Наименование раздела: Жанры русской народной песни. Тема урока: Обрядовые семейно- бытовые песни. Учитель музыки и пения


ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат №1»
Наименование раздела: Жанры русской народной песни.
Тема урока: Обрядовые семейно- бытовые песни.
Учитель музыки и пения: Бельченко Е.В.
Урок музыки и пения. 5 класс. II четверть.

Цель: познакомить с русским народным творчеством; дать понятие обрядовой песни.
Задачи: учить различать средства музыкальной выразительности(лад, темп, распевы);
развивать музыкальный слух, чувство ритма, вокально-хоровые навыки; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
воспитывать интерес к истории народных песен Белгородской области, активизировать творческие способности.
Оборудование: плакаты «Русский костюм», рушник, детские музыкальные инструменты.
Ход урока
I. Организационный момент.1.Построение около класса.
2.Вход под русскую народную песню « Светит месяц».
3.Музыкальное приветствие.
4.Музыкальная разминка.
- дыхательное упражнение «Дудочка»: сжать пальцы в кулаки, приставить один к другому и приложить к губам, словно дудочка. Сделать активный вдох ртом , а потом медленно выдувать воздух губами, сложенными в трубочкой, «в дудочку». Упражнение повторяется несколько раз, с каждым разом выдох надо стараться делать всё длиннее.
-скороговорка «Три сороки –тараторки тараторили на горке».
-прочитать текст скороговорки ,написанный на доске, разучить и запомнить.
-произнести скороговорку в разных вариантах: медленно, быстро, по рядам, всем классом, индивидуально, с отстукиванием ритма: ладонями, хлопками по коленям.II. Работа по теме урока.
-Что такое фольклор? (Произведения, которые созданы народом.)
-Какие фольклорные произведения, созданные нашим народом, вы знаете? ( Сказки, песни, пословицы, загадки, скороговорки.)
-Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличии от профессиональной музыки фольклор не знает авторства. Произведение живёт в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым жанром русских народных песен - обрядовые песни. Важнейшие события в жизни, будь они радостные или печальные, человек старался обставить торжественно, чтобы запомнились надолго (рождение ребёнка, крещение, свадьба, погребение усопшего).
Вокруг каждого такого события строилось театральное действо – игра. Событие «обряжается», отсюда и происходит слово «обряд». Исполнялись песни: величание новорожденного, колыбельные, свадебные песни, плачи, причеты.
Все эти песни объединены одним названием – обрядовые семейно-бытовые песни.
1.- слушание свадебной песни «Виноград в саду цветёт» в исполнении образцового детского фольклорного коллектива (на слайдах -народный костюм Белгородской обл.)
-Давайте вспомним, какие музыкальные средства помогают нам понять красоту русских народных песен.
-Какой рисунок вы выбрали бы для мелодии песни «Виноград в саду цветёт»?
-В каком ладе она написана? (мажор)
-В каком ритме? (в ровном)-В каком темпе? (умеренном)
-Перед разучиванием песни повторим правила певческой посадки.
Правила певческой посадки: «Заверши правильно фразу учителя»
Вовремя пения спину надо держать…(прямо)
Вовремя пения следите ,чтобы ваши плечи были … (развёрнуты)
Руки положите…( на колени)
Во время пения не смотрите по …(сторонам)
Во время пения надо смотреть на …(учителя)
2.-Разучивание песни
-работа над текстом
- сравнение первой и второй части песни
-исполнение по фразам
3. Беседа о народных костюмах Белгородского края.
-показ презентации
-работа в тетради
-зарисовка элементов орнамента

III.Повторение – жанр «Частушки»
-Какой характер у народных песен под названием «частушки»?
-Почему частушки получили такое название?
- Чем отличаются частушки от других народных песен? (У них короткий мотив, который всё время повторяется.)
Исполнение частушек изученных ранее.
-Какие народные инструменты помогут спеть частушки ещё веселее?
Исполнение частушек с детскими шумовыми инструментами.
IV. Обобщение.
-С каким новым жанром русских народных песен вы познакомились на этом уроке? (обрядовыми семейно- бытовыми песнями)
-Почему эти песни получили такое название?
-Какие важные события в своей жизни люди сопровождали обрядами ?
Какие песни исполнялись? (величание новорожденного, колыбельные, свадебные песни, плачи, причеты.)
Итог урока.
Выставление оценок.
Выход из класса под р.н.песню « Светит месяц».