Технология психологического сопровождения первоклассников


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Лысково Нижегородской обл.
Технология психологического сопровождения первоклассников
педагога –психолога
Тумановой Натальи Васильевны.
2014 год.
Схема взаимодействия психолога с субъектами образовательного пространства в ходе психологического сопровождения первоклассников.

Технология психологического сопровождения первоклассников.
Основные концептуальные положения:
Психологическое сопровождение первоклассников – направлено на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения ( Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе).
Психолог преимущественно участвует в развитии как сопровождающий, он создает условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам и на которые его ориентировали педагоги и родители . (Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ.) Важнейший принцип сопровождения – безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность потребностей его развития.
Основная цель: помощь первоклассникам в адаптации к новой учебной деятельности.
Этапы работы:
0 этап. Май.
Мероприятия:
Выступление на родительском собрании «Условия успешной адаптации
первоклассников. Психологическая готовность к школе».
Участники: родители будущих первоклассников.
Ожидаемые результаты: формирование психологической компетентности,
улучшение подготовки к школе.
Методы, дидактический материал: сообщение, презентация.
Ответственные: психолог, завуч.нач.школы, учителя 1-х кл.
1 этап. Сентябрь.
Мероприятия:
Психологические игры на улучшение адаптации первоклассников.
Время и место проведения: 2 большая перемена, классная комната или рекреация.
Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл., учащиеся 9 «Б» кл-
члены волонтёрской бригады.
Ожидаемые результаты: снятие психоэмоционального напряжения у первоклассников развитие коммуникативных навыков - улучшение адаптации.
Методы, дидактический материал: Игры К.Фопеля («Пьедестал», «Слоны и зайцы», «Насос и мяч», «Рубка дров» и др.).
Ответственные: психолог, члены волонтёрской бригады.(См.Приложение№1).
Классные часы «Лесная школа».
Время и место проведения: классные часы в первых классах, классная комната.
Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл., психолог, кл.руководитель.
Ожидаемые результаты: положительное восприятие школьных требований.
Методы, дидактический материал: сказкотерапия, арт-терапия; сказки
А.Соколова.
Ответственные: психолог.
Выступление на совещании «Условия успешной адаптации
первоклассников».
Участники: учителя 1-х классов, специалисты, завуча нач. школы.
Ожидаемые результаты: формирование психологической компетентности у педагогов, работающих в 1-х кл.
Методы, дидактический материал: сообщение, презентация.
Ответственные: учителя 1-х классов, специалисты, завуч нач. школы.
Групповая диагностика (в рамках ФГОС).
Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.
Ожидаемые результаты: выявление учащихся не готовых к школьному обучению, исследование хода адаптации к новым учебным условиям.
Методы, дидактический материал: набор методик ( «Графический диктант», «Рисунок человека», «Первая буква», «Образец и правило», «Домики»).
Ответственные: психолог, учителя 1-х кл.
Посещение уроков.
Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.
Ожидаемые результаты: выявление учащихся не готовых к школьному обучению ( темп деятельности, работоспособность, усидчивость, произвольность).
Методы: наблюдение.
Ответственные: психолог.
Идивидуальные консультации.
Участники: учителя 1-х кл.
Ожидаемые результаты: определение запроса к психологу (список учащихся) по итогам первичной диагностики.
Методы: беседа.
Ответственные: психолог, учителя 1-х кл.
2 этап. Октябрь.
Мероприятия:
Групповая диагностика.
Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.
Ожидаемые результаты: определение уровня школьной мотивации.
Методы, дидактический материал: тестирование, опросник школьной мотивации «Что мне нравиться в школе..» (по Н.Г. Лускановой), рис. «Я в школе».
Ответственные: психолог.
Индивидуальная (углублённая) диагностика.
Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.
Ожидаемые результаты: определение причин низкой учебной мотивации,
исследование развития познавательных психических процессов.
Методы, дидактический материал: проективные (рисуночные тесты, песочная терапия), беседы, тесты психологической готовности к школе
( Ю.А. Афонькина,Т.Е. Белотелова, изд. «Учитель»-2012 г.).
Ответственные: психолог.
Формирование коррекционно-развивающих групп.
Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.- с низким уровнем подготовки
к школе, низкой учебной мотивацией.
Ожидаемые результаты: групповая коррекционно-развивающая работа.
Ответственные: психолог, учителя 1-х кл., родители.
Выступление на родительском собрании «Организация психологического сопровождения первоклассников. Взаимосвязь: школа-семья. Итоги адаптации 2013г.».
Участники: родители первоклассников.
Ожидаемые результаты: формирование психологической компетентности,
мотивирование на взаимодействие с психологом.
Методы, дидактический материал: сообщение, презентация.
Ответственные: психолог.
Начало коррекционно-развивающих занятий.
Участники: группы детей из 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.- с низким уровнем подготовки
к школе, низкой учебной мотивацией.
Методы, дидактический материал: программа автора.
Ожидаемые результаты: развитие познавательных психических функций: восприятие, внимание, память, мышление; развитие произвольной сферы (умение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилами, развитие произвольного внимания, произвольной памяти),снятие тревожности, неуверенности при ответах; повышение учебной мотивации. Ответственные: психолог, учителя 1-х кл., родители.
3 этап. Ноябрь-декабрь.
Мероприятия:
Коррекционно-развивающие занятия.
Участники: группы детей из 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.- с низким уровнем подготовки
к школе, низкой учебной мотивацией.

Индивидуальные консультации.
Участники: родители учащихся коррекционно--развивающих групп.
Ожидаемые результаты: обучение развивающему общению с детьми,
распространение упражнений для занятий дома; делегирование к врачам
(невропатолог, психотерапевт).
Методы, дидактический материал: беседа, бланки по развитию внимания,
задания по развитию мыслительных операций, литература по развитию
познавательных процессов.
Ответственные: психолог, родители.
Индивидуальные консультации.
Участники: учителя 1-х кл. учащихся коррекционно--развивающих групп.
Ожидаемые результаты: обмен информацией, анализ изменений в поведении на уроках у учащихся.
Методы: беседа.
Ответственные: психолог, учителя 1-х кл.
Индивидуальные консультации.
Участники: школьный логопед.
Ожидаемые результаты: обмен информацией, анализ изменений в развитии
психических процессов у учащихся.
Методы: беседа.
Ответственные: психолог, логопед.
4 этап. Январь-март.
Мероприятия:
Психологический этюд «Мы споём сейчас частушки, да про школьные дела».
Участники: дети коррекционно-развивающих групп.
Ожидаемые результаты: повышение мотивации, введение в учебную деятельность.
Методы: музыкотерапия. (См. Приложение №2).
Коррекционно-развивающие занятия.
Участники: группы детей из 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.- с низким уровнем подготовки
к школе, низкой учебной мотивацией.
Групповая диагностика.
Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл., учителя 1-х кл.
Ожидаемые результаты: определение уровня школьной мотивации в середине года.
Методы, дидактический материал: опросник для учителей.
Ответственные: психолог, учителя 1-х кл.
Выступление на школьном консилиуме: «Итоги адаптации 2014г.».
Участники: учителя 1-х классов, специалисты, завуча нач. школы.
Ожидаемые результаты: обмен информацией, координация совместных
действий.
Методы, дидактический материал: сообщение, презентация.
Ответственные: учителя 1-х классов, специалисты, завуч нач. школы.
Индивидуальные консультации.
Участники: родители учащихся коррекционно--развивающих групп.
Ожидаемые результаты: обучение развивающему общению с детьми,
распространение упражнений для занятий дома; делегирование к врачам
(невропатолог, психотерапевт).
Методы, дидактический материал: беседа, бланки по развитию внимания,
задания по развитию мыслительных операций, литература по развитию
познавательных процессов.
Ответственные: психолог, родители.
Индивидуальные консультации.
Участники: учителя 1-х кл. учащихся коррекционно--развивающих групп.
Ожидаемые результаты: обмен информацией, анализ изменений в поведении на уроках у учащихся, рекомендации по взаимодействию.
Методы: беседа.
Ответственные: психолог, учителя 1-х кл.
Посещение уроков.
Участники: группа учащихся 1-х кл., посещающих коррекционно-развивающие
занятия.
Ожидаемые результаты: оценка показателей: темп деятельности,
работоспособность, усидчивость, произвольность.
Методы: наблюдение.
Ответственные: психолог.
5 этап. Апрель-май.
Мероприятия:
Групповая диагностика.
Участники: первоклассники 1 «А», 1 «Б», 1 «В» кл.
Ожидаемые результаты: определение уровня школьной мотивации.
Методы, дидактический материал: тестирование, опросник школьной мотивации «Что мне нравиться в школе..» (по Н.Г. Лускановой).
Ответственные: психолог.
Индивидуальная (углублённая) диагностика.
Участники: дети, посетившие коррекционно-развивающие занятия.
Ожидаемые результаты: улучшение показателей в развитии познавательных
психических процессов после коррекционно-развивающих занятий.
Методы, дидактический материал: тесты психологической готовности к школе
Ю.А.Афонькиной.
Ответственные: психолог.(См. приложение №3).
Посещение уроков.
Участники: группа учащихся 1-х кл., посещающих коррекционно-развивающие
занятия.
Ожидаемые результаты: оценка показателей: темп деятельности,
работоспособность, усидчивость, произвольность.
Методы: наблюдение.
Ответственные: психолог.
Выступление на родительском собрании «Условия успешной адаптации первоклассников. Психологическая готовность к школе».
Участники: родители будущих первоклассников.
Ожидаемые результаты: формирование психологической компетентности,
мотивирование на взаимодействие с психологом.
Методы, дидактический материал: сообщение, презентация.
Ответственные: психолог, завуч.нач.школы, учителя 1-х кл.
Анализ результативности деятельности.
Работа в рамках данной технологии позволяет решать многие трудности, возникающие как, в ходе адаптационного периода, так и после него в течение всего учебного года.
В период острой фазы адаптации - первые 2-3 недели сентября, психологические игры со старшеклассниками, значительно облегчают эмоционально-психологическое самочувствие первоклассников. Что выражается в ожидании детей волонтёров, чувства радости, всеобщего веселья. По итогам диагностики, на отношение первоклассников к школе (начало года), данные в текущем году, когда была организована волонтёрская бригада - значительно лучше, в сравнении с прошлым (см.Приложение №4).
Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий во всех 1-х классах, ставила задачей не только - доформирование основных психических новообразований, которые должны складываться у ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту (Р.В. Овчарова), но и раскрытие ребёнка, снятие неуверенности, тревожности при ответах. В итоге, ещё в середине цикла занятий, со стороны педагога- снимался запрос на учащегося из разряда «испуганного» и «зажатого» он переходил в статус «уверенного» и «раскрепощенного». Коррекционно-развивающие занятия позволяют детям улучшать свои показатели, даже если общий уровень развития остаётся- низким. Данные учащиеся направляются на комиссию ПМПК (с согласия родителей).
Из проведённых наблюдений на уроке и индивидуальных бесед с учителями 1-х кл., у детей, посетивших к-р занятия, отмечается повышение учебной активности, улучшение результатов в учебной деятельности.
В качестве активного метода (самовыражения, мотивирования и приобщения к учебной деятельности) можно назвать – исполнение школьных «частушек» детьми к-р группы. Перед всем классом, дети исполняют шуточные песни про школу. Косвенно, непринуждённо, с юмором решаются большие проблемы детей к-р группы: боязнь отвечать у доски, боязнь быть осмеянным и ответить неправильно.
Работа в рамках данной технологии, подразумевает активную роль психолога, в плане проведения и организации различных мероприятий. Такая позиция помогает учителю и родителям в ходе учебно-воспитательного процесса и не делает из психолога «пассивного диагноста».
Приложение №1. Помощь волонтёров. Игры в большую перемену.


Приложение №2. Частушки о школьной жизни.

Приложение №3. Цветы достижений.

Список литературы:
1.Ю.А.Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е.Борисова Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет.. Волгоград, изд. «Учитель», 2012 г.
2.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с. (Практическая психология в образовании).
3.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов сред.пед.уч.зав / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1.998. -160 с.
4.И. В. Дубровина, А. Д. Андреева,Е. Е. Данилова,Е. М. Кравцова, и др. Младший школьник:развитие познавательных способностей . Пособие для учителя под редакцией И. В. Дубровиной.
5.И. В. Дубровина Практическая психология образования.- СПб.: Питер, 2004 г.
6.Еделева Е.Г., Ерёменко Н.А., Шилова О.В. Изучение универсальных учебных действий младших школьников.- методические рекомендации, Н.Новгород, 2012 г.
7. Овчарова Раиса Викторовна, доктор психологических наук, профессор
Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2000. — 448с.
8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Творческий центр «Сфера», М.-2001г.
9. К Фопель. Как научить детей сотрудничать. Ч-1.М. «Генезис», 2000 г.