монахини. Прощайте.
Констанция
Постой Любовь не может охладеть.
Кэтти
И все же я пойду. Через 4 дня приму я постриг.
Констанция (читет)
«Любимая, я изнываю без тебя,
И служба в тягость
И сраженья кровь не горячат,
Представляю взор твой и душа пылает, стучится сердце
Крылья за спиной шуршат...
(стук в дверь) А Кэтти ты? Ой.
Миледи
Спаси. Бежала я от кардинала
Преследователи гнались по пятам, но я ушла
Констанция
Я рада
Миледи
О, дай воды мне осушить бокал
Со мною выпей за победу над врагами
Да сгинет кардинал, да будем мы друзьями (сыпет яд)
Констанция
Кружится голова и слабость
Что за стук?
Миледи
Гвардейцы и должна я поспешить (исчезает)
Д Артаньян Констанция! Да что с тобой?
Констанция
Хладеет тело милый мой
Атос
Сударыня, вы пили из этого бокала?
Констанция
Да
Атос
Бокал отравлен
Констанция
Яд! Прощай любимый! (умирает)
Д Артаньян
Констанция (припадает к телу)
(шум за сценой) Атос и Портос вводят миледи
Арамис
Смотрите кто попался в наши сети!
Портос
Кусалась птичка, только выдержал силок!
Миледи
А ну ка! Отпустите же мерзавцы!
Атос
Вот, что... Свяжите и ведите за порог.
Монахиням оставим тело.
У нас сейчас иное дело.
Сцена 11 (Смерть миледи)
Атос
Шарлотта Баксон, леди Винтер, графиня де Ля Фер, ваши злодеяния переполнили меру терпения людей на земле и Бога на небе. Если вы знаете какую-нибудь молитву, произнесите её, ибо вы осуждены и умрёте.
Миледи
Кто вам дал право решать человеческие судьбы?
Я молода, я хочу жить! Вы, вы граф де Ля Фер, вспомните, что я была вашей невестой, которую вы заклеймили лилиями и пытались повесить!
А вы, вы Портос! Разве ваше дворянское сердце не дрогнет при виде беззащитной девушки!
А вы, Арамис! Мушкетер в сутане. Вам должно быть известно, что вы совершаете один из самых страшных грехов! Одумайтесь!
Ну а вы, вы Д Артаньян! Да, я ошиблась! Но я любила вас, а что не сделает женщина ради любви! Даже устранит соперницу!
Атос
Ваши пригрешения взвешены и прощения им нет.
Умрите с миром!
Портос
Что касается меня, я прощаю вам отравленное вино. Умрите с миром! Арамис
Как лицо духовное я отпускаю вам грехи. Умрите с миром!
Д Артаньян
А я прощаю вам смерть несчастной Констанции. Умрите с миром!
Входит палач и уводит миледи. За сценой стук.
Палач (появляясь) Дело сделано, кстати – вот грамота.
Атос
Кардинальская... Что ж, хоть от мертвой какая то польза. (уходят)
Сцена 12 (Лейтинантская грамота)
Да, победило Зло, а не Добро! Такой был век. Коварный и жестокий. И шпаги звон, и прелесть чаровниц, и запах пороха и мрак темниц.
Д Артаньян
Поедем в БлуаЗаберем у Дюма
Или у ДюмыДюмов, покажем ДюмеДюмам, ДюмыкСтрашно сложен французский язык
Портос, Атос, Арамис Гениально! (4 - ро уходят)
Ришелье и РошфорРишелье
Вы не хотите, что бы вас постигла участь миледи?
Рошфор
А что с ней?
Ришелье
Ей отрубили голову. Позовите эту четверку!
(Входит Д Артаньян и Ко)
Господа, а где вы были
Во время военных действий
Из за того, что вы казнили человека
Это нарушение закона,
Это грозит Бастилией
Атос
Наше спасение в моих руках
Это грамота
Ришелье
И кем она подписана? Королем?
Атос
Нет, вами. (отдает грамоту)
Ришелье (читает)
«совершенное деяние выполнено во благо Франции. Кардинал Ришелье. 1640 года»
Ну что ж вы наверное знаете, что благодаря военной кампании
Де Тревиль получил повышение
И место лейтенанта вакантно
Может вы благородный Атос?
Атос
Для графа Де Ля Фер это слишком мало, а для Атоса много.
Ришелье
Может быть вы Портос?
Портос
После окончания кампании
Я подам в отставку, женюсь на госпоже КоннарИ надеюсь она подарит мне Дюжину
Другую маленьких Портосиков.
Ришелье
А вы дорогой Арамис?
Арамис
Последние события убедили меня в том
Что весь мир это суета сует
И я подамся в аббаты
Атос
У нас есть один человек с горячим сердцем
Холодной головой и верной рукой
Это Д АртаньянРишелье
Ну так и быть, владейте! (вручает грамоту)
Д Артаньян
Так мы пошли
Портос
В БлуаРишелье
Наивные, в векаКрасиво, медленно уходят.
КОНЕЦ
Муза
Окончен бал, актеры отыграли
Мы с вами проносились сквозь века
Отчаянных героев отыскали
Хитрюгу, интригана, дурака.
Но главное - нашли святую Дружбу
Что крепче узы дружбы может быть!
Когда она освящена любовью
Которая укажет – как нам плыть
И мы плывем, и мы берем барьеры
И все чертоги зла уже падут
Пока горят огни любви с надеждой
Да крепок верной дружбы наш союз
(актеры выходят)
7. Библиографический список.
1. http://www.infoliolib.info/2. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html3. http://stepanov01.narod.ru/library/catalog.htm