Автореферат Методики профилактической работы по предупреждению у старших дошкольников со стертой дизартрией артикуляторно-акустической дисграфии


Методики профилактической работы по предупреждению у старших дошкольников со стертой дизартрией артикуляторно-акустической дисграфии.
Дисграфия начинается задолго до поступления ребенка в школу. Именно в дошкольном возрасте необходимо предупредить предпосылки дисграфии, которая неизбежно проявит себя с началом школьного обучения, если соответствующие профилактические меры не будут приняты.
Нарушения звукопроизношения, а особенно наличие полных звуковых замен, являются несомненной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии, которую М.Е.Хватцев называет «косноязычием в письме», так как неправильное проговаривание слов в процессе записи приводит к появлению однотипных буквенных замен как следствие имеющегося (или имевшегося ранее) нарушения звуковой дифференциации звуков, помешавшего процессу формирования звукопроизношения.
Как отмечает О.В.Правдина, все случаи каппацизма, парасигматизма, при одинаковом дефектном произношении свистящих и шипящих (например, при призубном сигматизме), при йотоцизме все случаи неправильного произношения носят характер замены, могут отражаться на письме в соответствии с произношением. Полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными глухими (папушка - бабушка), недостаточное озвончение (колуби - голуби), недостаточное оглушение (ленда - лента), т.е. паралалии, так же отражаются на письме.
По данным Л.Г.Парамоновой, предпосылки артикуляторно-акустическойдисграфии выявляются у 16, 7 % старших дошкольников, а следовательно они заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.
В целях организации профилактической работы по предупреждению у
старших дошкольников со стертой дизартрией артикуляторно-акустической дисграфии были выбраны и проанализированы методики коррекционно-
логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Данные методики были разработаны Е.Ф.Архиповой, В.А.Киселевой, А.Н.Корневым, Л.В.Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Л.Г. Парамоновой, О. В. Правдиной, О.Г. Приходько, Т.Б.Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной .
В результате этого анализа была отмечена специфичность методик для данной группы детей и возможность их использования в целях профилактики артикуляторно-акустической дисграфии в структуре коррекционного воздействия.
Все вышеуказанные авторы сходятся во мнении, что для устранения
стертой дизартрии необходим системный подход, комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и коррекционно-логопедическое направления.
О.В.Правдина подчеркивает, что при стертой дизартрии недостатки произношения преодолеваются только под влиянием систематического и длительного логопедического воздействия. В своей методике логопедической работы при дизартрии, особую роль в нормализации речевой моторики автор отводит логопедическому массажу и логопедической гимнастике, использованию элементов лечения положением. При постановке звуков О.В. Правдина рекомендует использовать традиционную методику. Автор указывает только на особенности постановки звуков и подчеркивает значительно большие сроки работы над каждым звуком, чем при дислалии. О.В. Правдина не рекомендует сразу добиваться полной чистоты звука, говорит о необходимости одновременной работы сразу над несколькими звуками, принадлежащим к различным артикуляционным установкам, отмечает последовательность работы над звуками с постепенным усложнением артикуляционных установок.О.Г. Приходько говорит о том, что важно учитывать взаимосвязь
речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики. Например, необходимо подавлять патологическую рефлекторную активность как в речевой, так и в скелетной мускулатуре, необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. О.Г.Приходько считает важным формирование кинестетического ощущения артикуляционной позы. При этом необходима опора на анализаторы: зрительный - выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом; слуховой - сопровождение движений четкой речевой инструкцией. При работе над коррекцией звукопроизношения автор рекомендует сначала вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего.
В методике работы с детьми со стертой дизартрией Т.Б. Филичевой,
Н.А.Чевелевой, Г.В.Чиркиной первоначальной задачей коррекции произношения детей-дизартриков является дифференцированное произношение. По мнению авторов, основное внимание логопеда должно быть направлено на развитие подвижности артикуляционного аппарата, так как главной причиной дефектов произношения является частичная или полная его неподвижность. Авторы считают, что в первую очередь необходимо поставить и закрепить в речи группы звуков, включающие наиболее легкие в артикуляционном отношении фонемы и далекие друг от друга акустически. Следующая группа звуков - сложные по артикуляции фонемы – звонкие, шипящие согласные, аффрикаты и звук р. Попутно на этих фонемах авторы предлагают вести работу по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа. В методике подчеркивается, что ранняя и правильно организованная логопедическая работа с детьми со стертой дизартрией всочетании с воспитательными действиями, дает возможность большей части детей усваивать программу массовой школы.
В методике Л.В.Лопатиной и Н.В.Серебряковой по коррекции стертой
дизартрии у дошкольников авторы особую роль отводят формированию кинестетической основы движений рук и артикуляторных движений. Работе по коррекции речи предшествуют ритмические упражнения. Даны упражнения на развитие просодической стороны речи, а так же на развитие фонематического восприятия. Достаточно насыщен видами заданий и четко поэтапно выстроен материал по автоматизации звуков. Авторы рекомендуют начинать работу по закреплению и автоматизации звуков от закрытых слогов в сочетании с любым гласным, основываясь на том, что такой структуре слогов согласный испытывает меньшее воздействие соседней фонемы.
Методика логопедической работы с дошкольниками со стертой дизартрией, разработанная В.А. Киселевой, направлена на профилактику нарушений письменной речи. Работа выстроена поэтапно и четко структурирована. В систему занятий включены разнообразные виды упражнений, специально направленные на профилактику нарушений чтения и письма. В помощь логопедам предлагается альбом, в котором приведены все материалы для обследования.
По мнению В.А. Киселевой, очередность постановки звуков не важна.
Рекомендуется начинать работу со звуков, наиболее легких для ребенка, а их закрепление проводить сначала на материале в позиции закрытого слога, затем открытого. Автор объясняет это тем, что в закрытой позиции ребенку легче переключить артикуляционные уклады и опознать нужную фонему (кроме звонких звуков). После закрепления парного глухого звука проводится автоматизация звонких звуков. В.А. Киселева не использует для закрепления слоги, а начинает автоматизацию сразу на материале слов. Последним этапом методики является обучение чтению, подготовка к письму Особенность данной методики заключается в том, что занятия по коррекции звукопроизношения проводятся, когда произошла системная коррекция атипии психического развития и сформированы все основные механизмы, обеспечивающие развитие звукопроизносительной стороны речи.
В методике Е.Ф.Архиповой представлены три комплекса дифференцированного логопедического массажа (при ригидном, спастико-атактико- гиперкинетическом и паретическом синдромах), в каждом из которых предлагаются упражнения, направленные на преодоление патологической симптоматики [3].В новом варианте представлена коррекция звукопроизношения в основе которой лежат 20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой. Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости от подготовленности артикуляционных укладов: дорсального, какуминального, альвеолярного.
Е.Ф.Архипова предлагает начинать автоматизацию с уточнения произнесения гласных. При этом вводятся зрительные опоры – символы
гласных звуков, которые напоминают ребенку о необходимости активно работать губами при их произнесении, что обеспечивает четкость произнесения слогов, формирует прочные кинестезии. Подключаются пальцевые упражнения на иппликаторе. Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев рук подкрепляют моторные образы звуков, что способствует и более быстрому их запоминанию и воспроизведению. Только после этого Е.Ф.Архипова рекомендует переходить к автоматизации поставленных звуков по модулям (11 модулей), используя приемы тактильно-кинестетической стимуляции. Этот метод автоматизации поставленных звуков способствует созданию прочных кинестезий, что является профилактикой артикуляторно-акустической дисграфии.
Профилактику артикуляторно-акустической дисграфии Л.Г. Парамонова
рекомендует начинать с воспитания у ребенка звуковой дифференциации заменяемых звуков. Далее необходимо достичь правильного произношения заменяемого звука. После постановки звука и его полной автоматизации в речи необходима дифференциация ранее заменявшегося звука от звука-заменителя до полного исчезновения смешений данных звуков в устной речи. Автор отмечает, что этому способствует включение в работу упражнений на фонематический анализ слов. Если ребенок научится «чувствовать» каждый из этих звуков в словах, он не будет допускать буквенные замены на письме при обучении грамоте.
Вторичная профилактика дисграфий, по мнению А.Н. Корнева, заключается в проведении следующих мероприятий:
1) Своевременное выявление детей «группы риска» (до обучения в школе) и проведение с этими детьми коррекционно-профилактической работы.
2) Исправление фонетико-фонематических нарушений.
3) Формирование функционального базиса письма, а именно: развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой; развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления; формирование изобразительно-графических способностей; развитие сукцессивных способностей.
4) Дети из «группы риска» нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму, в соответствии с когнитивным стилем ребенка.
Таким образом, все выше перечисленные методики коррекционно- логопедической работы с дошкольниками со стертой дизартрией могут быть взяты за основу профилактической работы с детьми указанной группы по предупреждению артикуляторно-акустической дисграфии в плане развития артикуляторной моторики, коррекции звукопроизношения, автоматизации и дифференциации звуков и развития фонематического анализа.
Список литературы
Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е.Ф.Архипова.- М.: АСТ, 2008. - 254 с.
Киселева, В. А. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма у старших дошкольников со стертой формой дизартрии: Дис. … канд.пед. наук [Текст] / В.А.Киселева. – М., 2001. – 187 с.
Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А.Н.Корнев. - СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. - СПб.: Образование,1994. – 92 с.
Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / Л.В.Лопатина; Под ред. Е. А. Логиновой. - СПб.: Союз, 2005. – 192 с.
Лопатина, Л.В. Некоторые особенности восприятия устной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л.В.Лопатина // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. - СПб.: Образование, 1992. – 49 с.
Парамонова,Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / Л.Г.Парамонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 128 с.
Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л.Г.Парамонова. - СПб.: Союз, 2001. – 240 с.
Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О.В.Правдина. - М.: "Просвещение", 1973. – 272 с.
Приходько, О.Г. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии [Текст] / О.Г.Приходько // Журн. Специальное образование, 2010. - №4. – С. 57-79.
Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б.Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.—236 с.
Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М.Е.Хватцев // Книга для преподавателей и студентов. – М.: Владос, 2009. - Кн.1. – 272 с.