Конспект урока по курсу Все цвета, кроме черного
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА УЛЫБКА? (по курсу «Все цвета, кроме чёрного»)
Цели: знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.
Задачи:
воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту;
формировать у детей отрицательное отношение к вредным привычкам;
развивать коммуникативные навыки и умения.
Оборудование: компьютерная презентация, карандаши или фломастеры, маленькое зеркало (у каждого), фонограмма к песне “Улыбка”, памятки.ХОД УРОКА:
1.Вступительное слово учителя. Учитель. Сегодня у нас необычное занятие, мы раскроем ещё одну тайну человека.
А для этого разгадаем кроссворд с ключевым словом.
На доске изображение контуров цветка.
На столах учащихся - лепестки с номерами и заданиями кроссворда.
Учитель: Лепесток под №1 откроет 1 команда(и т.д.)
Ученик, у которого на парте лепесток с данным номером, выходит к доске и зачитывает задание кроссворда.
1 - чувство печали, уныния.
2 - впечатление от чего-нибудь неожиданного и странного, непонятного.
3 - движения рукой, что-нибудь выражающие или сопровождающие речь.
4 - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство
5 - движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
6 – рукоплескания в знак одобрения или приветствия.
По мере разгадывания терминов, лепестки с цифрами заменяются на лепестки с разгаданными словами:
1 – грусть,
2 – удивление,
3 – жесты,
4 – обида,
5 – мимика,
6 – аплодисменты.
Подчеркнутые буквы выделены красным цветом. После того, как все лепестки будут открыты, учащиеся по часовой стрелке из выделенных букв прочитывают ключевое слово кроссворда «Улыбка».
2.Сообщение темы занятия.
Итак, о чем будем говорить сегодня на занятии?
- Об улыбке.
В тетради прочитайте проблемный вопрос: Для чего нужна улыбка? Это и есть тема нашего урока.
Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Почему человек улыбается?
- Когда у человека появляется улыбка?
(Когда ему хорошо, радостно)
(улыбкой выражать свои чувства).
- Какую роль играет улыбка в жизни человека?
3. Просмотр мультфильма «Крошка Енот».
Вопросы после просмотра :Понравилось ли Крошке Еноту, когда тот, кто сидит в пруду погрозил ему палкой и камнем?
Когда стало весело Крошке Еноту?
В нашей повседневной жизни всегда ли мы видим свое отражение?
Кто видит нас со стороны?
Когда окружающим становится приятно с вами общаться? Так для чего нужна улыбка? Ответы на вопросы.
Слайд 19. - Упражнение “Тренировка улыбки”.
Возьмите зеркало. Смотрясь в него, поднимите уголки рта вверх, сделайте красивую, добрую улыбку и сохраните её несколько секунд.
А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
- Что происходит с лицом человека во время улыбки?
-Улыбка – это только движения губ?
(Нет, это еще и движения лица, глаз)
В словаре Ожегова дается такое определение слова «Улыбка»: Улыбка – это мимическое движение лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее привет, удовольствие, насмешку и другие чувства.
На экране 3 пиктограммы:
- На какой пиктограмме изображена улыбка? Почему?
Слайды 5-10. - Улыбающиеся лица.
Вы узнали этих людей? Как вы думаете, какие чувства испытывают они?
Как вы догадались?
Оказывается, улыбка может сказать о многом.
Вообразите себе, что исчезли из жизни людей все улыбки, что произойдёт на Земле?
Дети. Люди не будут радоваться красотам природы, будет пусто вокруг, как будто исчезли все цветы, птицы…Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.
Учитель.
- Не стало ли вам приятнее после того, как на вас стали смотреть улыбающиеся люди? Посмотрите, как идёт улыбка и детям, и пожилым, и молодым
5. Поговорки. Слайд 11.
Учитель. На экране записаны поговорки, которые необходимо дополнить словами
Кто улыбается, …. (тот живёт).
Кто не улыбается,… (тот сохнет).
- Как вы понимаете эти поговорки?
На здоровье влияет ещё и настроение. Чтобы у вас всегда было хорошее настроение, берите с собой …что? (улыбку)
Американские учёные установили, что когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества - гормоны, благодаря которым улучшается настроение. А плохое настроение ослабляет наш организм. Злоба, обида, недовольство могут привести к возникновению болезней.
8. Игра «Тух-тиби-дух!» - Слайд.
Учитель: Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Чтобы оно подействовало, необходимо сделать следующее: вы начинаете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив соседа, посмотрите ему в глаза и трижды сердито произнесите слово “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произнесите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо произносить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.
(В этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово сердито, через некоторое время они не могут не смеяться).- Что помогло разрядить напряжённую обстановку?
9. Разыгрывание сценки “3 подруги”. Слайд 21.
Жили-были 3 подруги – Плакса, Злюка и Резвушка. Однажды, гуляя, они попали под дождь. Покажите, как поведут себя разные по характеру подруги.
- Итак, вы теперь легко ответите на вопросы.
а) У кого больше друзей: у веселого или равнодушного человека?
б) Можно ли с помощью улыбки улучшить свою жизнь?
в) С каким человеком легче и приятнее общаться?
10. Наблюдение за лицом одного и того же человека с улыбкой и без улыбки. Слайд .
- Какое лицо располагает к общению?
11. Суррогаты и антиподы улыбок. Слайд .
Учитель. Улыбка – радуга души. Однако низменные чувства людей породили суррогаты и антиподы улыбок. Истинная улыбка несет только благо, суррогаты же несут зло.
-Вот они суррогаты:
подлая улыбка;
притворная улыбка;
ехидная улыбка;
фальшивая улыбка;
злорадная улыбка;
лукавая улыбка.
- Пусть никогда не появляются эти суррогатные улыбки на ваших лицах и лицах ваших друзей и близких.
Мудрецы предупреждают:
Насмешка – самый вредный воспитатель.
Насмешка роднит с побитием камнями.
Учитель. Пифагор запрещал своим ученикам насмешки, ибо они больше всего мешают торжественности. Нужно всегда удерживаться от насмешек, как от самого вредоносного.
В Спарте находится Храм Смеха, можно многие болезни излечить в нём. Какое счастье, что нигде нет Храма насмешки!
12. Творческое задание «Подари улыбку миру!» Слайд 24.
У вас на столах вырезаны формы лица. На них пропала улыбка.
Предлагаю вам нарисовать улыбку.
Во время рисования звучит песня .Пока звучит песня, вы должны нарисовать улыбку и написать красивое пожелание для кого-либо. По окончании песни вы возьмёте свои эмблемы и подарите их друзьям, гостям или учителю.
(Песня «Подари улыбку миру!» Непоседы)Учитель. Какие у вас прекрасные улыбки! Ваши улыбки нужны всем!
13. Памятки-рекомендации. Слайд.
- А я решила подарить вам памятки. Прочитайте их.
Памятка
- Упражнения-тренинги в парах.
1) Мама сегодня грустная и усталая. Вы хотите улучшить её настроение.
2) В библиотеке. Читатель разговаривает с библиотекарем, просит дать книгу.
3) В магазине. Покупатель просит продавца показать вещь.
- Разыгрывание сценки “3 подруги”.
Жили-были 3 подруги – Плакса, Злюка и Резвушка. Однажды, гуляя, они попали под дождь. Покажите, как поведут себя разные по характеру подруги.
- Итак, вы теперь легко ответите на вопросы.
а) У кого больше друзей: у веселого или равнодушного человека?
б) Можно ли с помощью улыбки улучшить свою жизнь?
в) С каким человеком легче и приятнее общаться?
Памятка
Каждый день тренируйся улыбаться перед зеркалом. Одну минуту оставайся в таком состоянии.
У себя в комнате постарайся повесить картину или фотографию смеющегося человека.
Чаще смотри картины с пейзажами и животными.
Дома, в школе, на улице чаще улыбайся родителям, учителям, друзьям.
Улыбайся, когда здороваешься!
Помни - улыбаясь, мы улучшаем своё здоровье и окружающую нас жизнь!
Подари улыбку миру!
Улыбнись!!!